<<
>>

4.1.7. Принятие во внимание интересов других

Адам Смит утверждал, что личные эгоистичные интересы людей приводят рынок к эффективности. Человек может быть совершенно эгоистичным в своих действиях и при этом не чувствовать себя виноватым, если он действует на конкурентном рынке.
Наличие отрицательных экстерналий нарушает

этический баланс между эгоистичным поведением и социальным благом. Этичное поведение при наличии отрицательных экстерналий предполагает заботу об интересах других людей, а не о своей выгоде.

Проблема экстерналий не возникала бы, если бы люди были внимательны друг к другу. Однако возникает вопрос: кто должен быть внимательным и к кому? Некурящий, имея законные права, может принимать во внимание интересы курильщика и разрешать ему курить, не требуя компенсации, как это предполагается в теореме Коуза. Если сигаретный дым ухудшает само-чувствие некурящего, то, принимая во внимание интересы курящего, он готов понести личный ущерб. Если же курильщик принимает во внимание интересы окружающих, то он может или отказаться от курения, или найти такое место, где это не могло бы никому помешать, даже если законные права принадлежат ему.

4.1.8. Социальные нормы

Социальные нормы {social norms) — один из способов интернализации экстерналий. Социальные нормы — это такая форма поведения, которую люди принимают потому, что именно так действуют окружающие. Таким образом, социальные нормы — основа для социального соглашения, которое доминирует над личными предпочтениями. Люди могут следовать социальным нормам из- за боязни подвергнуться остракизму или потому, что им самим невыгодно вести себя иным образом. Например, эти нормы могут гласить, что в очереди надо терпеливо ждать, а не толкаться. Человека, который толкается, могут просто выгнать из очереди. Экстерналии не будут интернализированы, если социальные нормы позволяют вести себя в очереди как заблагорассудится.

Допустим, у индивида нет внутреннего предубеждения против разбрасывания мусора на природе, тогда как социальные нормы запрещают мусорить. Данный человек может не мусорить в присутствии других из боязни подвергнуться остракизму, и благодаря такому следованию нормам поведения, принятым в обществе, отрицательные экстерналии будут интернализи-рованы.

Таким образом, интернализация может происходить не за счет создания рынка, как это было сказано в теореме Коуза, а за счет личного стремления не быть замеченным в нарушении социальных норм.

В то же время, если социальные нормы не соблюдаются, может приниматься во внимание личная оценка. Например, разбрасывание мусора нату- ристической тропе противоречит внутренним нормам человека, однако социальные нормы допускают такое поведение. В этом случае личная дилемма возникает из-за порогового эффекта (thresholdeffect) экстерналий. Представим себе человека, занимающегося пешим туризмом. Такой человек, конечно, ценит незамусоренные тропинки и предпочитает не бросать на дорожки свой собственный мусор. Стремление не мусорить совпадает с осознанием себя как человека ответственного, социального и внимательного. Что же будет делать такой человек, если на всем протяжении дорожки валяется мусор, оставленный там другими людьми? Когда мусора уже много, прогуливающиеся могут подумать, что ничего не случится, если они добавят еще немного мусора к уже существующему. Таким образом, люди выполнят принятые в обществе нормы поведения, позволяющие сорить на дорожке. Когда дорожка уже замусорена, эффект дополнительного мусора незначителен. И хотя внутренние нормы человека восстают против такого поведения, они могут подчиниться преобладающим над ними социальным нормам.

Тем не менее человек может решить по-прежнему следовать своим внутренним нормам поведения и не добавлять новый мусор в общую кучу или даже собрать чужой. Такая реакция — это пример добровольного типа обще-ственного блага, описанного в гл. 2; при этом общественным благом являются выгоды, предоставленные другим людям, которые ценят возможность прогулки по чистой дорожке.

<< | >>
Источник: Хиллман А.Л.. Государство и экономическая политика. Возможности и ограничения управления. 2009

Еще по теме 4.1.7. Принятие во внимание интересов других: