<<
>>

Выбор стратегии выживания человечества

Человечество не впервые столкнулось с проблемой выбо­ра стратегии жизни, ранее ему тоже приходилось радикально перестраивать свой образ жизни. Академик Н.Н. Моисеев дал исторический анализ развития этой проблемы. Человечест­во, как часть биосферы, имеет исключительное положение на планете. В отличие от других живых организмов оно не имеет собственной экологической ниши. Его ниша — вся планета. Человечество взаимодействует с биосферой как с единым целым. Для собственного развития и сохранения оно должно вписываться в естественные циклы биосферы как той экологической ниши, которую оно занимает.

Монопольное положение в биосфере Человек занял не сразу. По Н.Н. Моисееву, развитие всего живого протекает по общему закону: если какой- то вид в экологической нише становится монополистом, он тем самым нарушает равно­весие в этой нише. Радикальное нарушение естественного круговорота веществ в экологической нише ведет к двум вариантам возможных последствий. Согласно одному из них, вид-монополист деградирует, в результате чего утрачи­вает свое монопольное положение, возможно, даже гибнет. Согласно другому варианту, сама экологическая ниша под влиянием вида-монополиста стихийным образом настолько глубоко меняется, что ведет к качественному изменению и ее обитателя. У вида-монополиста появляются новые черты (биологические и общественные), которые позволяют ему адаптироваться к новым условиям жизни. Таким образом этот вид может сохранить свое монопольное положение до нового кризиса.

История развития человечества подтверждает вер­ность этой теории. Древний человек, как и другие живые организмы, имел свою экологическую нишу: он добывал средства к существованию охотой. 10—12 тысяч лет тому назад, совершенствуя орудия охоты, создав метательное оружие и овладев огнем, человек выделился из биосфе­ры. Он значительно расширил свою экологическую нишу, стал в ней монополистом, но тем самым заложил основы своего первого общепланетарного экологического кризи­са. Уничтожив крупных животных, составлявших основу питания, люди стали на грани гибели, население планеты сократилось в это время по крайней мере в 10 раз. Чтобы уцелеть и не исчезнуть, как другие биологические виды, люди коренным образом изменили свой образ жизни, они занялись земледелием, скотоводством, стихийно создав тем самым новую экологическую нишу. На такую перестройку Человеку потребовались века.

После неолитического кризиса Человек стал жить по иным, чем другие живые существа, законам. Он стал активно вмешиваться в круговорот веществ, вовлекать в хозяйственное использование вещества, накопленные былыми биосферами: ископаемые углеводороды, железо и другие полезные ископаемые, создавать искусственные биогеохимические циклы химических веществ. Сегодня Человек добрался до тех энергетических ресурсов, которые появились на Земле в самый ранний период ее существо­вания, как небесного тела, до запасов ядерной энергии. Одним из свидетельств колоссального монополизма Чело­века и его противопоставления природе может быть лозунг В.И. Мичурина, у которого еще недавно было так много сторонников: «Мы не можем ждать милости от Природы, взять их у нее наша задача».

В настоящее время есть все основания сказать, что человечество стоит на пороге нового кризиса, не менее масштабного, чем древний, но более опасного. В древние времена утверждение новых форм в развитии общества могло развиваться хаотично.

Сейчас, когда люди владеют ядерным оружием и другими мощными средствами массо­вого уничтожения, стихийный общепланетарный процесс недопустим. В этих условиях стихийное создание новой экологической ниши неизбежно будет сопровождаться борьбой за природные ресурсы, жизненно необходимые людям, и может привести к их массовой гибели.

Нет сомнений, что человек обречен на монополизм. Спа­сение его только в том, что человек — разумное существо. Коллективный разум должен обеспечить его осознанные действия, направленные на устранение угрозы, которую он сам создал. Человек имеет возможность перестроить свою экологическую нишу, свой образ жизни, утвердить новую мораль, новую нравственность, создать такие нор­мы поведения, которые приведут в соответствие деятель­ность человечества с развитием биосферы. Об этом еще в 1937— 1938 годах писал В.И. Вернадский в книге «Научная мысль как планетное явление».

Стихийному процессу человек должен противопоста­вить сознательную альтернативу. Специалисты рассматри­вают ряд полярных вариантов. Один состоит в предложении создать целиком искусственную цивилизацию на нашей планете или вне ее, независимую от состояния биосфе­ры, где жизнь человека будет определяться им же самим созданными условиями. Идея об автотрофности человека высказывалась еще К.Э. Циолковским. Теория эта совсем недавно воспринималась как идеалистическая, ибо человек рожден биосферой и вне биосферы существовать вряд ли может. Но успехи, достигнутые за последние десятилетия в области космонавтики, средств связи, компьютерной техники, генной инженерии позволяют иначе относиться к возможностям Человека.

Обсуждается идея создания новых поселений в локаль­ных участках (в заповедниках, в старых монастырях, на островах, удаленных от территориальных вод и экономиче­ских зон), где были бы созданы условия, благоприятные для жизни людей. Новая жизнь должна стать привлекательной, что должно привести к росту числа таких зон.

