<<
>>

ВЫВОДЫ:

Проанализировав на материале художественных текстов лексико-семантические особенности теонимов, используемых в русском языке, их словообразовательные особенности, обратившись к теонимики как системе, можно сделать следующие выводы:

1) семантическая классификация теонимов вбирает следующие группы:

а) родовые названия богов различных уровней (бог, богиня, божество и др.);

б) имена богов высшего уровня (Зевс, Господь, Творец и др.);

в) имена богов более низкого уровня (Амур, Венера, Мельпомена, Морфей, Эол и др.);

г) названия классов божеств (ангелы, музы, нимфы и др.);

д) собственные и нарицательные имена полубожественных персонажей человеческого происхождения (Адам, Ева, Богородица и др.);

е) названия демонических персонажей (дьявол, сатана, демон, легион и др.);

ж) названия существ и классов существ низшего уровня, нечисти (черт, бес, вампир и др.);

з) названия деифицированных абстрактных понятий, неатропоморфных объектов, атрибутов и символов, элементов космоса, Вселенной, стихий (душа, грех, благодать, медведь, венец терновый, крест, небо, Воздух, Земля, Вода, Огонь и др.);

и) названия объектов и понятий, связанных с богослужением (храм, церковь, монастырь, поп, протопоп, пономарь и др.);

2) на уровне теонимики проявляются такие системные явления лексики, как синонимия, антонимия, омонимия, паронимия;

3) анализ фразеологизмов теонимического характера позволил выделить в особую группу фразеологизированные конструкции, где в свободном употреблении встречаются мифологемы, т.е. слова, служащие обозначением мифологических (в широком смысле) понятий; фразеологизмы вступают в отношения синонимии, антономии, омонимии; делятся на исконные и заимствованные; им свойственны лексико-грамматические, структурно-типологические и стилистические особенности; синтагматические отношения;

4) словообразовательные особенности теонимов соответствуют общей направленности развития словообразовательной системы русского языка: здесь выделяются и словообразовательные пары, цепочки, гнезда, наиболее активно на материале художественной литературы применяются словообразовательные гнезда, начинающиеся с вершины «благо», «Бог», «грех», «святой» и др.


<< | >>
Источник: Мальсагова М.И.. Теонимическая лексика как система (на материале художественных текстов). – Назрань: ООО «Пилигрим»,2011 – 144 с.. 2011

Еще по теме ВЫВОДЫ::

  1. Глава 9. Конструктивные и неконструктивные выводы
  2. выводы по первому разделу
  3. Выводы
  4. Компаративные выводы
  5. АЛГОРИТМ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВЫВОДОВ (судебно-медицинское значение повреждений)
  6. Правила, определяющие связь между качеством и количеством посылов и выводов силлогизма
  7. Условия истинности силлогистических выводов
  8. Логическое основание п логическая формула выводов о вероятности
  9. § 7. Общіе выводы: чему учитъ біологія?
  10. ВЫВОД
  11. Выводы
  12. VIII. Выводы из нее
  13. VIII. Выводы из нее
  14. Выводы
  15. Выводы об источниках марксизма
  16. Выводы по методологии марксизма
  17. Теория относительности подтвердила выводы философии относительно наличия глубокой связи между пространством и временем
  18. ВЫВОД УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