<<
>>

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гт. до н. э.)

Аристотель родился в городе Стагире, на полуострове Халкидике, у Стримонского залива (отсюда его прозвище Стагирит). Отец его, Нико- мах, состоял врачом у македонского царя Аминты III, деда Александра Македонского.

Семнадцати лет от роду Аристотель отправился в Афины (в 367 г.), где вступил в Академию Платона и пробыл в ней двадцать лет. После смерти Платона Аристотель оставил Афины, а в 343 г. был пригла­шен ко двору македонского царя Филиппа II в качестве воспитателя его сына Александра. Эту должность он занимал около восьми лет. C 335 г. в Афинах в Ликее Аристотель выступал публично по два раза в день: по утрам для тесного круга серьезно подготовленных слушателей, а по вече­рам — для более широкого круга слушателей.

После смерти Александра Македонского (323 г.) Аристотель подвергся преследованию со стороны антимакедонской партии в Афинах и вынужден был бежать в эвбейский город Халкиду, где он умер в 322 г.

Аристотель оставил большое литературное наследство. Ему принад­лежит огромное количество сочинений (число их колеблется от 400 до 1000). Классики марксизма-ленинизма отмечали одну из самых ценных сторон философии Аристотеля — ее диалектичность. Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» (1945, стр. 20) писал: «Древние греческие философы были все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая уни­версальная голова среди них, исследовал уже существеннейшие формы диалектического мышления».

В. И. Ленин также отмечает эту черту мировоззрения Аристотеля: «Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля, а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (В. И. Ленин. Философ­ские тетради, 1947, стр. 304).

Мировоззрение Аристотеля оказало большое влияние на развитие фи­лософии в средние века, но было значительно искажено.

Говоря словами В. И. Ленина, оно было превращено в «мертвую схоластику».

Географические сведения рассеяны во многих произведениях Аристо­теля, но главным образом в «Метеорологии» (4 книги), «О небе» (4 книги), «О мире», «О главных законах природы» (8 книг), «О возникновении и уничтожении» (2 книги), «Механика», «История животного мира» (10 книг), «О происхождении животных» (5 книг), «О нравах животных» (4 книги), «О растениях» и др. В этих его трудах заключается и первая известная в науке попытка построения космогонической системы, исходящей из самых общих предположений о свойствах движения. Земля, состоящая из более тяжелого вещества, не может двигаться, а должна покоиться в центре все­ленной. Она шарообразна. Наиболее совершенной частью мироздания яв­ляется верхний мир, т. е. небесный свод с его неподвижными звездами, он обладает высшей природой, избавлен от изменчивости, ему свойственно чистое круговое движение. Это — область эфира. В низшем (и не только в пространственном смысле) подлунном мире находится планетная сфера, включающая солнце и луну, в ней все изменчиво. Это — сфера деятельности четырех более грубых стихий (огонь, воздух, земля и вода).

Высшие сферы увлекают за собой низшие, и таким образом отдельные планеты имеют более сложное и менее совершенное, т. е. не круговое, движение. Влияние, оказываемое движением планет (солнце Аристо­тель считал тоже одной из планет) на землю, очень значительно: смена тепла и холода и связанное с ней возникновение и исчезновение вещей, превращение одного вещества в другое, перемещение вещества от центра вселенной (земли) к периферии и обратно. Этот круговорот изменений на земле есть путь, которым земля совершенствуется и приближается к не­изменности.

Эта система была принята современниками и наложила свою печать на все дальнейшее развитие астрономии и географии в течение двух тысяч лет — как в западной Европе, так в свое время и у арабов.

Система мира, принятая Аристотелем, имеет строго геоцентрический характер.

Центр земли пребывает, по мнению Аристотеля, в абсолютном покое. Для объяснения видимого движения солнца, луны, планет и не­подвижных звезд ему пришлось выработать систему чрезвычайно много­численных и сложно расположенных сфер, числом не менее 55, причем для объяснения особенностей планетного движения каждая планета представ­лялась связанной с несколькими сферами, обладающими каждая собст­венным движением, отличным по направлению их скорости от других сфер. Этот геоцентрический взгляд, детально разработанный впоследствии в си­стему эпициклов (побочные, или добавочные, круги) и деферентов (эксцен­трический круг, по которому равномерно движется с запада на восток центр эпицикла, а по окружности этого последнего равномерно же с за­пада на восток — центр планеты) Гиппархом и затем Клавдием Птолемеем, просуществовал до Коперника (XVI в. н. э.).

