<<
>>

Индивидуальная и групповая работа на уроках литературы


В данной работе речь пойдет о работе на уроках литературы в системе мастерских.
Основная задача уроков литературы в средней школе - не только дать сведения и представления об определенном круге писателей и литературных произведений, но и, главным образом, научить читать по-настоящему (внимательно, вдумчиво, формируя свой эстетический вкус), выражать свои мысли, чувства, отстаивать свое мнение, в конце концов, аргументированно и убеди-тельно спорить, что умеют делать очень и очень немногие.
Исходя из этого подхода, думается, что групповая и индивидуальная формы работы на уроках литературы, то есть работа в творческих группах, оказываются очень полезными. Впервые о такой форме организации работы на уроках литературы я узнала
из лекций профессора Омского государственного педагогического университета М.Ф. Лучановой. Работая ряд лет с творческими группами, добившись некоторых положительных результатов, я сделала выводы о том, что развивающие технологии весьма эффективны.
Творческие группы могут быть временными и постоянными, иметь одну направленность и разные. Как правило, работа ведется в одном классе на протяжении нескольких лет. В начале работы это среднее звено: 5-8 классы. Создаются временные группы в соответствии с замыслом урока, которые существуют, пока этого требуют интересы дела, потом распадаются, меняется их состав, направленность, количество участников и т. д. Но, как правило, к концу 8 класса ученики уже определяют, в основном, направленность своих интересов, симпатии и антипатии, имеют представление о системе работы и подготовке друг друга. Фор-мируются уже постоянные группы, причем почти без вмешательства учителя (это вмешательство ограничивается советами, выполнение которых отнюдь не обязательно). Группы не всегда бывают однородны по составу, количеству участников и уровню подготовки, но всегда достаточно работоспособны, так как благодаря самостоятельности выбора в группу входят совместимые психологически характеры, между которыми если и возникают споры и трения, то быстро разрешаются. Возможен и переход из одной группы в другую. Так, к 10-11 классам складываются постоянные творческие группы со своими особенностями: одни интересуются историей литературы, другие - больше художествен-ным стилем текста, третьи - миром писателя, его чувствами, четвертые словесные образы выражают посредством рисунка, графики и т. д. Зачем же им мешать рассматривать творчество писателя, художественное произведение, исходя из их интересов? Ведь не такое уж большое значение в конечном итоге имеет отправная точка, с которой начинается работа, разговор на уроке литературы. Поощряя самостоятельность подхода, мы можем добиться многого.
Формы уроков с творческими группами могут быть самыми разными, как и методы. Это и проблемные уроки, т. е. когда проблема обсуждается и решается в группах, а потом идет обмен
мнениями, часто в процессе него проблема расширяется, делаются выводы, не всегда однозначные, но ученики аргументируют свои суждения, отстаивают собственную точку зрения. Такие уроки можно планировать как диспуты, конференции, беседы. Это и исследования, когда большое внимание уделить надо тексту, слову, изобразительным средствам и художественным особенностям произведения. Педагогическая технология мастерских дает хороший инструментарий для работы с вышеописанной концепцией.
В технологии мастерских главное не обобщить и освоить информацию, а овладеть способами работы, поиска, что является очень непростой задачей для учителя.
Это становится возможным при проектировании учебных ситуаций с использованием следующих правил:
Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, а не навязываться.
Отказ от методов принуждения и форм подавления дос-тоинства учеников.
На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
В отличие от традиционного урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
Ученик имеет право на ошибку; она считается закономерной ступенью познания; точные знания следуют за ошибками.
Творческая деятельность - в идеале безоценочная деятельность. (В условиях нашей гимназии для закрепления ситуации успеха можно допускать положительные оценки промежуточной работы и оценки результатов творческой работы: сочинений, изложений, докладов и т. п., а также зачетов.)
Мастер для ученика, а не ученик для мастера.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер - садовник, выращивающий растение-ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Мастерская как локальная технология охватывает большую часть учебной дисциплины «литература». Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но
внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор темпа работы и т. д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания соотносятся со знаниями другой группы, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп.
Пример. 6 класс. Первый урок по изучению рассказа А. Платонова «Корова».
Предлагается анкета, позволяющая проследить уровень восприятия учеников, учесть их мысли и чувства; она станет отправной точкой, с которой начнется работа учителя над системой уроков по теме. Вопросы анкеты обычны, их любой учитель часто задает ученикам.
Какое впечатление произвела книга? Что в ней запомнилось и почему?
О чем предлагает задуматься автор?
Какие вопросы, по-твоему, надо обсудить в классе?
Возникли ли у тебя при чтении какие-либо мысли и чувства, и хочешь ли ты ими поделиться с товарищами?
