<<
>>

Революционно-демократическое направление в русской историографии

Основные идеологи историками не были.

В 1830 – 1840-е гг. на арену общественного движения наряду с дворянами выступают разночинцы, которые были носителями революционно-демократической идеологии. Они не были историками, но в интересах борьбы с самодержавием и крепостничеством обращались к истории. В 1830-1840-е гг. главными представителями были Белинский и Герцен, а в 1850 – 1860-е – Чернышевский и Добролюбов. Они были революционерами-демократами:

1) Интерес к истории народа – движущей силе истории

2) Боевая партийность – борьба с идейными противниками и фальсификаторами истории (критика славянофилов и Карамзина)

3) Изучение истории с позиции угнетённого класса, особый интерес к событиям, где проявляются творческие силы народа

4) Идея общинного социализма – теория самобытности русской истории (община – зародыш социализма)

5) Решающий элемент прогресса – классовая борьба и революция

6) Отрицание норманнской теории

7) Внимание к петровским прогрессивным реформам

8) Критическое отношение к официальным источникам

Они были идеалистами во взглядах, но у них были и материалистические догадки.

Белинский – «Литературные мечтания» и рецензии на работы исторического характера.

Герцен – 22 тома сочинений, ¼ из них связана с историей и развитием общественной мысли («Очерки истории 1825 года», «Россия и Польша» (ст.), «Былое и думы» (широкая панорама страны XIX века – современность, источник)).

Чернышевский – первым дал оценку реформе 1861 г., интерес к петровской эпохе – ряд статей «Первые годы царствования Петра Великого», «Сведения о жизни и смерти Алексея Петровича». Десятки рецензий на исторические работы.

Добролюбов – рецензии на работы других авторов.

Профессиональным историком направления был Афанасий Прокофьевич Щапов. Родился в Сибири, в духовной семье в Иркутской губернии, духовное образование – бурса, духовная семинария, Казанская духовная академия. Потом преподавал в академии. После событий 1861 был отстранён от преподавания и снова выслан в Сибирь, где участвовал в этнографических экспедициях. Был близок к Чернышевскому, журналу «Современник», знаком с Писаревым, интересовался историей.

Тема его трудов была связана с историей церкви. 1858 г. – диссерт. «Русский раскол старообрядчества», затем – «Земство и раскол». Церковный раскол – середина XVII века. Щапов первым доказал, что раскол церкви – это социально-политическое явление, протест народа против угнетения, принявший религиозно-мистическую форму.

Он пытался показать особенности исторического развития России: главная особенность - областность (земско-областная теория: единой истории России не существует, это история складывается из историй отдельных областей, областных масс народа – своеобразие народа). Областной элемент зародился в древности, а затем последовала борьба областей. Областной элемент Щапов считал главным мотивом народных волнений. Борьба областей привела к тому, что образовалось единое централизованное государство и установилось самодержавие.

В конце жизни сам автор отказался от теории. Он доказывал, что самодержавие – главный тормоз исторического развития страны, такой же тормоз – крепостничество. Оформление права относил к концу XVI века и связывал с с/х кризисом. Век расцвета крепостничества – XVIII век.

Важным этапом были реформы Петра I. В деятельности Петра он видел две стороны – реформы были прогрессивными, вторая – в интересах господствующего класса, сопровождаясь усилением крепостничества.

По-новому он оценил эпоху Алексея Михайловича (до этого считали, что данный период – мир и спокойствие). Он считал, что это правление было заполнено социальными конфликтами – один из них – как раз раскол. Щапов преувеличивает антифеодальную сущность раскола. Этим он объясняет все последующие конфликты и восстания.

Главная роль в борьбе с крепостничеством – отводил крестьянству, интеллигенция должна просветить народ, придать движению организованный характер.

Щапов допускал и возможность капиталистического развития России. Он изучал многие малые народы России.

<< | >>
Источник: «История исторической науки». Лекция. 2016

Еще по теме Революционно-демократическое направление в русской историографии:

  1. А. С. Пушкин
  2. Н. В. Гоголь
  3. ОЧЕРК ШЕСТОЙ
  4.   РУССКИЙ МАРКСИЗМ 
  5. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  6. Чем вредна земская интеллигенция? (мнения русских консерваторов начала XX века)
  7. § 2. Организация аппарата исполнительной власти России в период февральской буржуазно-демократической революции
  8. ЗЕМСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЦАРИЗМА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
  9. Введение
  10. Глава 3. Польский вопрос и полонистика в 1860-е – 1870-е гг.
  11. Литература
  12. Революционно-демократическое направление в русской историографии
  13. Русская историография во второй половине XIX века
  14. Характеристика М.Н. Покровского как исследователя в научном творчестве М.В. Нечкиной
  15. ВВЕДЕНИИ
  16. Развитие исторических взглядов евразийцев в трудах Л.Н. Гумилева
  17. Медиевализм и «присутствие» прошлого («новый медиевализм»)
  18. Историография исследования
  19. Введение
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -