<<
>>

[О НЕУНИЧТОЖИМОСТИ САМОДОВЛЕЮЩЕГО]

 

«Все самодовлеющее неуничтожимо. Если бы оно уничтожилось, то отделилось бы от самого себя». Эту мысль мы обязаны рассмотреть детально. Положение говорит, что, насколько сущность отделяется от своей определенности, настолько она лишается сущности и бытия.

Ибо бестелесные и неуничтожимые роды сперва связаны со своими причинами, а после — со своими определенностями, бытие же имеют нераздельно от своей причины. Ибо всякое причиненное всецело находится в причине, как бестелесное в бестелесном. По ты, познающий, обрати внимание на то, каким образом причиненное неотделимо от причины: ведь ни время не вклинивается между ними, как между первичным и последующим, что происходит в уничтожимых и телесных причинах и причиненных, ни телесное пространство не объем лет их, как отделенное от причины причиненное, а н ри ч и па в самой себе содержит причиненное и является его местом, объем ли его своей силой не как телесное пространство тела, а как исшедшая сила в высшей силе. И далее, [бестелесное| не приходит от несовершенства к совершенству, поскольку им не управляет ни прирост во времени, ни переход из одного возраста в другой, потому что оно не воспринимает ни прибавления, ни убавления. Ибо убавление и прибавление являются движением, а всякий бестелесный род неподвижен как пространственно, так и качественно и пребывает как слово в душе или как причиненное в причине, а ни в одном из этих случаев причина не отделяется от причиненного. Но всякое не отделяемое и не отвлекаемое от своей определенности и от своей причины является неуничтожимым и вечным и пребывает в своей причине.

ГЛАВА 47

[О НЕДЕЛИМОСТИ САМОДОВЛЕЮЩЕГО]

«Все самодовлеющее неделимо и просто». Согласно положению, «всякое самодовлеющее неделимо и просто». Но если кто допустит, что самодовлеющее состоит из частей и является сложным, то он впадет в целый ряд противоречий: прежде всего тем самым он допускает, что оно составлено из стихий и элементов и, значит, в нем будут налицо лучшее и худшее, как это созерцается среди четырех элементов: огонь и воздух являются лучшими в составленных и определяемое ими качество более животворно.

Ибо оно более драстериос 134. Это и все подобное этому чуждо и несвойственно бестелесным родам. Таким образом, всякое самодовлеющее неделимо и просто.

ГЛАВА 48 [О НЕВЕЧНОМ]

«Все невечное или есть составленное, или имеет существование в ином».

Философ делит здесь невечное на две категории. Ведь всякое невечное или составлено из элементов и стихий и вновь разлагается на то, из чего составлено, как это показывает природа смертных существ. Или же, далее, [может быть] другой вид невечности, когда она [нуждается] в подлежащем, как, [например], цвета и фигуры нуждаются в телесной материи, ибо при изменении тела они сразу делаются несуществующими, как энтелехии Стагирита 13 . А всякое простое является неделимым и нерассеянным, пребывающим в самом себе и самобытным.

Глава 51[О ВЕЧНОСТИ САМОДОВЛЕЮЩЕГО]

«Все самодовлеющее вечно». Ибо было сказано, что причиной невечности является, во-первых, составленность из стихий, а во-вторых, потребность в подлежащем.

 

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме [О НЕУНИЧТОЖИМОСТИ САМОДОВЛЕЮЩЕГО]:

  1.   II  
  2.   3. РАЗУМ  
  3. [О НЕУНИЧТОЖИМОСТИ САМОДОВЛЕЮЩЕГО]
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ АЛЬБИН Учебник платоновской философии
  5. Учебник платоновской философии
  6. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  7. Еще раз о месте поэзии в идеальном государстве
  8. XXXII. УЧЕБНИК ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