Какой отрывок ты хотел бы прочитать выразительно? Определите свое отношение к нему?
Какие трудности встретились при чтении, какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды, поступки персонажей ты не понял?
Какие вопросы возникли при чтении произведения?
Какие высказывания автора и его героев привлекли твое внимание и почему?
Вопросы анкеты могут быть написаны на доске, распечатаны в форме буклетов, карточек и т. д. Обсуждение ведется в группах, затем они советуются между собой, наконец, выступление - развернутый ответ, который обсуждается фронтально в классе. В зависимости от ситуации потом можно будет обратиться к материалу учебника, который выступит в качестве «репетитора».
Для типичных надпредметиых (определяемых общими для всех областей способами деятельности учащихся, например, поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции и т. п.) задач в технологии мастерских разработаны алгоритмы их решения.
Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей (может быть и 10-15 минут, и 1-3 урока)
Пример. Алгоритм разделен на 3 малых занятия-алгоритма, рассчитанных на 1-2 урока. А А-1 А-2 А-3 А - алгоритм.
А-1 - панель.
А-2 - представление проблем.
А-3 - представление результатов работы групп.
10 класс. Урок литературы. Тема: «Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Алгоритм А-1.
ПАНЕЛЬ (этап актуализации знаний в данной области) - выделение проблем - работа с литературой - обсуждение в парах - предложение тем сочинений в группах - представление тем классу - выбор темы (тем) для дальнейшей работы (каждой группой).
Алгоритм А-2.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ - объединение в группы для проработки темы - каждый представляет группе свое понимание проблемы - каждый формулирует способ решения проблемы - выбор в группе наиболее эффективного способа - планирование темы сочинения - формулирование выводов.
Алгоритм А-3.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУПП -
сопоставление тем групп и обмен вопросами по представленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов - составление группами рекомендаций по раскрытию тем предло-
женных сочинений - обмен темами, планами, рекомендациями между группами - знакомство с результатами работы других групп.
После проведения такой работы в течение двух уроков (А-1, А-2 - первый урок, А-3 - второй урок) удается повторить изученный материал, причем все трудятся активно, говорят, спорят, рас-суждают, самостоятельно работают с литературой, делают выводы, планируют, предлагают рекомендации.
Панель дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Это первый этап. Второй этап предлагает разобраться с массой возникших вопросов, что вынуждает ученика работать с литературой. Третий этап - группа обменивается соображениями. Четвертый этап - группа собирает и фиксирует информацию, прозвучавшую на панели, обдумывает и начинает создавать новую версию, которая на следующем этапе будет усовершенствована. Эта работа эффективна в подготовке и написании сочинений, докладов, на семинарских занятиях и т. д. Здесь могут быть использованы тексты, документы, именно документы, а не их обработка. Кроме позитивной, создающей работы, необходим ее критический анализ (рефлексия). На последнем этапе ученики (группы или индивидуально) предлагают на суд друг друга все, что они сделали. Это могут быть выступления, постановки, чтение сочинений и их рецензирование, помещение на стенд (доску) результатов работы и т. д.
В каком соотношении находится объем индивидуальной и групповой работы?
Практика показывает, что наилучший результат дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
Мы на мастерских учимся:
Работать на первом этапе восприятия.
Работать с гипотезой.
Понимать текст.
Выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств.
Строить систему доказательств, делать наблюдения, описывать результат.
Выполнять сравнения, обобщения.
Ставить вопросы.
Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая их обработка и закрепление могут происхо-дить и в других формах работы.
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя- мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные элементы технологии организации мастерских:
индукция,
самоконструкция,
социоконструкция,
социализация,
разрыв,
творческое конструирование задания.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко.. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения (из опыта работы учителей гимназии Русско- Полянского района Омской области): Учебно-методичес- кое пособие Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко. Омск: Изд-во ОмГУ,2004. - 131 с.. 2004

Еще по теме Индивидуальная и групповая работа на уроках литературы:

  1. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  2. Индивидуальная и групповая работа на уроках литературы
  3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
  4. М. Ю. Лермонтов
  5. Поэзия 1790-1810-х годов
  6. Группы wклассы развития
  7. ВСТРЕЧА С МИРОМ ЛОГИКИ
  8. ЧАСТЬ II: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
  9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  10. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИ
  11. ОБ ИДЕЙНЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И МОТИВАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРЕДЕЛОК И ПОДДЕЛОК
  12. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  13. И. ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ
  14. 3.3.2. Дидактический интертекст