ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе «Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования» был разработан метод сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий, базирующийся на бионическом моделировании архитектуры и объектов дизайна с применением метода трехмерного моделирования конструкций изделий для создания эскизов, материальных моделей, технической и презентационной документации.
Основная цель работы заключалась в построении алгоритма проектирования ювелирных изделий с использованием закономерностей формообразования природных форм, направленном на создание принципиально новых форм и конструкций.
На основе проведенных исследований установлено:
1. Формы ювелирных изделий, созданных в XX веке, непосредственно связаны с формами природных объектов - инспирирующих бионических прототипов. Этот факт подтвердил правомерность применения методов бионического исследования и моделирования в процессе создания ювелирных украшений.
2. Разработанный метод проектирования является автоматизированным, что подразумевает применение компьютера от стадии создания эскиза до изготовления изделия в материале.
3. Разработан метод сквозного автоматизированного бионического проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций с применением трехмерного компьютерного редактора 3D Мах 5 и двумерного графического редактора Adobe Photoshop 7, а также технологий быстрого прототипирования фирм 3D Systems и Solidscape, на стереолитографическом и точечно-капельном оборудовании.
4. Впервые сформирована классификация видов бионических прототипов, применяемых в разработки форм и конструкций ювелирных изделий XX века. Классификация позволяет определять природные, конструктивные аналоги ювелирных изделий в процессе проектирования.
5. Проведена работа по составлению ассортиментной карты всех существующих на конец XX века видов ювелирных изделий, на основе, которой стало возможным создание ассортиментных рядов проектируемых коллекций.
6. Разработана методология определения функциональных критериев ювелирных изделий: стилистических, эргономических и технологических. Стилистические аспекты описывают взаимодействие ювелирного дизайна с другими областями искусства и видами человеческой деятельности. Эргономические аспекты показывают параметры создания удобной в ношении конструкции ювелирного украшения. Технологические аспекты составляют описание элементов конструкции ювелирного изделия, которые обладают прямой функциональной нагрузкой - закрепка декоративных элементов, фиксация изделия на теле, кинетические узлы конструкций.
7. Составлена классификация природных структур для эффективного определения бионических прототипов проектируемых ювелирных изделий.
8. Установлены существующие закономерности формообразования бионических форм, что является необходимым для познания художником-ювелиром законов развития природных форм.
9. Разработан метод применения технологий 3D и 2D компьютерной графики в процессе проектирования ювелирных изделий, основанный на построении трехмерной модели изделия,
создании эскизов, технической документации и презентационных материалов - электронных и полиграфических.
10. Установлен механизм создания трехмерного прототипа ювелирного изделия, на основе технологий быстрого трехмерного прототипирования с целью получения восковой модели разработанного изделия на машинах-прототайперах.
11. Практически подтверждена эффективность разработанного метода проектирования ювелирных изделий на примере проектирования и изготовления трех коллекций ювелирных изделий (одна эксклюзивная и две промышленных) и 100 единичных ювелирных изделий по требованиям заказчика.
Терминологический словарь
Бионика (от греч. bion - элемент жизни, букв,- живущий), одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств. Сформировалась во 2-й пол. XX века. Для решения задач бионики изучаются, например, способы переработки информации в нервной системе, особенности строения и функционирования органов чувств, исследуются принципы навигации, ориентации и локации, используемые животными, биоэнергетические процессы с высоким коэффициентом, полезного действия и т.д.
Векторная графика - способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами.
Визуализация (rendering) - процесс получения растрового изображения с трехмерной сцены. Может выполняться рендеринг статических сцен с получением одиночных изображений и сцен с анимацией, с получением кадров анимационной последовательности.
Двумерная графика (2D) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается двумя координатами.
Интерфейс - способ организации, структура элементов управления и представления документа в окне программы, обеспечивающий средства, необходимые для работы с ним.
Каст - оправа камня, общая деталь всех ювелирных изделий. Существуют два вида:
• глухие - камни удерживаются стенками каста;
• крапановые - камни удерживаются отдельными стойками.
Компьютерная графика - специальная область информатики,
занимающаяся методами и средствами создания и обработки изображений
помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Находит прикладное применение в научных исследованиях, медицине.
Кривая Безье - полиноминальная кривая, задаваемая набором управляющих точек. Представляет уравнение, порядок которого на одну степень меньше количества управляющих точек. Кривые Безье записываются в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с их помощью, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения. Принцип рисования кривых Безье состоит в указании мышью опорных точек и в перемещении прилегающей к этим точкам сегментов кривой.
Морфология растений - наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений, изучающая (в широком смысле) формы на всех уровнях от целого растения до клеточных органоидов и макромолекул, в узком - только макроструктуры. В этом случае из неё выделяются как самостоятельные науки анатомия, эмбриология и цитология растений.
Пиксел (Pixel, Picture cell) - элемент экрана, представляющий собой минимальный отображаемый элемент (принимаемый за точку) на экране монитора.
Проектирование - процесс, включающий анализ проектного задания, обобщения материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.
Растровая графика - способ представления графической информации с помощью совокупности пикселов различных тональностей и оттенков, из которых формируется изображение.
Сплайн - гладкая кривая, которая проходит через две или более опорных точек, а также имеет расположенные вне ее управляющие точки, влияющие на форму сплайна. Наиболее общие типы сплайнов: кривые Безье и В-сплайны.
Сцена - совокупность всех типов объектов и системы координат, составляющая отдельную композицию (отдельный документ) в трехмерной графике.
Трехмерная графика (3D) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается тремя координатами.
Украшения - (от слова краса - родственное hrosa - хвала, слава) - общее название декоративных, орнаментальных форм в различных видах искусства и художественной обработки материала (архитектуре, мебели, тканях, керамике и пр.); также предметы ювелирного искусства.
Шннка - элемент кольца, который служит основой кольца и надевается на палец.
Ювелирная швенза - деталь серьги, которая является элементом механизма крепления серьги на мочке уха.