<<
>>

АДАТЫ МАЛКАРЦЕВ фАЛКАРЦЕВ), ХУЛАМЦЕВ, ЧЕГЕМЦЕВ, УРУСБИЕВ­ЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ 1844 ГОД[266]

Балкарцы, хуламцы, чегемцы, урусбиевцы и карачаевцы [267] — все вообще закона магометанского; язык их имеет сходство с татарским; нижеследующий обряд один у всех.

I. Разделение племен на сословия, включая и класс крепостных людей

1.

Фамилии старшин (секельт или бассият):

а) у балкарцев четыре: 1. Абаевы

2. Айдебуловы

3. Джанхотовы

4. Мисаковы

б) у хуламцев одна 5. Шакмановы

в) у безентевцев одна 6. Суншевы

г) у чегемцев три: 7. Болкароковы

8. Керемеговы

9. Битовы

д) у урусбиевцев одна 10. Урусбиевы

е) у карачаевцев три: 11. Крымшакаловы

12. Дудовы

13. Карабашевы.

Подвластный им народ разделяется на четыре класса:

первый, вроде узденей, — каракеши

второй — куля

третий — казак

четвертый — караваш.

II. Права и обязанности каждого класса и отношения одного сословия к другому, включая и духовенство

2. Калым:

а) у бассиятов (старшин) 800 руб. серебром х; впоследствии уменьшен и по при­говору утвержден в 600 руб. серебром, который по большей части уплачивается в последние времена скотом, а редко лошадьми. Обычай очищать калым железны­ми вещами выводится из употребления, потому более, что ценность их понизилась чувствительно, и, за исключением нескольких заветных ружей, шашек и панцирей, остальное оружие не принимается по-прежнему;

б) у каракешев калым в 300 руб. серебром;

в) у куллов он состоит: из числа баранов, равняющегося в цене одной паре двух­летних быков; из двух коров, одного ружья (ценой в 20 руб. серебром или в две скотины), из одной лошади, из медного котла (в котором можно сварить одного барана), из одной коровы без телка, из одной скотины, из трехлетнего быка, из пары двухлетних телков и из одной сабли k

г, д) у казаков [268] и каравашей определенного калыма нет, он назначается по обо­юдному согласию.

3. Если старшина захочет строить дом или зимовник из камня или леса, то рабо­чим выдают пищу.

4. Для произведения хлебопашества и сенокоса в пользу старшин эти должны дать землю и быков на время.

5. Зимой, когда режут баранов для пищи, старшина разделяет овчины между людьми, которые доставляют в дом его дрова для зимы.

6. B прочее время все овчины раздаются между казаками; а куллы не вправе про­сить части. Курпеи все оставляет у себя старшина.

7. Bo время раздела шерсти старшина оставляет у себя белую всю, а с черной берет себе для бурки и седельных потников, а равно и для детей; остальную же раз­деляет по равным частям между своим семейством и казаками мужского пола совер­шенных и несовершенных лет.

8. Старшина имеет право для себя назначить табунщика и баранщика из куллов.

9. Если на места сенокосные или хлебопашественные нужно пустить воды через канавы, старшина назначает несколько домов по очереди, дабы поровну наделять водой и пускать ее как следует. При этой работе, особенно у чегемцев, бывают ссо­ры, кончающиеся иногда смертоубийством, почему наблюдается между ними оче­редь: каждым пяти домам приходить на эту работу одни сутки.

10. Когда старшинский сын привезет себе жену, то берет с каждого кулла по одной скотине.

11. Женившийся старшина имеет право жену свою на теглариш [269] отправить и оставить ее в доме каракеша, если захочет этого, в продолжение одного года.

12. Что жена старшины привезет из своего дома с собой, хотя бы и служанку, все должна отдать в доме каракешу, у которого оставлена.

13. Bo время женитьбы или при взятии жены по обряду (шаоч) старшина сам явля­ется в дом каракеша, который должен для него делать пиво, а старшина дает ему одну служанку. Если служанки он не найдет, то обязан дать сполна для одного человека железных вещей: панцирь, рукавники, налокотники, ружье и пистолет; холопьям же каракеша — кому тулуков, кому веревок и, кроме того, каждому одну штуку товара для платья, сколько может; даже служанкам их он не может не подарить чего-нибудь.

