ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и развитие исключительного (интеллектуального) права, оформление его в рамках позитивного законодательства в качестве самостоятельной подотрасли гражданского права (интеллектуальное право) обусловлены всем ходом исторического развития, научно-техническим прогрессом, значимостью человеческой мысли, интеллектуальной (творческой) деятельности в области науки, культуры и промышленного производства lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Интеллектуальное право возникло и развивалось параллельно с развитием промышленного производства и массовой культуры, когда произведения литературы и искусства становились в экономическом смысле доступными не только элите, но и широким слоям общества. Промышленный способ производства усилил необходимость и значимость технического решения, снизил стоимость копирования художественных и научных произведений. Научно-технический прогресс позволил обособить интеллектуальный продукт от его материального носителя и самостоятельно использовать его в широких масштабах. Для литературных произведений такая возможность появилась благодаря внедрению книгопечатания, для произведений изобразительного искусства - появлению различных технических средств репродуцирования изображений и фотографий, для исполнения - изобретению и широкому использованию аудио- и видеозаписи и т.д. (см.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2008. С. 572, 573; Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь, А.Л. Маковский. М., 2008. С. 108).
Исключительное право является отдельным видом (видовым понятием) интеллектуальных прав, регулирующих общественные отношения в особой сфере человеческой деятельности - интеллектуальной lt;1gt;. Интеллектуальной деятельности свойственны умственные, творческие составляющие человеческого труда, в ходе которого создаются авторские произведения: художественные картины, музыкальные произведения, скульптурные композиции, архитектурные объекты и др., а также изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Для результатов интеллектуальной деятельности характерны творческое начало, новизна, оригинальность. В переводе с латинского языка интеллект (intellectus) - это ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека lt;2gt;.--------------------------------
lt;1gt; Помимо исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, к интеллектуальным правам относятся личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.) в случаях, предусмотренных законом (ст. 1226 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)).
lt;2gt; См.: Словарь иностранных слов / Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. М., 2003. С. 264.
Современные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в объективном смысле - это совокупность правовых норм, позволяющих их правообладателям (авторам, исполнителям, изготовителям, вещательным организациям, патентообладателям, обладателям товарных знаков, фирменных наименований и коммерческих обозначений) удовлетворять свои имущественные интересы, монопольно использовать принадлежащие им результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и распоряжаться этими правами исключительно по собственному усмотрению на предусмотренных законом условиях с запрещением другим лицам пользоваться этими правами и результатами интеллектуальной деятельности, средствами индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Под субъективным исключительным правом (исключительным правом в субъективном смысле) подразумевается право конкретного субъекта интеллектуальных (исключительных) правоотношений, управомоченного лица, представляющее юридическую возможность, меру дозволенного поведения по беспрепятственному осуществлению своих прав, действий и полномочий в отношении результатов своей интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, включая распоряжение имеющимися правами, а также возможность требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей и, кроме того, возможность, предоставленная управомоченному лицу (носителю субъективного права), обращаться к уполномоченным законом органам и лицам за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, обеспечиваемая принудительной силой закона и механизмом защиты субъективных гражданских прав.
В России на конституционном уровне гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ).
Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности признано нормами международного права и зарубежного правопорядка. В настоящее время Российская Федерация является участницей многих международных договоров, которые регулируют отношения, связанные с использованием и защитой исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности lt;1gt;. Зарубежное законодательство все активнее признает исключительное право в сфере интеллектуальной деятельности.
--------------------------------
lt;1gt; См., например, Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.); Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г., вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.); Всемирную конвенцию об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г., вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.); Международную конвенцию об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.); Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г., вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).
Так, согласно Закону Великобритании 1988 г. об авторских правах, правах на модели (дизайны) и патентах обладатель авторского права имеет исключительное право на изготовление копий произведения, их распространение и опубликование, осуществление постановки, показа или исполнения произведения для публики, изменение, адаптацию произведения или любые из перечисленных выше действий с измененным, адаптированным произведением (ст. 16).