Согласно другой идее, человек должен суметь впи­саться в веками созданные естественные циклы веществ на планете, стараясь их не нарушать. Но путь «назад к Природе» сейчас тоже маловероятен. Современный чело­век не откажется от завоеваний технического прогресса. Невозможно представить добровольное снижение сущест­вующего уровня потребления энергии обществом, даже несмотря на угрозу полной утраты ее невозобновляемых источников. Сейчас, для того чтобы Человек мог вписаться в уже существующие геохимические циклы, нужно по­требление энергии сократить не менее чем в 10 раз. Это предположение основано на том, что современные потреб­ности человечества в энергии могут быть покрыты за счет возобновляемых источников энергии только на 10 — 12 %.

Экологические проблемы имеют общепланетарный мас­штаб, они не знают границ и не являются узконациональным явлением. Обсуждению проблем устойчивости планеты, сохранения и выживания ее обитателей была посвящена Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в 1992 году в Рио-де-Жаней- ро. Конференцией было признано, что одна из важнейших экологических проблем современного развития общества состоит в излишне высоком уровне его потребления. Об этом говорят следующие цифры. Три четверти важнейших природных ресурсов планеты потребляется странами, в которых проживает лишь одна четверть населения Земли. Четверть населения планеты, жителей высокоразвитых и богатых стран, потребляет 48 % зерновых культур, железа и стали 80 %, химикалиев 85 %, автомобилей 92 %, минеральных удобрений 60 %, бумаги 81 %, меди и алюминия 86 % от общего их количества, производимого в мире.

Используя в среднем 75 % мировых энергоресурсов, богатые страны выбрасывают в окружающую среду 70—80 % всех производимых планетой отходов.

Соотношение использования природных ресурсов меж­ду богатыми и бедными странами от года к году меняется в пользу богатых стран: в 1960 году оно составляло 20:1, в 1980-м — 46:1, в 1990-м — 60:1. В связи с этим высказыва­ется идея о предотвращенияи экологической катастрофы на планете путем снижения уровня потребления богаты­ми странами природных ресурсов. Например, Программа «Устойчивые Нидерланды» декларирует:

— нельзя потреблять больше возобновляемых источников сырьевых материалов (сельскохозяйственные культуры, лес, рыба), чем можно их получить, не нанося ущерба экологии;

— невозобновляемые сырьевые материалы можно исполь­зовать только в замкнутых циклах;

— объем загрязнения химическими веществами не дол­жен превышать величины, с которой может справиться окружающая среда (это относится, например, к загряз­нению диоксидом углерода).

Проблема в целом выглядит трудноразрешимой. Во-пер­вых, потому что для создания экологического равновесия необходимо снижение объемов производства, а эконо­мические интересы требуют его повышения. Во-вторых, подобного рода планы неизбежно связаны с перераспреде­лением природных ресурсов, что само по себе представляет большую опасность для человечества.

Время, прошедшее после конференции в Рио-де-Жа­нейро, показало, что мир пока что неспособен создать экономику, которая гарантировала бы безопасность окру­жающей среды. Человечество ни экономически, ни духовно не готово к решающей перестройке своего образа мысли и действия. Для этого Человек должен изменить прежде всего самого себя, свою жизненную философию, свои потреб­ности, свои институты. Сохранение биосферы возможно при условии совместной эволюции биосферы и человека, при так называемой коэволюции их. Такая коэволюция требует от человека новых принципов жизни, коренной перестройки самого его бытия, смены стандартов и идеалов. Нужно полностью отойти от иллюзии, что экологические проблемы — это чисто технические трудности и их можно преодолеть частными практическими приемами. Разработка и внедрение безотходных технологий, локальное сохране­ние природной среды — это очень важные с экологической точки зрения задачи, но явно недостаточные. Необходимы радикальные перестройки в идеологии человеческого обще­ства, которые требуют большего времени, чем технические или экономические.

Тем временем контроль за состоянием биосферы дол­жен проводиться регулярно, планомерно, повсеместно. Необходимо максимально надежно, на научной основе выявить реальные условия выживания человека как био­логического вида, определить границы его безопасности, выход за которые представляет собой угрозу для его сохранения. Выполнение этих задач призван обеспечить экологический мониторинг, только он позволит получить адекватное представление о состоянии окружающей при­родной среды.

<< | >>
Источник: Мотузова Г.В., Безуглова О.С.. Экологический мониторинг почв :учебник/Г.В. Мо­ тузова, О.С. Безуглова. — М.: Академический Проект; Гаудеамус,2007.— 237с.— (Gaudeamus).. 2007

Еще по теме Выбор стратегии выживания человечества:

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ "ШКОЛА 2100"
  2. Концепция нового гуманизма.
  3. Революция в ценностях.
  4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ЭВОЛЮЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
  5. РОССИЯ, ЕВРОПА И НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
  6. РОССИЯ И ЗАПАД: МИР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ИЛИ ПЛАНЕТАРНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ?
  7.   4.14.3. Философские проблемы образования и педагогики
  8. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  9. IV
  10. 2. Мировая ситуация начала XXI столетия
  11. Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.
  12. Космополитизм и научно-технический прогресс
  13. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России
  14. Итоги и последствия войн
  15. Космополитизация
  16. Круглый стол НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  17. Круглый стол СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА
  18. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
  19. Выбор стратегии выживания человечества