14. Всякий имеет право принять в свой дом чужого мальчика для воспитания.

15. По смерти старшины, когда родственники сами составляют жертвенные при­пасы, то режут сто баранов; каждый каракеш режет по одному барану и, сверх того, по три живых барана для зареза, и по одному терсуку бузы доставляет в дом старши­ны и кладет в то место, где лежат прочие припасы.

16. При выдаче дочерей каракеши дают из калыма своему старшине две скотины (подарок этот называется емчекяик, т. e. аталыкский подарок) и другому чужому стар­шине, которому она не принадлежит, пару быков, также в виде аталыкского подарка. Получающий его старшина должен всегда помогать каракешу в делах его. Bo вся­ком случае он остается тому каракешу настоящим помощником, и никто не вправе устранить старшину от дел, касающихся до взятого им под покровительство.

17. Из калыма, получаемого куллами, отдается старшине три скотины; прочие кулл берет сам. Пользуясь калымом за дочерей, он обязан за жен своих калым упла­чивать сам.

18. Кулл по обряду имеет право в уплату за жену отдать в калым дочь свою.

19. Старшины могут продавать и дарить куллов, кому заблагорассудят [270].

20. Куллы по очереди привозят дрова старшинам на старшинских ишаках и ко­сят сено сколько старшине угодно.

21. Куллы для старшины производят хлебопашество в особенном месте, на про­странстве земли, принадлежащем старшине, и когда уборка кончится, то все дочиста доставляют в дом старшины на его ишаках.

22. Когда кулл зарежет скотину себе в пищу, то отделяет из нее шею и половину спины; верхнюю часть спины с половинами боков он отдает старшине; это называ- егтсяуга или бго. Из сваренного пива господину следует один кувшин.

23. Куллы и казаки имеют собственные земли, подаренные им старшинами или купленные самими; земли эти они пашут для себя и весь урожай берут в свою поль­зу, не отдавая из оного старшине ничего.

24. Старшина может продавать и дарить казаков кому угодно, употребляіъ их вроде прислуги, а жен их и дочерей вроде служанок он также вправе держать у себя.

25. Из последнего класса караваш служанка или горничная приобретается не че­рез калым, а покупкой и везде добывается дорогой ценой — от 300 до 400 руб.

се­ребром. Господину никто не мешает продавать такую служанку кому он захочет; она служит безотлучно в доме при госпожах, получает одежду от господ; законного мужа не имеет, а ежели господин позволит холостому мужчине жить с нею, то он же может через несколько времени запретить это; в таком случае холостой не должен считать женой служанку, с которою жил, или требовать к себе детей от нее, называя их своими. Дети должны оставаться при господине, который может продавать их врозь; они женского пола называются караваш> а мужского — яигава, т. e. повар. До­чери казакам не отдаются посредством калыма, а продаваемы бывают без мужей; если же служанка будет иметь детей хоть от незаконного мужа и господин захочет, то делает их и детей дворовыми людьми, т. e. холопьями, и тогда уже нельзя их сделать по-прежнему служанками; дочери с калымом отдаются законному мужу, а сыновья берут законных жен, платя калым наравне с прочими холопьями.

26. Из всего избытка хлеба и скота ежегодно отделяется десятая часть по закону Магомета и разделяется на три части: одна — аульному эфенди, другая — всем муллам, а третья — нищим.

27. По согласию и по приговору с каждого дома отдается зимой аульному эфен­ди по барану и по одному стогу сена (стог или копна состоит из двух вьюков на лошадь), дров по одному вьюку на ишаке и летом по барану.

III. Какие дела и преступления в каждом племени должны быть рассматриваемы адатом

IV. Общий обряд, суд по обычаям, или адату

28. Судебное место зовут неима [271] (оно состоит из камней вроде стульев, постав­ленных кругом, никто не помнит — кем). Это судебное место существует везде, даже и в аулах. Там избранные почетные старики из всех классов, т. e. старшин, караке- шей, казаков и куллов, каждый день бывают для выслушивания жалоб просителей и оправданий ответчиков, после чего решают дела по обряду. Это месго даже зимой остается судебным; в нем расправу делают непременно каждый день.