По законодательству ФРГ (Закон от 9 сентября 1965 г. об авторском праве и родственных правах), автор художественного произведения имеет исключительное право на использование произведения в физической форме, в частности право на воспроизведение, распространение, публичный показ произведений искусства. Кроме того, автору предоставлено исключительное право воспроизводить свои произведения в нематериальной форме публично (право на публичное исполнение), в частности в форме доклада, исполнения, публичного показа.
Итальянское законодательство (Закон от 22 апреля 1941 г. N 633 о защите авторских прав и прочих прав; Закон от 18 августа 2000 г. N 248 о новых формах защиты) наделяет автора исключительным правом на опубликование произведения, коммерческое использование произведения в любой форме и любым способом, оригинальным или производным. Предметом исключительного права на воспроизведение является прямое или опосредованное изготовление копий, временное или постоянное, всего произведения либо его части, любым способом и в любой форме, как путем ручного копирования, так и путем печати, литографии, гравировки, фотографирования, звуковоспроизведения, кинематографического воспроизведения или с использованием любого другого процесса воспроизведения. Объектом исключительного права на исполнение, представление или публичную декламацию музыкального, драматического, кинематографического или иного театрального произведения, произведения устного жанра является исполнение, представление или декламация этого произведения на возмездной либо безвозмездной основе. Не считается публичным исполнение произведения в кругу семьи, школе, институте, если оно не преследует цели извлечения прибыли. Исключительное право на распространение произведения подразумевает введение оригинального произведения или его копий в торговый оборот либо публичное распространение любым способом и по любому основанию.
Согласно французскому законодательству (Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г.) имущественное право авторов представляет собой исключительное право использования (представления, воспроизведения) произведения в любой форме и любым способом в целях извлечения прибыли lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Основные институты гражданского права зарубежных стран / Отв. ред. В.В. Залесский. М., 2009. С. 1012, 1018, 1023, 1024, 1038.
В начальный период своего существования в силу объективных социально-экономических причин человечество не имело стройной системы учения об исключительном праве. Римское право не знало понятия "исключительное право". В законодательстве Древнего Рима отсутствовали какие-либо основы правового регулирования (охраны) отношений, которые определяли бы правовой режим нематериальных объектов (res incorporates) в сфере интеллектуальной деятельности lt;1gt;. Существенное развитие в римской практике получили положения о вещном праве. В римском праве доминировали положения о телесной вещи (res corporates) как о пространственно ограниченном предмете природы, лишенном воли. Согласно римской догматике вещью является все то, что представляет собой нечто единое, имеющее имущественную ценность lt;2gt;. Римскими юристами были детально разработаны нормы о праве собственности, его содержании, видах собственности (квиритская, бонитарная собственность, собственность перегринов, провинциальная собственность), основаниях его возникновения и прекращения, способах его защиты (виндикационный, негаторный иски), праве на чужие вещи lt;3gt;. Римское частное право не отличалось способностью к абстракции, и, по существу, под res corporates и res incorporates понимались не объекты имущественных прав, а составные части имущества lt;4gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Известный исследователь гражданского права И.А. Покровский в начале XX в. писал: "Не только в правовых системах примитивных народов, но даже еще в праве римском духовная деятельность... не давала никаких субъективных прав на ее продукты их авторам и не пользовалась никакой правовой защитой. Всякий мог опубликовать или воспроизвести без согласия автора его произведение, осуществить его техническое изобретение. Насколько мало ценилась в римском праве духовная деятельность сама по себе, видно уже из того, что в классическую эпоху, например, поэма, написанная на чужом писчем материале, или картина, нарисованная на чужой доске, принадлежала не поэту или художнику, а собственнику писчего материала или доски" (Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 133).lt;2gt; См., например: Барон Ю. Система римского гражданского права. В 6 кн. СПб., 2005. С. 130, 131.
lt;3gt; См.: Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: Учебник. М., 2000. С. 86 - 110; Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 1996. С. 147 - 213.
lt;4gt; См.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М., 2003. С. 102.
