Исторические особенности развития российской экономической культуры
Существует довольно устойчивое представление о том, что для российского общественного сознания более свойственно и привычно тяготение к равенству в потреблении и образе жизни, нежели рационализм и стремление к обогащению. В отличие от западных обществ, ориентированных на максимизацию потребления, поддержание имущественной однородности трактуется как выражение народных представлений о социальной справедливости. Индивидуализм как социально ценное качество, определяющее поведение человека, не получил поддержки и распространения в русской бытовой и хозяйственной культуре.
«В рамках этической парадигмы православного христианства нет такого элемента, как "этика успеха". В противовес "этике успеха" центральная этическая и в целом конфессиональная концепция православия - принцип соборности, то есть единения христианской общины и погружение ее в совместное, сопричастное, наконец, "коллективное" сакральное
30
служение» .
Впервые к особенностям экономического развития России обратились славянофилы и западники. В представлении славянофилов исходной точкой, неотъемлемой чертой всего русского прошлого и будущего является община. Общинность русского народа имеет нравственное и экономическое значение, является залогом экономического благосостояния и характерным отличием русской жизни от западно-европейской.
«Чем более я всматриваюсь в крестьянский быт, - писал один из основоположников славянофильского учения А. С. Хомяков, - тем более убеждаюсь, что мир (община. - Авт.) для русского крестьянина есть как бы олицетворение его общественной совести, перед которой он выпрямляется духом; мир поддерживает в нем чувство свободы, сознание его нравственного достоинства и все высокие побуждения, от которых мы ожидаем его возрождения. Можно бы написать легенду на следующую тему: "Русский человек, порознь взятый, не попадет в рай, а целую деревню нельзя не пустить"» . При этом соборность не равнозначна коллективизму.Для развития активной хозяйственной позиции в разные периоды российской истории создавались неодинаковые предпосылки. В древней Руси человек, занимавшийся торговлей, пользовался почетом и уважением. Народный эпос складывал образы купцов-богатырей. Великий князь Владимир, посылая «гостей в Рим и другие города», назначает их послами; за убийство купца налагается то же наказание, что и за убийство княжеского чиновника. Когда древний проповедник хотел воздать хвалу основателю христианства на Руси князю Владимиру, он сравнивал его с торговцем .
Как отмечал известный исследователь П. Маслов, крепостной строй не требовал от дворянства накоплений капитала, не подразумевал конкуренции, которая могла бы вытеснить помещика из имения. Однако после отмены крепостного права для развития товарно-капиталистического хозяйства накопление капитала стало необходимым. Между тем дворянские традиции и привычки менялись медленно. «Благородные» привычки «спускать» все, что получается в виде «дохода» от имений, приводили к тому, что дворяне-землевладельцы, несмотря на покровительство и подачки правительства, должны были уступать свои земли купцам, мещанам и крестьянам, не усвоившим и не унаследовавшим дворянских привычек. В быстрой смене дворянского землевладения купеческим и крестьянским происходил отбор лиц, способных взять на себя миссию накопления, постоянный отбор происходил и среди класса капиталистов .
Обращаясь к истории предпринимательства, отметим, что в наибольшей степени оно было распространено среди выходцев из старообрядцев,
молокан, духоборов, т.
е. религиозных общин, избежавших крепостной зависимости. Для этих религиозных конфессий было характерно отношение к труду, наиболее близкое к протестантизму. Как отмечает Д. Е. Фурман, у основной массы населения, очевидно, трудовые мотивации были слабее и, главное, носили совершенно не «рыночный» характер. Существовало громадное неприятие капиталистического рынка, что стало одним из источников нашей революции. Революция уничтожила «анклавы» высоких рыночных, капиталистических мотиваций. Она создала очень высокие трудовые мотивации, но совсем другого типа - на основе традиционных для России «нерыночных» мотивов общинного коллективизма, преданности государству на основе коммунистической идеологии. Эти34
мотивации сейчас тоже рухнули .
К особенностям дореволюционной русской хозяйственной культуры относят формирование «своеобразного механизма стимулирования предпринимательской деятельности на основе духовных и нравственных ценностей. Предпринимательство в дореволюционной России было нравственно легитимным постольку, поскольку связано с социальным служением и социальной ответственностью. В основе лежала идеология служения, являвшаяся одной из базовых в дореволюционной русской культуре . И в протестантской этике труд и предпринимательство воспринимались как индивидуальный долг. В русской культуре это был долг перед другими людьми, причем не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками. Россия рассматривала богатство как предпосылку для социального служения, а не как доказательство доктрины естественного права» .
В дореволюционной России купцов относили к привилегированному сословию . Активно занимаясь благотворительной деятельностью, многие из них пользовались заслуженным уважением. «Вот купец Прохоров (владелец знаменитой на всю Россию "Трехгорной мануфактуры". - С. Г.), которого я и лица не знаю, - писал издатель "Полярной звезды" Бестужев- Рюмин, - но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете, он есть истинный сын Отечества.
Он купец по рождению, но в душе вышевсякого вельможи. Ты - краса русского народа. Ты - друг человечества, соотечественников. Продолжай благодеяния свои» .
Одним из ключевых компонентов экономической культуры является отношение к труду. Труд, работа на протяжении практически всей истории человечества является жизненно необходимым для простого выживания большинства населения. Трудовая этика - это комплекс ценностей, моральных норм, используемых, прежде всего, в непосредственной трудовой деятельности. Отношение к труду, отражая опыт многих поколений, является продуктом социальной практики и социальной памяти общества, его обыденного сознания.
В православии всякий труд достоин уважения. Иоанн Златоуст говорил: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность». А в «Учении двенадцати апостолов» читаем о желающем жить в христианской общине: «Если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если не знает ремесла, то вы позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступить, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!» В православии, отмечает Т. Б. Коваль, профессионализм сам по себе не представлялся религиозной добродетелью, более ценился талант быть мастером «на все руки». Не случайно во многих житиях как особое достижение святого подчеркивается его искусство «во всяком деле человеческом». В целом «можно сказать, что православие призывает "молиться и трудиться", в то время как формула католицизма - "трудиться и молиться", а протестантизм убежден в том, что труд и есть молитва» . Однако говорить о несовместимости православной веры и личного делового успеха, материального процветания было бы неверно.
Предреволюционная Россия представляла собой динамично развивающуюся страну. Было бы ошибкой полагать, что это развитие происходило без людей, предприимчивых, умелых и готовых работать. Система универ-ситетского и коммерческого образования готовила специалистов, способ-
39
ных к результативному и творческому труду .
Как отмечает немецкий ученый К.
Штайльманн, «в основе новейшей западной (европейской) культуры лежит, как известно, идея примата личности (индивида), ее прав и интересов, в то время как в основе восточноевропейского и азиатского менталитета лежит идея примата общности. Изаменить одно на другое механически, быстро, под нажимом сверху без серьезных потерь невозможно. Вполне понятно, почему попытка пересадить на российскую почву западнический индивидуализм и заменить им господствовавшие до этого коллективизм и соборность терпит крах и вызывает неприятие многих. Хотя было бы неверным не видеть, что под давлением обстоятельств и интенсивной пропаганды многие традиционные для россиян ценности оказываются размытыми, а ориентация на личный успех и личное благополучие для значительной части людей (особенно молодых) становится более важной, чем ориентация на такие старые понятия, как "долг", "Родина", "честь", "коллектив". Девальвирование высших духовных ценностей значительной части населения серьезно ослабляет общество, сводит на нет его усилия выйти из кризиса»