Аристотель безоговорочно принял учение пифагорейцев о шарообраз­ной форме земли. Он первый дал убедительные доказательства этой теории, которые и теперь обыкновенно приводятся в элементарных учебниках космографии. Приводя мнения философов о форме земли, Аристотель 5·

указывает, что в его время многие не верили в шарообразность земли, исходя из того соображения, что во время захода или восхода солнца или луны линия пересечения диска светила с плоскостью горизонта имеет вид прямой, а не кривой, что должно было бы иметь место, по мнению противников этой теории, если бы земля имела форму шара. На это Аристотель возражает, что значительность расстояния солнца и луны и вследствие этого незначительные размеры их видимых дисков не позволяют отличать кривую линию от прямой. Важнейшим доказательством шарообразности земли Аристотель считает явление лунных затмений, позволяющих наблюдать форму земной тени на луне. Луна затмевается оттого, что между солнцем и ею помещается земля, так что затемненная часть луны есть земная тень, а она всегда имеет форму части или полного круга, а это возможно только при сфе­рической форме земли.

Об этом же свидетельствует изменение вида неба или перемещение небесного полюса при передвижении наблюдателя с севера на юг, напри­мер из Греции в Египет, «...из этого очевидно не только то, что поверх­ность земли имеет шаровидную кривизну, но и что она составляет часть не очень большого шара, ибо иначе не было бы столь очевидных различий для людей, перешедших из одного места в другое, столь недалекое от первого» (II, 14).

Представление о земле, как о шаре, привело к заключению о том, что различие в освещении и нагревании, в зависимости от угла падения солнечного луча на разные точки шаровой поверхности, обусловливает существование климатических поясов. Самый термин χλΐμα (наклон, угол) применен был впервые, кажется, Аристотелем к тому, что мы теперь по­нимаем под этим словом; до него же слово климат или климатический пояс имело значение только географической широты. Тропический пояс он счи­тал лишенным жизни, так как изнурительный зной отвесных солнечных лучей уничтожает всякую растительность. В своей «Метеорологии» Аристо­тель говорит о происхождении ветров, бурь, о метеорах, землетрясениях, морских приливах и отливах и старается объяснить явление радуги.

«Математики, — говорит Аристотель, — определяют окружность земного шара приблизительно в 400 000 стадий (около 60 000 км, т. е. в полтора раза более действительных размеров). Из этого мы можем понять, что люди, соединяющие область в соседстве Геркулесовых Столбов с областью близ Индии и утверждающие, таким образом, что море едино, не гово­рят ничего невероятного» («О небе», кн. II, гл. 14). В доказатель­ство правильности последнего Аристотель приводит и факты, как, напри­мер, географическое распространение животных, указывая на сходство африканских слонов с индийскими, что, по его словам, показывает связь обоих отдаленных пунктов. Мало того, Аристотель утверждает, что, вслед­ствие шарообразности земли и незначительного протяжения суши, между Индией и берегами за пределами Геркулесовых Столбов легко может оказаться в жарком поясе материк («О небе», кн. II, гл. 14). Таким образом, Аристотель является представителем океанической теории.

О НЕБЕ Книга вторая Глава 14

Рассуждение о движении вообще и движении земли в частности, а также о форме и величине земли, с приведением логических дока­зательств и наблюдения

Сначала мы разберем вопрос о том, движется земля или стоит на месте. Как мы уже сказали, существует два мнения: согласно первому земля—одна из звезд, согласно второму — земля находится в центре их и совершает вращательное дви­жение вокруг полюса.