По мнению специалиста в области российского гражданского права Г.Ф. Шершеневича, постулаты римского права, не знавшие института исключительных прав, являлись слишком узкими и неспособными включить новые социально-экономические условия lt;1gt;. По справедливому выводу ученого, много неправильных подходов "обусловливается общераспространенным словоупотреблением, невольно возбуждающим ложные представления, от которых трудно бывает отрешиться даже ученому" lt;2gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Ученый подчеркивал, что порядок возникновения, перехода, прекращения вещных прав рассчитан именно на их материальное содержание, поэтому распространение этих правил на совершенно иную область может создать нежелательное смешение понятий в теории и практике (см.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 254, 255).
lt;2gt; Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 29. См. также: Он же. Курс торгового права. СПб., 1908. Т. 2. С. 80 - 83.
В связи с неразвитостью учения о нематериальных объектах и исключительных правах человеческое общество Средних веков и периода возникновения буржуазных отношений применяло рецепцированные нормы римского права о вещном праве как правовые фикции по защите результатов интеллектуальной деятельности. Дореволюционный юрист Ю.С. Гамбаров по этому поводу писал о том, что европейская юриспруденция создала новую категорию бестелесных вещей, защищаемых объективным правом. Это была своего рода фикция вещи для таких объектов права, которые, не обладая свойством вещи, тем не менее приравнивались к ней. Бестелесная вещь фиктивна как вещь, но существует как отличный от вещи и постоянно возрастающий в своем значении объект права. В категорию бестелесных вещей входят научные, художественные, промышленные и другие нематериальные блага, которые, проявляясь вовне, получают известную самостоятельность и имущественную ценность, придающие им способность быть предметом права и подлежать юридической защите, близкой по форме к защите телесных вещей lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право: Общая часть / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 589.
В постримский период юриспруденции категория "исключительное право" не выступала в общем виде, не имела единого наименования и называлась самыми различными терминами - "интеллектуальная собственность", "монопольное право" и т.п. lt;1gt;. Дореволюционный российский исследователь И.Г. Табашников верно отмечал, что с тех пор, как положительное (позитивное) законодательство приняло это право под свою защиту, оно "носится по горизонту науки без всякого определенного назначения и легко передвигается с одного места на другое или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься" lt;2gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М., 2005. С. 112.
lt;2gt; Цит. по: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. С. 28.
Российский исследователь интеллектуального права А.А. Пиленко в начале XX в. писал: "Неразвитое юридическое мышление очень часто руководствуется так называемым законом конструкционной экономии... Появление какого-нибудь нового социально-правового явления всегда вызывает... желание субсуммировать это явление в одну из издавна установившихся, издавна известных юридических категорий... Та же история случилась и с авторским правом: его по очереди совали и в обязательственные, и в личные, и в имущественные права" lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Пиленко А.А. Право изобретателя. М., 2005. С. 667 - 669.
И только в ходе дальнейшего исторического развития, научно- технического прогресса возникла объективная потребность создать и обосновать учение об исключительном праве в сфере интеллектуальной деятельности. С дальнейшим развитием человеческой мысли, общественных отношений и научно-техническим прогрессом все активнее стали заявлять о себе сторонники исключительных прав.
Уникальное исследование юридической природы субъективных исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации проделали в конце XIX - начале XX в. такие отечественные ученые-цивилисты, как А.И. Каминка, Я.А. Канторович, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, В.И. Серебровский, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич, а в современный период - российские исследователи Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, В.А. Белов, И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев, В.А. Дозорцев, В.В. Дорошков, В.И. Еременко, А.Е. Ермакова, Е.А. Зверева, И.А. Зенин, В.О. Калятин, О.М. Козырь, Н.М. Коршунов, В.Н. Лопатин, А.Л. Маковский, М.А. Мирошникова, В.П. Мозолин, Е.А. Моргунова, О.В. Новосельцев, Е.А. Павлова, А.П. Рабец, А.П. Сергеев, С.А. Судариков, Е.А. Суханов, Л.А. Трахтенгерц, В.А. Хохлов, М.Ю. Челышев, О.Ю. Шилохвост, В.Ф. Яковлев и др.
