Вопрос 16 Исторические аспекты этнокультурных особенностей Европы.
Человеческое стадо(размножение и выживание) – объединение ради выживания.
Родоплеменные отношения появились с появлением собственности, для ее создания, приумножения и сохранения.
Род превратился в семью. Племя в этнос. Этнос не может возникнуть вне территории. Этнос возник для выживания, для размножения. Признак национального этноса – государство.Древняя Греция и Рим – первые национальные этносы. Не было противопоставления материального и духовного, поэтому древние римляни и греки были психически здоровее. (из-за язычества).
Человек – гармоничное единство духовного и физического.
Христианство – десидентское движение.
Тело – греховно, Душа – божественна – конфликт личности. Носитель социальных норм – супер эго. С религиозной этикой появилось чувство вины.
С христианством возникла эпоха Средневековья – характеризуется высокой степенью разобщенности. Общество существовало на уровне относительно небольших этнических групп. Главенствующий критерий общности - приверженность к определенной территории. Грамотность падает. К 14 веку Ватикан стал самым крупным феодалом.
Тео-центризм – общественное сознание разворачивалось вокруг идеи Бога.
Идея иерархичности бытия.
Нижестоящая душа существовала ради души вышестоящей. Растительная для животной. Животная для блага человека. Душа человека существовала во имя Бога. Схоластика - абстрактная наука.(не основывалась на опыте).
Североевропейские этносы менее догматичны и менее подвержены стереотипизации мышления. Более либеральны. Южные этносы развивались под влиянием Ватикана. Свободомыслие наказывалось.
Эпоха возрождения(элитарная) – возвращение античных ценностей. Духовные продукты в искусстве. Удел образованных людей, аристократии. Изменилось понимание Бога. Пантеизм(Бог во всем, Бог вокруг нас) – философское учение, объединяющее понятие бог и природа, с тенденцией к их отождествлению. Эмпиризм – идея познания практической деятельности для преобразования окружающего мира.
Католицизм(на юге) – жесткая привязанность к существующим религиозным догмам. Большое значение придается общественным нормам, правилам этики. Жесткая взаимосвязь человека со своей семьей.
Протестантизм(на севере) (в Германии Лютеранская).- против догм. Между богом и человеком не должно быть посредников. Либеральные взгляды. Двойственны. Пропаганда богатства и власти.
Православие – основная черта коллективизм. Повлияло на сознание русского этноса. Идея единства и равенства людей перед Богом и произошедшие от этого культурные и этические догмы. Человек обобществляется.
Западные этносы развиваются 300-400 лет.
Эпоха нового времени.
Буржуазные революции(Англия, Нидерланды).
Стремления к накоплению и сосредоточению в руках определенных групп ресурсов, средств производства. Культивируются качества: активность, гибкость ума, способность конструктивно взаимодействовать с другими. Воцаряется прагматизм, ориентация человека на личный успех и индивидуализм.
Прагматизм – преобразующее отношение к окружающему миру. Принципы: Цель- сделать мир и бытие человека в этом мире лучше. Улучшение человеческой жизни через созидание. Созидание возможно лишь через позитивное взаимоотношение членов общества между собой, и лишь в условиях стабильности и приемственности развития. Негативные стороны- ориентирует человека на выгоду и потребление сверхценного личного успеха, что порождает конкуренцию.
Социальный дарвинизм – в обществе как и в природе побеждает сильнейший.
В 19 веке наметились тенденции:
-Великодержавность
- местный национализм.
В крупных государствах объединяются несколько этносов.