походы АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО (336—323 гг. до н. э.)
Империя, образовавшаяся в результате завоеваний Александра Великого, не имела своей экономической базы и представляла временное и непрочное военно-административное объединение (см.
И. В. Сталин. Относительно марксизма в языкознании).Для расширения географических представлений древности походы Александра Македонского имели чрезвычайно важное значение.
По повелению Александра Македонского его полководец Heapx исследует берега Индийского океана для изучения морского пути из Индии в Персию; продолжение этого предприятия — плавание вокруг берегов Аравийского полуострова; в 323 г. Гераклит был отправлен в Гирканиго для исследования Каспийского моря, для решения вопроса о соединении его с океаном (предприятие это, отложенное за смертью Александра, исполнено было только при Селевке). Наряду с этим в эпоху Александра было положено начало статистике в виде официальных документов о расстояниях различных местностей, о маршрутах и т. п. как в интересах военных, так научных и торговых. Александр был учеником Аристотеля, который сумел привить ему любовь к науке. В походах Александра сопровождал целый штат ученых по всем отраслям знания — натуралисты, бематисты, историки, художники, философы и пр. Измерения бематистами путей, пройденных македонской армией, и наблюдения, хотя и не совсем точные, географической широты посредством гномона дали впоследствии географам более прочные основы для составления географических карт. Завоевав какую-либо страну, Александр Македонский снаряжал экспедиции для ознакомления с отдаленными ее областями. Благодаря этому известный эллинам в то время мир увеличился почти в четыре раза: теперь стали известны не только Персия и Индия, но и страны Средней Азии до истоков Окса (Аму-дарьи), земли скифов до Волги, равно как и страны средней Европы.
Повесть о жизни Александра Македонского восходит к эллинистической эпохе.
Обычно ее называют «Псевдо-Каллисфеновой» по имени Каллисфена, историографа Александра Македонского. По этому рассказу ужесамо рождение Александра необыкновенно. К его матери проникает под видом Аммона последний египетский царь, чародей Нектанеб. Таким образом, Александр является как бы сыном бога Аммона и наследником египетских фараонов. Поход Александра в Персию поэтому представляется как отмщение персам, поработителям Египта. Описание похода носит приключенческий характер: Александр попадает в области великанов, карликов, людоедов, уродов, в местности со странной природой, необыкновенными животными и растениями, он посещает страны блаженных и пр. Много места уделено чудесам Индии и ее «нагим мудрецам», брахманам.
Приводим рассказ о жизни Александра Македонского в изложении римского автора I в. н. э. Квинта Курция Руфа из его сочинения «De rebus gestis Alexandri Magni» («О деяниях Александра Великого») в 10 книгах; первые две книги, конец пятой и начало шестой потеряны, а в десятой есть пропуски. Автор, можно полагать, являлся современником императора Клавдия (41—54 гг.).
Квинт Курций Руф «О ДЕЯНИЯХ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО» Книга четвертая
Глава 7
Паломничество Александра по пустыне к оракулу Аммона
Египтяне с нетерпением ожидали прихода Александра, потому что давно уже были враждебно настроены к господству персов и считали, что те ими повелевают алчно и высокомерно. Ведь они с радостью приняли даже перебежчика Аминту, прибывшего к тому же с сомнительными полномочиями на пост правителя.
Огромная толпа собралась в Пелусий, куда, как казалось, прибудет царь. И на седьмой день после того, как Александр выступил в поход из Газы, он прибыл в область Египта, которую теперь называют Лагерем Александра. Затем, приказав пешим войскам отправиться в Пелусий, сам с отборным отрядом поплыл вниз по Нилу. Персы не выдержали нападения Александра, устрашенные даже только частью его войска. Царь был уже недалеко от Мемфиса. Оставленный Дарием для защиты этого города, претор Мазак, переправившись через реку Орио, передал Александру 80 талантов денег и всю царскую утварь.
Из Мемфиса, проплыв по Нилу, царь проникает во внутренние области Египта. Ни в чём не нарушая древних обычаев египтян, он решил вопросить оракула Юпитера-Аммона.
Отряд Александра должен был отправиться в путь, едва преодолимый даже для немногих легко вооруженных воинов. На земле и на небе недостаток влаги. Всюду простираются бесплодные пески. Когда их накалит солнечный жар и горячая почва жжет ступни, наступает нестерпимая жара, и приходится бороться не только со зноем и засухой этой страны, но и с очень сыпучим крупным песком, который глубок и осыпается под ступнями — едва передвигаются ноги.
Даже египтяне часто говорили о таком переходе, как об очень трудном. Но Александр испытывал огромное желание обратиться к Юпитеру, которого он, недовольный положением смертного, считал или хотел, чтобы считали, основателем своего рода. Итак, вместе с теми, которых он решил вести с собой, он спустился по Нилу к Мареотскому озеру.