Еще в конце XIX в. (1891 г.) исследователь проблем интеллектуального (авторского) права Г.Ф. Шершеневич, труды которого остаются актуальными и сегодня lt;1gt;, подверг критике отдельных сторонников проприетарной теории. Раскрывая точку зрения французских ученых (Э.-Р. Лабуле, А. Франка) о существовании литературной собственности, Шершеневич указывал на необходимость различать "права на вещи" и "права из вещи", авторское право на литературное, художественное произведение и право собственности на книгу, картину. Ученый предлагал отрешиться от римских традиций и идти в ногу со временем. Он утверждал, что исключительные права занимают самостоятельное место наряду с вещными и обязательственными правами lt;2gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Выводы, сделанные ученым в фундаментальном труде "Авторские права на литературные произведения", явились, по существу, основой ныне действующей части четвертой ГК РФ (см.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения).
lt;2gt; Следует заметить, что данный вывод Г.Ф. Шершеневича оказался пророческим и закреплен в современном Гражданском кодексе РФ (ст. 1227): интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК РФ.
С.С. Алексеев верно замечает, что исключительные права в области авторства, изобретательства, научных открытий и другие "творческие" и смежные с ними права, с одной стороны, затрагивают самые глубинные, сокровенные черты, свойственные собственности, а с другой - выражены в таких своеобразных явлениях интеллектуальной жизни и средствах индивидуализации, которые никак не вяжутся с привычными, прочно утвердившимися представлениями о собственности как институте вещного права lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М., 2008. С. 66.
Законодательство дореволюционной России содержало нормы, предусматривавшие исключительные права создателей творческого продукта. Так, Положение о собственности художественной от 1 января 1846 г. указывало на исключительное право, принадлежащее лишь живописцу, скульптору, архитектору, граверу, медальеру и другим художникам, повторять, издавать способами, соответствующими виду искусства. Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели от 11 июля 1864 г. (ст. ст. 199 - 209 Устава промышленности) и Закон от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)" содержали только нормы об исключительных правах на соответствующие объекты. Законы об изобретениях, вплоть до принятия Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г., указывали на исключительные права патентообладателя lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См. подробнее: Павлова Е.А. Соотношение права собственности и интеллектуальных прав // Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М., 2008. С. 204.
В ходе подготовки Положения об авторском праве от 20 марта 1911 г. законодатель отказался от использования термина "литературная и художественная собственность" и включил в этот акт нормы об исключительных правах: "Автору принадлежит исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение" (ст. 2). Исключительное право понималось в Положении как право имущественное lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Пиленко А.А. Новый Закон об авторском праве (текст закона, сопоставление с прежде действовавшим правом, подготовительные материалы). СПб., 1911.
Проект Гражданского уложения Российской империи 1910 г. определял право автора литературного произведения как "исключительное право печатать и вообще размножать его всеми возможными способами" (ст. 1265), композитора - как "исключительное право на составление и издание сокращений, извлечений, попурри из его музыкального произведения..." (помимо изложенных выше прав) (ст. 1302), художника (наряду с правами автора) - "исключительное право повторять, размножать или издавать свое произведение всеми возможными способами..." (ст. 1316) и т.д. Проект наделял изобретателей и его правопреемников правом исключительного использования изобретения (ст. 1330), а владельцев товарных знаков - правом исключительного пользования этими знаками посредством выставления их на товарах, упаковке или посуде, в которых товары хранятся, а также на коммерческих объявлениях, прейскурантах и бланках (ст. 1333) lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии) / Под ред. И.М. Тютрюмова; сост. А.Л. Саатчиан. М., 2008. Кн. 3. Вотчинное право. С. 858 - 995.
Положение о патентах на изобретения от 12 сентября 1924 г. предоставляло патентообладателю исключительное право осуществлять принадлежащее ему изобретение в виде промысла. Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. "Об основах авторского права" и Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. "Об авторском праве" предусматривали исключительное право автора на выпуск в свет, воспроизведение и распространение своего произведения, а равно на извлечение всеми законными способами имущественной выгоды из данного исключительного права lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См. подробнее: Павлова Е.А. Указ. соч. С. 204 - 206.
По существу, российское законодательство конца XIX - начала XX в. не использовало понятия "интеллектуальная собственность" ("литературная, художественная, промышленная собственность") и отдавало предпочтение "исключительным правам", рассматривая их как передаваемые и отчуждаемые права особого рода, возникшие в отношении нематериальных объектов (произведений, изобретений, товарных знаков и т.п.). Иными словами, к концу XIX - началу XX в. в России, как и во многих других странах континентального права, восторжествовали взгляды противников проприетарной теории. Я.А. Канторович в 1926 г. писал, что у теории "умственной собственности" к этому моменту осталось мало приверженцев lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Канторович Я.А. Авторское право. Систематизированный комментарий к Постановлению ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. "Об основах авторского права". М., 1926. С. 9.