Ясно, что ни то, ни другое не может соответствовать действительности. Прежде всего, если земля движется, то независимо от того, находится она в центре или нет, движение ее должно быть вызвано силой, так как оно не является свойством самой земли. Если бы это движение было свойством земли, то в таком же движении пребывала бы каж­дая ее частица. А в действительности все стремится по прямой к центру. Будучи вынужденным и противным природе, движе­ние, не могло бы быть вечным. А между тем в мироздании существует вечный порядок. Кроме того, мы наблюдаем, что всякое вращающееся тело, кроме первой сферы, перемещается и участвует более чем в одном виде движения. Следовательно, коль скоро земля вращается вокруг центра, то независимо от того, находится этот центр вне ее или в ее пределах, она дол­жна совершать движение двух видов. Но если бы это было так, то перемещались бы и меняли свое положение неподвижные звезды. В действительности же мы ничего подобного не наблю­даем, и одни и те же звезды восходят и заходят в одних и тех же частях земли. Естественное движение земли — и всей земли, и частиц ее — совершается к центру вселенной. Вот по­чему земля и расположена в этом центре. Так как оба центра совпадают, то может возникнуть вопрос, к какому из них стре­мятся частицы земли и другие тяжелые предметы. Иными сло­вами, почему они Стремятся к центру — потому ли, что это центр вселенной или потому, что это — центр земли? Вне всякого сом­нения, они стремятся к центру вселенной. Легкие же предметы и огонь, устремляющиеся в противоположном направлении, движутся к краям окружающей этот центр оболочки. Случайно центр земли совпадает с центром вселенной. Поэтому тела стремятся и к центру земли. Но это происходит случайно, только потому, что земля имеет общий центр со вселенной. Доказательством стремления тел к центру земли может служить то, что тяжести падают на землю не параллельно, а так, что прямая их падения образует всегда один и тот же

угол с касательной, проведенной через каждую данную точку’ падения: следовательно, тяжелые тела стремятся к одному центру, и центром этим является центр земли.

Таким образом, ясно, что земля должна находиться в центре вселенной и быть неподвижной. Это ясно не только из соображений, изложенных выше, но еще и из того, что тяжелые тела, брошенные C силой вверх, возвращаются по прямой на то же место, даже если они получат такой толчок, который унесет их бесконечно высоко. Это доказывает, что земля не движется и что расположена она не в каком-либо другом месте, а в центре вселенной.

Кроме того, сказанное объясняет причину неподвижности земли. Если стремление к центру из любой точки является, как показывает наблюдение, природным свойством земли, подоб­ным свойству огня устремляться в противоположном направле­нии, от центра к краям, то никакая частица земли не может удалиться от центра иначе, как под воздействием силы. Ведь одно целое имеет одно движение, и простому телу присуще простое движение, а не движение в противоположных направ­лениях. Значит, если никакая частица земли не может 'дви­гаться от центра, то уж, конечно, вся земля тем более не может двигаться в этом направлении. Ведь природа целого такова, что оно стремится туда, куда по природе своей стремится его часть. Следовательно, нельзя привести землю в движение, не приложив силы, большей, чем сила инерции земли. Поэтому земля и должна неподвижно пребывать в центре. Этот вывод подтверждается также суждениями математиков по вопросам астрономии. В самом деле, наблюдения над небесными явле­ниями основаны на изменении очертаний, определяющих рас­положение звезд, и на предположении, что земля находится в центре. На этом мы можем закончить наше рассуждение о местоположении земли и о характере ее покоя или движения.

Форма земли непременно должна быть шаровидной. Каждая частица ее, пока она не достигла центра, обладает весом, и так как меньшие частицы вытесняются большими, то и те и другие не могут свободно двигаться, а столкнувшись, сжимают друг друга, пока не достигнут центра. Чтобы пред­ставить себе этот процесс, нужно согласиться с мнением неко­торых натурфилософов относительно способа возникновения земли. В одном только нельзя с ними согласиться: движение вниз они объясняют действием посторонней силы, в то время как лучше, придерживаясь истины, сказать, что причиной этого движения является природное стремление к центру всякого тела, имеющего вес. Следовательно, когда смесь частиц нахо­дилась в потенциальном состоянии, не связанные между собой частицы одинаково стремились к центру со всех сторон. Как были они распределены по периферии до того как скопились