Туда принесли подарки киренские послы, прося у Александра мира и чтобы он пришел в их города. После того как царь принял подарки и заключил дружественный союз, он продолжал приводить в исполнение план. И даже в первый и в следующий день трудности пути показались преодолимыми: отряд пока еще дошел не до огромной и голой пустыни, а до бесплодной и вымершей земли.
Но как только показались равнины, засыпанные глубоким песком, люди, войдя в них, как в глубокое море, искали глазами землю. Не попадалось ни одного дерева, ни одного клочка обработанной земли, нехватило даже воды, которую верблюды привезли в кожаных мешках, а в сухой земле и в горячем песке никакой влаги не было.
К тому же все сожгло солнце, и все было сухим и спаленным. Вдруг (то был дар богов или случай) облака покрыли небо. Скрылось солнце. Это явилось огромным облегчением для утомленных жарой людей, хотя воды попрежнему нехватало. Поднялась буря и принесла обильный дождь. Каждый, конечно, старался собрать его воду, а некоторые начинали даже ловить капли открытым ртом, не владея собой из-за жажды.
Четыре дня провели в огромной пустыне и находились уже недалеко от обиталища оракула, когда войску встретилась большая стая ворон. Как люди, идущие впереди и указывающие дорогу, вороны, плавным полетом опережая первые знамена, садились на землю; когда войско медленно приближалось, они тотчас поднимались в воздух. Наконец, пришли к храму, посвященному богу.
Удивительное дело! Расположенный среди огромной пустыни храм, со всех сторон окруженный деревьями, скрыт в густой тени от заходящего солнца. И много источников, несущих то здесь, то там пресную воду, питают леса. Кроме того, удивительная умеренность климата, похожая больше всего на
весеннее время, стоит во все времена года, благотворно влияя на здоровье.
Вблизи храма живут: на востоке народы, родственные эфиопам; к югу находятся арабы; троглодитами называются люди, область которых простирается вплоть до Красного моря, а в той, которая обращена на запад, живут другие эфиопы, их называют скенитами; на севере — намазены, сиртийское племя, которое занимается кражей судов. Они населяют побережье и захватывают на известных им мелях суда, покинутые во время морского волнения.
Жители рощи, которых называют аммонцами, живут в разбросанных то здесь, то там хижинах. Середина рощи, как крепость, обнесена тройной стеной. Первое укрепление заключало дворец древних правителей. В другом жили их жены с детьми и наложницы. Там также находится прорицалище бога; последнее укрепление было местонахождением слуг и оруженосцев.
Есть еще другая роща Аммона, в центре ее — источник. Он называется Солнечной водой. Перед восходом солнца течет прохладная вода; в полдень, когда сильнейшая жара, льется такая же холодная; к вечеру теплеет; в полночь тоже нагревается, а чем ближе ночь клонится к рассвету, тем больше вода остывает, пока перед самым рождением дня она не охладеет до обычной температуры.
То, что почитается за бога, имеет не тот вид, который обычно придавали богам художники; по форме это больше всего похоже на морскую раковину с инкрустациями из изумрудов и драгоценных камней.
Когда у оракула испрашивают ответа, сюда несут на золотом корабле жрецов; много серебряных чаш висит по обоим бортам корабля; его сопровождают женщины и девушки, поющие, по древнему обычаю, какую-то нестройную песню, которой, по их мнению, они умилостивляют Юпитера, чтобы тот изрек правильное предсказание.И когда царь подошел поближе, то старший из жрецов называл его сыном, утверждая, что это имя дает ему его отец Юпитер. Александр, забыв свой человеческий жребий, сказал, что согласен принять это имя. Потом царь спросил, над всем ли народом предназначил ему властвовать отец. Прорицатель, который был непрочь польстить, утверждает, что Александр будет правителем всех земель. После этого царь стал спрашивать, все ли убийцы его отца понесли наказание. Жрец говорит, что его отец не может быть оскорблен ничьим преступлением, что все убийцы Филиппа искупили вину, и прибавил, что Александр будет непобедим, пока не удалится к богам.
После совершения жертвоприношения были даны дары жрецам и богу и разрешение друзьям самим вопросить Юпитера. Ни о чем больше друзья не спросили, как только о том, советует
ли им Юпитер почитать их царя божественными почестями. Прорицатель ответил, что Юпитер предписывает им чтить царя- победителя божественными почестями.
Человеку, относящемуся к вопросам веры здраво и справедливо, ответы оракула могли бы, конечно, показаться пустыми, но судьба делает тех людей, которых 'принуждает верить одной себе, большей частью скорей жадными до славы, чем понятливыми. Итак, он не только позволил называть себя сыном Юпитера, но даже приказал, и между тем как он хотел приумножить славу своих деяний, он погубил ее этим именем.
Македонцы, привыкшие к царской власти, но с большим призраком свободы, чем у других народов, отвернулись от царя, стремящегося к бессмертию более упорно, чем это было выгодно им самим или Александру.
Перевод Η. М. Подземской