4. Подсказки русской поэзии.
В самом деле, русская поэзия полна этим “бытиём”, и столь близко
оно по смыслу слову Dasein в немецкой поэзии, что если не Хайдеггер, то
любой немецкий поэт мог бы сказать так: Dasein — это бытиё, мыслимое
по-русски.
Вот еще несколько характерных примеров. «...Где чистыйпламень пожирает / Несовершенства бытия, / Минутной жизни
впечатленья» «В те дни, когда мне были новы / Все впечатленья бытия»;
«упоенья бытия»; «...И каждый час уносит / Частицу бытия» (Пушкин);
«Когда еще я не пил слез из чаши бытия» (Дельвиг); «Что же тоска нам
сердце гложет / Что мы пытаем бытие» (Я.Полонский); «Но я желал бы
всей душою / В стихе таинственно-живом / Жить заодно с моей страною /
Сердечной песни бытием!» (К.К.Случевский)... Есть здесь удивительные
совпадения. Так Эгмонт в одноименной драме Гете восклицает перед
концом: «Su?es Leben! schone, freundliche Gewohnheit des Daseins und
Wirkens, von dir soll ich scheiden!» («Сладостная жизнь! Чудная, милая
привычка бытия и деяния, я должен расстаться с тобой!»). У Пушкина же в
стихотворении «Осень» (1833): «...К привычкам бытия вновь чувствую любовь».724
Извлекая подобные общепоэтические обороты (пожалуй, даже штампы) из полноценных стихов, мы делаем наше тощее обобщение: бытиё — это человеческая жизнь, переживаемая как целостное самозначимое событие. Этот смысл замечательно передан знаменитыми строчками Б.Пастернака:
...Где я не получаю сдачу Разменным бытом с бытия И значу только то, что трачу, И трачу все, что знаю я.
Мы узнаем этот поэтический образ: бытиё, которое, конечно, есть всегда наше бытиё, жизнь как случившееся с нами событие, событие жизни со всеми ее впечатлениями, с ее упоеньями и горечью, хладом и жаром, тяжестью, радостью, загадочностью, милыми привычками и пугающими безднами (в которые так любил заглядывать Ф.Тютчев)... Жизнь, которой человек всегда целиком захвачен, и — вместе с тем — жизнь, с которой он — в каждый ее захватывающий момент и во всей ее
723 Васильева Т. В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. М.
2002. С. 325.
724 См. ниже еще несколько примеров.
505
завершенности — тем не менее как-то не совпадает. Но не будем забегать вперед. Заметим лишь еще, что с таким бытиём (от сказочного “жили-были” до простенького “житьё-бытьё”) мы встречаемся в поэзии, что это поэтически, даже лирически переживаемое бытие. И, стало быть, имено такое — лирическое — Dasein-бытиё ставится Хайдеггером в средоточие философской онтологии, полагается в ее фундамент.