в центре — равномерно или нет, это не имеет для нас никакого значения. Ведь если они одинаково стремились со всех сторон к одному центру, то ясно, что образованный ими ком должен иметь совершенно правильную форму. В том случае когда со всех сторон прибавляются равные количества частиц, расстоя­ние от центра кома до его поверхности, естественно, должно быть везде одинаковым, и, значит, ком должен иметь форму шара. Но и в том случае когда с разных сторон к центру подхо­дят разные количества частиц, итог ничуть не меняется. Боль­шая масса обязательно будет толкать вперед находящуюся перед ней меньшую массу, так как обе они стремятся к центру и большая тяжесть давит на меньшую до тех пор, пока они этого центра не достигнут. Здесь заключен ответ на один затруд­нительный вопрос. Земля находится в центре вселенной и имеет форму шара. Если к одному полушарию земли приба­вить тяжесть, во много раз превосходящую ее собственную, то центр вселенной и центр земли перестанут совпадать. Таким образом, земля либо не останется в центре вселенной, либо останется на месте, лишившись своего природного стремления к центру. Этот затруднительный вопрос окажется для нас легким, стоит только немного сосредоточиться и рассмотреть, каким именно образом стремится к центру всякое тело, имеющее вес. Ясно, что стремление тела к центру не прекра­тится, когда оно коснется его своим краем. Большее тело будет оказывать давление до тех пор, пока оно не коснется центра своим собственным центром, так как именно до этого момента действует центростремительная сила тела. Это одинаково относится и к глыбе земли, и к любой ее частице, и ко всей земле целиком. Указанное свойство не зависит от больших или малых размеров тела, а распространяется на все тела, обладаю­щие центростремительной силой. Поэтому, независимо от того, стремится ли к центру вся земля или какая-то ее часть, движе­ние продолжается до тех пор, пока движущаяся масса не охва­тит центр равномерно со всех сторон и меньшие частицы не будут равномерно распределены большими под действием центростремительной силы, толкающей те и другие вперед.

Таким образом, если земля возникла, то возникнуть она должна была указанным способом, и ясно, что она получила форму шара. Если же земля не возникала и всегда оставалась в одном и том же состоянии, то свойства ее должны быть та­кими же, какие бы она получила в случае первоначального возникновения. Шарообразность земли вытекает не только из этого рассуждения, но и из того обстоятельства, что все тяже­лые тела падают не по параллельным друг другу прямым, а так, что прямые падения образуют одинаковые углы. А это — естественный вид движения по направлению к телу, шаровид­

ному по своей природе. Следовательно, земля либо шаровидна, либо по крайней мере по природе своей шаровидна. Всякий предмет должен быть назван таким, каким он хочет быть по своей природе и каковы его свойства, а не таким, каким он принужден быть вопреки природе. Доказательством шаровид­ности земли могут служить и чувственно воспринимаемые явления. Чем еще объяснить, что при затмении луны видимая часть ее принимает именно такую форму? При изменении ме­сячных фаз луна принимает всевозможные очертания: она то прямая, то серпообразная, то вогнутая, а во время затмений границей видимой части луны всегда служит кривая линия. Но так как причиной затмения луны является то, что ее заслоняет земля, то, значит, очертания луны определены шаровидной формой земной поверхности.

Кроме того, наши наблюдения над звездами не только до­казывают' что земля округла, но и показывают, что размеры ее невелики. В самом деле, небольшое перемещение к югу или к северу заметно меняет наш горизонт: положение звезд, нахо­дившихся в зените, становится иным, и если мы перемещаемся к югу, то мы видим одни звезды, если к северу — то другие. Так, например, есть созвездия, которые видны в Египте и близ Кипра, а в более северных странах не видны. Но есть и такие созвездия, которые на севере можно наблюдать всегда, в то время как в названных нами местах (Египет, Кипр) они вос­ходят и заходят. Все это свидетельствует не только о том, что земля имеет круглую форму, но и о том, что земной шар неве­лик. Ведь в противном случае столь незначительное перемеще­ние не сказалось бы так ощутительно. Вот почему не такую уж невероятную мысль высказывают те, кто предполагает, что об­ласти, лежащие близ Геркулесовых Столбов, сообщаются с об­ластями, лежащими близ Индии и что, таким образом, Океан представляет собой единое целое. Защитники этого взгляда при­водят в доказательство его тот факт, что такой вид животных, как слоны, встречается в обеих названных оконечностях земли. Из этого заключают, что одна оконечность сообщается с другой.

Математики, пытающиеся вычислить длину земной окруж­ности, называют цифру около четырехсот тысяч стадий. Из сказанного следует не только то, что земля непременно должна быть шарообразна, но и то, что сравнительно с прочими звез­дами она отличается небольшой величиной.

Перевод С. К. Апта

<< | >>
Источник: АНТИЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ СОСТАВИТЕЛЬ ПРОФ. М.С.БОДНАРСКИЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА - 1953. 1953

Еще по теме АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гт. до н. э.):

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -