ЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.


Знание - центральное понятие эпистемологии, т. е. науки о знании. В частно-
сти, эпистемология изучает объективные критерии наличия или отсутствия знания, условия и способы его существования.
В современной философии большой вес имеет эволюционная эпистемология. Она исследует процесс возникновения и изменения (эволюции) знания, условия его прогрессивного развития, роль эволюции знания в ходе эволюции человеческого общества. Однако употребление слова «знание» в современной литературе по философии науки, логике, методологии и истории ее развития качественно отличается от употребления этого слова в античной метафизике. В древнегреческой философии Пифагора, Парменида, Платона и др. слово «знание» обозначало нечто абсолютное, неизменное. Термины «знание» и «истинное знание» были синонимами. Истина считалась неизменной, абсолютной. Словосочетания «изменение истины», «изменение знания», «относительная истина», «относительное знание» воспринимались как нонсенс типа «круглый квадрат», как недоразумения (неправильные словоупотребления). Относительность и изменчивость считались свойствами не знания (episteme), но мнения (doxa). Согласно античной метафизике именно мнения и только они могут претерпевать процесс непрерывного изменения. С точки зрения Платона, словосочетание «эволюционная эпистемология» - бессмыслица типа «горячий лед». К. Р. Поппер, систематически развивая эволюционную эпистемологию, подверг Платона жесткой критике, отверг метафизическую традицию употребления слова «знание». При этом он систематически употреблял это слово в таком значении, которое вполне допускает и даже с необходимостью предполагает существование эволюционной эпистемологии. Однако если исходить из того, что в естественном языке нет «единственно верных» значений слов, а есть множество разных способов их употребления, реализующихся с той или иной исторически изменяющейся вероятностью (частотой), то следует признать тенденциозную позицию К. Р. Поппера вариантом догматизма. Наличие качественно различных значений (традиций употребления) слова «знание» в истории языка - факт.
Слово «знание» является омонимом. Наряду с прочими существуют аксиологические (ценностные) значения этого слова. В качестве таковых выступают различные ценностные функции «знание (чего, кого, чье) а», где буква а обозначает аксиологическую переменную, для которой областью допустимых значений является множество {х (хорошо), п (плохо)}. Это же множество служит областью изменения (значений) функции. Элементы указанного множества называются аксиологическими значениями. В естественном языке одно и то же слово «знание» используется для обозначения принципиально различных ценностных функций За и Ка, точное определение которых дано в приведенной ниже таблице. Чтобы как-то развести эти два значения на уровне естественного языка в данной статье, будем слово «знание (episteme)» использовать в значении За, а ценностная функция Ка будет значением словосочетания «опытное (эмпирическое) знание». Кроме упомянутых двух понятий рассмотрим также следующие ценностные функции. Фа - «философия (чего) а». За- «знание (чего) а». Да - «ценность (чего) а». Са - «сущность (чего) а». Да - «явление, проявление вовне (чего) а». С1а - «причина (чего) а». Fa - «форма (чего) а». Да - «содержание (чего) а». Уа - «наблюдение за (чем) а». Эа- «эксперимент над (чем) а». Оа- «опыт (опытная) а». Га - «господство над (чем) а». Ya - «средство для (чего) а». Ra - «управление (чем) а». Za - «изменение, преобразование (чего) а». Мй - «материя (чего) а». Иа - «история (чего) а». Та - «разрушение, уничтожение (чего) а». Ua - «отсутствие, небытие (чего) а». Ба - «бытие (чего) а». 1а - «свобода, независимость от (чего) а». Аа - «абстрагирование от (чего) а». Ъа - «субъект (чего) а». Ва - «власть над (чем) а». Жа - «противоположность для (чего) а». Ща - «ощущение (чего) а». Кроме того, пусть символы На и Sa обозначают две различные ценностные функции, представлен-
ные в естественном языке соответственно словами «наука (научный)» и «сайенс (сайен- тифик)». (Они подробно обсуждаются в данном словаре в статье «Наука как ценностная функция»).
Наконец, пусть символы Па и Na обозначают две принципиально различные ценностные функции, именуемые в естественном языке одним и тем же словом «природа». Не только слово «знание», но и слово «природа (естество)» - омоним. (Отсюда следует, что слово «естествознание» тоже омоним.) Перечисленные выше ценностные функции определяются следующей таблицей, разделенной на части:
Часть 1

а

За

Ка

На

Sa

Ца

Са

Яа

С«а

Fa

Да

х

х

п

х

п

х

х

п

х

х

п

п

п

х

п

х

п

п

х

п

п

х

Часть 2

а

Уа

Эа

Оа

Га

Уа

Ra

Za

Ма

Иа

Та

х

п

п

п

п

х

п

п

п

п

п

п

X

х

х

х

п

х

х

х

х

х

Часть 3

а

Ua

Ба


Аа

Ъа

Ва

Жа

Ща

Па

Na

х

п

х

п

п

х

п

п

п

х

п

п

х

п

х

х

п

х

х

х

п

х


В алгебре формальной аксиологии отношение формально-аксиологической эквивалентности обозначается символом «=+=» и определяется следующим образом.
Любые аксиологические формы (ценностные функции) айв формально-аксиологически эквивалентны (это обозначается символом «а=+=в»), если и только если они принимают одинаковые аксиологические значения (из множества {х, п}) при любой возможной комбинации аксиологических значений переменных, входящих в эти формы (функции). В естественном языке отношение «=+=» выражается словами «есть», «значит» и т. п., нередко заменяемыми тире. Но эти же самые слова используются в естественном языке для обозначения соответствующих логических связок и отношений. Поскольку логические и аксиологические структуры не абсолютно тождественны, постольку слова «есть», «значит» (а также и тире) суть омонимы. Использовать их на стыке логики и аксиологии нужно очень осторожно, оговаривая всякий раз то, в каком значении (формальнологическом или формально-аксиологичес- ком) используется слово «есть» (тире) в том или ином случае. Используя данные выше дефиниции, можно получить следующие формально-аксиологические уравнения. Тире здесь обозначает не логическую связку, а отношение «=+=».
  1. За=+=Т1За: знание (episteme) - точное знание.
  2. За=+=Н1За: знание (episteme) - непротиворечивое знание.
  3. За=+=П1За: знание (episteme) - полное знание.
  4. 3a=+=3La: знание (episteme) - знание закона.
  5. За=+=ЗП1а: знание (episteme) - знание причины.
  6. За=+=ЗПа=+=ЗСа: знание (episteme) - знание природы (т. е. сущности).
  7. За=+=ЗЦа: знание (episteme) - знание ценности.
  8. За=+=ЗЪа: знание (episteme) - знание субъекта.
  9. За=+=На=+=НЗа: знание (episteme) - наука (научное знание).
  10. На=+=3а: наука - знание (episteme).
  11. За=+=ЖМ1а: знание (episteme) - противоположность мнению (doxa).
  12. М]а=+=иЗа: мнение (doxa) - небытие (отсутствие) знания (episteme).
  13. M1a=+=UT13a: мнение (doxa) - неточное (смутное, расплывчатое) знание.
  14. M1a=+=Z13a: мнение (doxa) - неполное (частичное) знание.
  15. M1a=+=UH13a: мнение (doxa) - противоречивое знание.
  16. М1 а=+=К1 За: мнение (doxa) - временное (конечное) знание.
  17. M1a=+=UC23a: мнение (doxa) - изменчивое (непостоянное) знание.
  18. Mla=+=N1Da: мнение (doxa) - необходимость сомнения.
  19. M1a=+=N1K1a: мнение (doxa) - необходимость критики.

20.3a=+=UDa: знание - небытие сомнения.
    1. 3a=+=I1Da: знание - невозможность сомнения.
    2. За=+=11К1а: знание - невозможность критики.
    3. За=+=В]а: знание - вера.
    4. 3a=+=UZ3a: знание - небытие изменения знания.
    5. 3a=+=I]Z3a: знание - невозможность изменения знания.
    6. 3a=+=F3a: знание - форма знания.
    7. 3a=+=3Fa: знание - знание формы.
    8. За=+=А2За: знание - априорное знание (Сократ, Платон).
    9. За=+=ЖЦа: знание (episteme) - противоположность ощущению (Сократ, Платон).
    10. а=+=1Ща: знание (episteme) - независимость от ощущения (Сократ, Платон).
    11. Ща=+=ЗЯа=+=виСа: ощущение - знание явления, т. е. знание небытия сущности.
    12. За=+=ЖКа: знание (episteme) - противоположность опытному знанию.
    13. Ka=+=U3a: опытное (эмпирическое) знание - небытие знания (episteme).
    14. Ка=+=Ща: опытное знание - ощущение (Протагор, Юм).
    15. Ка=+=У1Я1а: опытное знание - чувственное восприятие (Протагор, Юм).
    16. Ка=+=1] А23а: опытное знание - невозможность априорного знания (Локк, Юм).
    17. Ка=+=11ЗЦ2а: опытное знание - невозможность знания субстанции (Юм).
    18. Ka=+=I13N ]а: опытное знание - невозможность знания необходимости (Юм).
    19. Ка=+=11ЗС1а: опытное знание - невозможность знания причины (Юм).
    20. Ка=+=11ЗБ1а: опытное знание - невозможность знания будущего (Юм).
    21. Ка=+=11ЗС1 а: опытное знание - невозможность знания субъекта (Юм).
    22. Ка=+=11ЗЦа: опытное знание - невозможность знания ценности (Юм).
    23. КЦа=+=У1Ца: опытное знание ценности - чувство ценности (Юм).
    24. Ка=+=ЗДа: опытное знание - знание содержания.
    25. Ka=+=03a=+=Sa: опытное знание- сайенс.
    26. Sa=+=Ka=+=03a: сайенс - опытное знание.
    27. Ka=+=03a=+=3U3a: опытное знание - знание небытия знания (Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»).
    28. Sa=+=I1A1013a: сайенс - невозможность абсолютной общности знания.
    29. Sa=+=B2R2013a: сайенс - возможность относительно общего знания.
    30. Sa=+=4]3a: сайенс - частное знание.
    31. Sa=+=34a: сайенс - знание части.
    32. Sa=+=Z3a: сайенс - изменение знания.
    33. Sa=+=C3Z3a: сайенс - непрерывность изменения знания.
    34. Sa=+=N1Z3a: сайенс - необходимость изменения знания.
    35. Sa=+=N1K13a: сайенс - необходимость конечности (временности) знания.
    36. Sa=+=fl2M1a: сайенс - долговременное мнение (doxa).
    37. Sa=+=H1M1a: сайенс - непротиворечивое мнение (doxa).
    38. Sa=+=C2M1a: сайенс - устойчивое (неизменное, постоянное) мнение (doxa).
    39. Sa=+=OlMIa: сайенс - общее мнение (doxa).
    40. Sa=+=UM1a: сайенс - ценное мнение (doxa).
    41. Sa=+=T1M1a: сайенс -точное мнение (doxa).
    42. ЩМа=+=КМа=+=За: ощущение (опытное знание) материи - знание (episteme).
    43. LUMa=+=KZa=+=3a: ощущение (опытное знание) изменения - знание (episteme).
    44. UHMa=+=KZa=+=3a: ощущение (опытное знание) явления - знание (episteme).
    45. КЫа=+=КМа=+=ЗПа=+=ЗСа: опытное знание природы (материи) а - знание (episteme) природы (сущности) а.


Омонимия слов естественного языка- источник логико-лингвистических недоразумений. Так, напр., в античности доминиру-
ющим аксиологическим значением слова «знание» была ценностная функция За. Сейчас доминирующим аксиологическим значением слова «знание» является ценностная функция Ка. Когда в наши дни говорят об эпистемологии (и в особенности об эволюционной эпистемологии), то имеют в виду учение об «опытном (эмпирическом) знании». Однако в древнегреческом языке слово episteme означает (абсолютно) истинное, неизменное, совершенное знание. Очевидно, что опытное (эмпирическое) знание не есть episteme в древнегреческом значении этого слова. Поэтому возможны досадные недоразумения.
Ценностные функции За и Ка математически самодвойственны. Они принимают противоположные аксиологические значения в аксиологически противоположных мирах (метафизическом и диалектическом, идеальном и материальном), т. е. в таких мирах, где аксиологические переменные принимают противоположные значения. Отсюда вытекает необходимость амбивалентности знания как ценностной функции.
В. О. Лобовиков
И
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме ЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.:

  1. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.
  2. НАУКА КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.
  3. 10. Знание как то, в чем пребывают, и знание как то, что добывают.
  4. Знание, отражение, информация Как же и на какой основе возникает и развивается знание?
  5. Знание-"что" и знание-"как"
  6. НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.
  7. Социальные конфликты - неотъемлемая составляющая жизни общества. К.Маркс как основатель теории конфликта. Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, Э.Гидденс и их вклад в изучение конфликтов.Ресурсные и ценностные противоречия как основа социальных конфликтов. Причины возникновения социальных конфликтов по П. А.Сорокину.Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. Причины возникновения, условия течения социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов.Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликто
  8. «Ценностное основание» как онтологическое понятие
  9. 6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика ценностного фактора
  10. Знание как система
  11. е)              знание как благо в мусульманской традиции
  12. д)              знание как освобождение в индийской традиции
  13. Знание как механизм социальной памяти
  14. 9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истин
  15. Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации
  16. Глава 40(3). Текущее знание как структура процесса
  17. (?) Спекулятивное знание как представление общины в абсолютной религии
  18. Богатство любой ценой как ценностная доминанта юных бизнесменов