Однако в дальнейшем, с введением планово-командной системы в экономике нашей страны, роль рыночных рычагов, включая право на результаты интеллектуальной деятельности, резко снизилась. Исключительные права были сведены к праву на вознаграждение lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См. подробнее: Право интеллектуальной собственности: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М., 2010. С. 14 - 18.
Только в период начавшейся перестройки и изменения политического и экономического курса (в первой половине 1990-х гг.) в России вновь появился интерес к исключительным правам. Статья 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. наделяла авторов литературных, художественных, научных, учебных, публицистических, драматических, музыкальных и других произведений, относящихся к объектам авторского права, исключительными правами, включавшими права на авторство, имя, неприкосновенность произведения, опубликование произведения, использование произведения, вознаграждение. В силу указанных Основ патент предоставлял патентообладателю исключительное право использовать изобретение, промышленный образец по своему усмотрению (ст. ст. 145, 147). Лицо, зарегистрировавшее товарный знак в установленном законом порядке, получало исключительное право использовать этот товарный знак по своему усмотрению (помещать на изготовленных им изделиях, их упаковке, вывеске, документах и т.п.) (ст. 148). Обладатель фирменного наименования, зарегистрированного в установленном порядке, также получал исключительное право его использования (ст. 149) lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; На территории РФ Основы гражданского законодательства 1991 г. вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. N 3301-1 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (утратило силу). Действие Основ в отношении авторских и смежных прав прекратилось 3 августа 1990 г. в связи с принятием и вступлением в силу Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Действие Основ в отношении иных объектов интеллектуального права прекратилось с принятием соответственно Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Патентного закона РФ и других законов, относящихся к обсуждаемой теме.
Большую роль в регулировании отношений, связанных с исключительными правами в сфере интеллектуальной деятельности, сыграли ныне утратившие силу Законы РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем", от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Патентный закон от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 и др.
Часть четвертая ГК РФ, введенная в действие с 1 января 2008 г., создала стройную систему исключительного права, включившего исключительные права: 1) на авторские произведения; 2) объекты смежных прав (исполнения артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров; фонограммы; сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания; базы данных; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после перехода в общественное достояние); 3) объекты патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы); нетрадиционные объекты "промышленной собственности" (секреты производства, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения); 4) средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение) lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
По существу, в основу части четвертой ГК РФ положена создававшаяся трудами многих отечественных ученых концепция субъективных имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как прав исключительных.
Часть четвертая ГК РФ предусмотрела правовые способы, призванные защищать исключительные права в сфере интеллектуальной деятельности с учетом характера и содержания нарушенного (нарушаемого, оспариваемого) субъективного исключительного права, существа правонарушения (см., например, ст. ст. 1250, 1252). И это правильно, поскольку без юридической защиты, помощи судебных и иных государственных правоохранительных органов исключительные права останутся "голым" правом (jus nudum), благим пожеланием в современном мире правомерного и неправомерного поведения сотен тысяч участников интеллектуальных правоотношений.
Период функционирования, апробации части четвертой ГК РФ деятельность органов судебной системы по защите нарушенных или нарушаемых, оспариваемых исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации позволяют провести первый анализ проб и ошибок, выявить положительное и отрицательное в "интеллектуальном" законодательстве, сделать необходимые выводы по судебной защите в исследуемой сфере, предложить законодателю и правоприменительным органам пути дальнейшего совершенствования правовой защищенности участников интеллектуальной деятельности.
Именно этим задачам и посвящается предлагаемая работа, в которой автор исследует юридическую природу и основные виды исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, анализирует международное и отечественное законодательство по исследуемому вопросу, обобщает судебную и судебно-арбитражную практику по рассмотрению дел, связанных с применением части четвертой ГК РФ, выявляет наиболее характерные судебные ошибки. Все это поможет читателю чувствовать себя комфортнее в море громадного количества правовых норм и судебных дел.