29. Это — самое первое и главное судебное место в Балкарии; туда передаются к раз­бирательству дела, заключающие некоторую важность, от всех племен осетинских [272].

30. B составе обрядов убавка, прибавка или отмена вообще делаются по при­говору и общему согласию; если народ убедится, что на будущее время невыгодно продолжать суждение по делу обрядом, до того существующим, тогда обряд уни­чтожается по приговору и дело представляют разбирательству шариатом.

31. Дело, поступившее на шариатское разбирательство, судится не в нагеме (на- гиме), а у эфенди в своем ауле.

V. Права и обязанности каждого сословия объяснены в разделе II

VI. Наследственное право всех состояний

VII. Раздел нменнй

32. Имения разделяются не по шариату, а по обрядам между братьями: сестры и вообще женский пол по наследству части не получают, а пользуются только по­дарками, состоящими из служанок, серебряных вещей, платья и скота, смотря по состоянию; от владения землей женский пол также устраняется.

VIII. Обряд духовных завещаний и исполнения по ним

33. Старшина или каракеш при жизни своей духовным завещанием назначает душеприказчика, которому предоставляет похоронить себя за счет оставшегося имения, смотря по состоянию; из суммы, завещаемой на этот предмет, покупаются погребальные вещи (искат). Для уничтожения грехов умершего назначается от 10 до 300 руб. серебром, судя по богатству его; эта сумма делится на мулл и нищих. Опекун или душеприказчик по закону Магомета должен эту сумму (искат) разделить на три части: одну отдает аульному эфенди, другую — всем прочим муллам того же аула, а третью — нищим, в ауле же находящимся, а они потом между собою делятся в присутствии душеприказчика. Сколько при жизни своей умерший назначает для богомолия в Мекку, душеприказчик должен послать, не встречая в том препятствий со стороны наследников.

34. Жертва (садака) из скота и припасов, сколько сам умерший назначает при жизни и поручает душеприказчику употребить, также не может быть отменена на­следниками; независимо от того один Алкоран и ковер поступают непременно в мечеть после умершего.

35. По завещанию, при жизни сделанному, собирают мулл для чтения Алкрана в продолжение сорока дней или менее, смотря по воле, изъявленной покойным B том завещании; душеприказчик обязан им вместе уплатить лошадь с седлом и при­бором, а также отдать все платье умершего.

36. Могилы и памятники по завещанию умершего делаются из камня или дерева, по указанию аульного эфенди, но только в таком случае, когда сам душеприказчик не из ученых и не знает закона Магомета.

IX. Отношение детей к родителям и их права на первых

37. Дети, по закону Магомета и обряду, должны быть родителям покорны и по­слушны; сопротивление воле родителей — тяжкий грех и по обряду стыд; впрочем, азиатский народ вообще и в осетинских племенах старшины и каракеши по боль­шей части не воспитывают детей при себе, а отдают их аталыку или кормилице, которые не учат ничему, а делают их чуждыми родителям и даже непослушными им. Додержав воспитываемых у них молодых старшин или каракешей до совершен­ных лет, аталыки (для мальчика) и кормилицы (для девочки) доставляют их к родителям, за что получают угощение и большую награду; кроме того, родственники воспитывае­мых, смотря по состоянию, дарят аталыку или кормилице кто служанку, кто 100 баранов, иной железные вещи, другой лошадей или несколько штук рогатого ско га.

38. Подвластные также считают себя обязанными делать подарки: дети старшинские, женившись, живут врозъ с родителями, а каракешские остаются с отцом и матерью.

39. Старшинский сын отдается до совершенного возраста лучшему каракешу, ко­торый по окончании воспитания возвращает его в дом, одетого в богатое платье, на хорошей лошади с седлом и оружием. Возвратившись к себе в дом, молодой старши­на делает воспитателю своему соразмерное награждение и уезжает из родительского дома, потому что никакой старшина в этих племенах с отцом жить не может.

40. Когда старшина отдает на воспитание своему каракешу или черному сына, то делает пир; музыканту, играющему на нем (гекуаго), он дает лошадь — и конец дарам.

X. Взапмное отношение мужа к жене и обратно

41. По закону Магомета и обряду муж и жена должны друг друга любить; муж обязан для жены иметь в достаточном количестве платье, кушаки и прислугу; есть такие четы, которые живут хорошо в продолжение всей жизни. Сохраняя старый обьгчай, господствовавший в тех племенах, до старости лет муж к жене своей не вхо­дит днем и живет в особой кунацкой — несоблюдение этого обряда считается бес­честьем. Жена, если живет с мужем в несогласии, может быть им отослана к своим родственникам. После увольнения ее по закону Магомета она не должна выходить за другого в продолжение четырех месяцев и десяти дней; ежели она не имеет род­ственников и будет нуждаться в одежде и пище, то муж должен ей доставлять и то и другое. При разводе муж должен в присутствии эфенди и дв jx свидетелей сказать три раза слово «талака.», т. e. отказ.

42. Если кулл заплатил калым за жену из собственности и потом разведется с нею, то может ее сделать свободной, чему уже тогда господин препятствовать не вправе; дворовый человек, женясь на девке такого же состояния и заплатав калым за нее из господского имения, не может без воли господина дать свободу жене своей, разведясь с нею, если бы даже по каким-нибудь сделкам он и вступил до того в сословие куллов.

43. Всякий каракеш волен казачку отдать мужчине, ему принадлежащему, кому за­благорассудит, с тем, однако же, чтобы дета, от этого соединения родившиеся, при­надлежали ему, каракешу; поэтому он имеет право во всякое время отнять женщину у того, кому дал; а когда за эту казачку будет взят калым, то каракешу до нее и детей дела нет, и она становится уже законной женой.

44. Кулл, заплативший за жену калым из собственного имущества, без помощи своего каракеша, вправе прогнать ее или отпустить, в чем ему препятствия не чи­нить; по смерти его другому куллу отдать ее можно, но если у старшины другого кулла нет, то жена умершего увольняется к своим родным.

45. Когда господин помогает куллу в платеже калыма за жену, последний не впра­ве сослать жену или отпустить ее.

46. Господин, женивший своего дворового человека (казака), сам уплачивает калым, и поэтому дворовые люди никак не могут разводиться с женами, как это делают другие.

47. Если же из числа тех жен окажется какая поведения распутного или воровкой и муж жить с нею не согласится, то господин берет ее к себе и, делая служанкой, воз­вращает родителям и требует данный за нее калым или женщину продает и все, по продаже взятое свыше заплаченного им калыма, разделяет на две части, из которых одну берет себе, а другую отдает тому, от кого будет взята девка.

48. По смерти казаков жены не увольняются, а остаются у старшин вроде служанок.

49. Если кто после назначения калыма и обвенчания, не получив еще жены, за­хочет отказаться от нее, то из всего назначенного калыма половину должен уплатить жене, а другую половину оставляет у себя.

50. Служанка, или караваш, всегда остающаяся при господине, если изберет себе холостого крестьянина (название ему коренитл, т. e. ненастоящий муж) и господин на то согласится, то принимает его у себя, как жена мужа; рожденные от них дети принадлежат одному господину, и мнимый муж не может их присваивать себе; в протижном случае господин вправе ему приказать никогда к ней не показываться и детей волен дарить, продавать, разбивая врозь, всех дочерей иметь у себя в виде кара- вашещ т. e. служанок, а сыновей — лигавамщ или прислужниками (поварами).

XI. Mepa наказания за неповиновение старшинам

51. Каракеш, по сомнению в воровстве позволивший себе посмотреть в доме или в коше у старшины, штрафуется парой быков за то, что осмелился учинить такой обидный поступок.

52. Для взятия штрафа старшина имеет право послать казаков в дом каракешей и куллов; а если кто из наказуемых не отдаст безоговорочно требуемого или поссо­рится с посланным казаком, нанося ему удары, то старшина штрафует виновного одной скотиной за сопротивление; насчет же штрафа, послужившего поводом к ослушанию, казак и старшина разбираются в нагиме.

XII. Mepa наказаний за преступления всякого рода

53. Вообще у горцев в случае смертоубийства виновный и его родственники ста­раются как можно скорее через кого следует похоронить павшего, а родственники убитого стараются медлить, потому что до предания тела земле все родственники делают набег в дом и кутаны убийцы, забирают, сколько могут, баранты и все, что успеют забрать, оставляют в свою пользу; назад из взятого не требуется ничего, и во время уплаты за кровь не полагается даже в цену; обряд этот называется ходатеж, илиулъдук.

За кровь старшины платится 15 штук, как за калым по ст. 2. За кровь куллов или казаков должно уплачивать по оценке, чего стоил убитый.

54. По шариату же за кровь убитого из старшин или каракешей —1500 руб. серебром или на эту сумму людьми и скотом.

За драки, удары и раны обиженный старшина за честь получаег одну душу кре­стьян, ростом 6 четвертей.

55. Таковой же штраф полагается за честь старшины с того, кто будет у него во­ровать.

56. Если старшина ударит каракеша или нанесет ему рану, то обиженному за честь должен отдать одну лошадь и сварить пива.

57. Каракеш, ударивший себе равного каракеша или нанесший ему рану, должен сварить пива обиженному и возвратить ему убытки, причиненные платой лекарю за пользование.

Февраля 24-го дня 1844 года

Kp. Нальчик

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме АДАТЫ МАЛКАРЦЕВ фАЛКАРЦЕВ), ХУЛАМЦЕВ, ЧЕГЕМЦЕВ, УРУСБИЕВ­ЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ 1844 ГОД[266]:

  1. 9.ПРОСВЕЩЕНИЕ
  2. XIX век до падения крепостной зависимости.
  3. B истории этнографии Кавказа это издание — сборник Ф. И. Леонтовича «Адаты кав­казских горцев.
  4. ПРЕДИСЛОВИЕ
  5. Мы изложим здесь несколько замечаний об известных нам собраниях местных адатов в древнее время, а затем скажем о сборниках, составленных в 40-х и последующих годах под руководством местного Горского управления.
  6. ПЕРЕПИСКА КАВКАЗСКОГО ГОРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СОБИРАНИЮ СВЕДЕНИЙ ОБ АДАТАХ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ B 40-х ГОДАХ НАСТОЯЩЕГО СТОЛЕТИЯ
  7. АДАТЫ ЧЕРКЕСОВ БЫВШЕЙ ЧЕРНОМОРСКОЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ
  8. А. СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ K НАРОДНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЮ ГОРЦЕВ - АДАТУ 1845 ГОДА
  9. АДАТЫ ЧЕРКЕСОВ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ
  10. АДАТЫ ГОРЦЕВ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
  11. А. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ КАБАРДИНСКИХ ДРЕВНИХ ОБРЯДОВ. 1844 ГОД[202]
  12. АДАТЫ МАЛКАРЦЕВ, УРУСБИЕВЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
  13. АДАТЫ МАЛКАРЦЕВ фАЛКАРЦЕВ), ХУЛАМЦЕВ, ЧЕГЕМЦЕВ, УРУСБИЕВ­ЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ 1844 ГОД[266]
  14. СВЕДЕНИЯ ОБ АДАТЕ, ИЛИ СУДЕ ПО ОБЫЧАЯМ, КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ВЛАДИКАВКАЗСКОГО ОКРУГА СГАГАУРСКОГО, КУРТАТИНСКОГО, АЛЛАГИРСКОГО ОСЕТИНСКИХ ОБЩЕСТВ). 1844 год[274]
  15. СВЕДЕНИЯ ОБ АДАТЕ, ИЛИ СУДЕ ПО ОБЫЧАЯМ, КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ВЛАДИКАВКАЗСКОГО ОКРУГА (ЧЕЧЕНСКИХ ОБЩЕСТВ: ДЖЕРАХОВ, КИСТИН, ГАЛГАЕВ, ЦОРОВ, ИНГУШЕЙ И КАРАБУЛАКОВ). 1844 ГОД[312]
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -