<<
>>

Номоканон.

В одно время с Русской Правдой и дополнительными к ней узаконениями в продолжение 2-й половины II периода действовал греческий Номоканон, или Кормчая. Этот период времени, как мы знаем, был самым деятельным в истории русского законодательства, так что все узаконения этого времени развивались и изменялись очень быстро; поэтому и Номоканон в это время постоянно изменялся и пополнялся новыми узаконениями.

Русские митрополиты, бывшие большей частью из греков, часто привозили с собой или выписывали из Греции различные церковные узаконения, частью на греческом языке, а частью в болгарских переводах. Кроме того, и в самой России Номоканон в течение 2-й половины II периода сильно изменился: он пополнился правилами чисто русского происхождения, составленными на церковных соборах русских епископов или же написанных русскими митрополитами по поводу частных церковных вопросов. Таким образом, Номоканон на Руси мало-помалу получил свой особенный характер, отличный от греческого: в него вошли, кроме греческих узаконений, и церковные правила, составленные русским духовенством, и Русская Правда и другие законодательные памятники древней Руси. Этот постоянный рост кормчей, и притом рост, обусловливаемый не одной греческой жизнью, но и русской, делает ее весьма важным законодательным памятником; поэтому мы, хотя в самых общих чертах, должны рассмотреть ее содержание.

Кормчая (Кормчая по русским рукописям большей частью имеет такое заглавие: «Книга, глаголемая Кормчая, рек- ше правило закону греческим языком — номос канон» — это перевод греческого слова «номоканон», перевод, впрочем, не бессмысленный, хотя и неточный) дошла до нас во множестве списков и состав ее по этим спискам большей частью неодинаков, но тем не менее все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 отделов. В первом отделе русских Кормчих большей частью помещается: «Слово о святых вселенских соборах, где, когда и почему который собор был собран».

Это краткая история вселенских соборов без изложения их правил. Она и в печатной Кормчей, изданной при Алексее Михайловиче, поставлена первой статьей. Кроме вселенских соборов, в ней по некоторым рукописям кратко упоминается и о поместных соборах греческой церкви, с показанием, когда и почему они были созываемы. Во втором отделе полагается изложение правил апостольских и отеческих по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома константинопольской церкви, известного византийского законотолкователя XII в. Это изложение начинается приведением апостольских правил и их изъяснением; потом следуют правила соборные и их толкования. В иных рукописях правила эти излагаются более или менее вполне по сборнику известного византийского законоведа Зонары, а в иных сокращенно по Аристину; толкования же правил помещаются преимущественно Аристиановы. В иных рукописях вместо Аристиановых толкований помещается собрание законов константинопольского патриарха и законоведа Иоанна Схоластика, разделенное на 50 титл, а в иных - Номоканон патриарха Фотия, разделенный на 14 титл. - Третий отдел составляют «правила Василия Великого», относящиеся к церковным законам. Эти правила собраны из разных посланий Василия Великого; их 91 правило. В некоторых рукописях в этом отделе вместе с правилами Василия Великого помещены правила церковные и др. отцов и учителей церкви. Все эти правила размещены в рукописях неодинаково, так что их нельзя подвести под один порядок. - Четвертый отдел составляют церковно-гражданские узаконения греческих императоров. Они в наших Кормчих известны под следующими названиями:
  1. «Заповеди царя Юстиниана, или от различных титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избраны различны». Так оглавляются в Кормчей различные статьи, извлеченные из Юстиниановых новелл патриархом Фотием в его Номоканоне. 2) «Юстиниана царя б собора узаконение, коего подобает поставляти в епископы и клирики». Это собственно отрывок из Юстиниановой новеллы о постановлении епископов и клириков.
    3) «От книг божественных повелений бла- женныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Этот сборник приписывается Иоанну Схоластику. В нем помещены узаконения о церковном устройстве, управлении и имуществе. 4) «Леона царя премудраго и Константина верна- го царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так здесь названа эклога императора Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739-741 гг. Здесь, кроме узаконений о браке и о гражданских обязанностях брачующихся, помещены узаконения об опеке, об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях. 5) «Законы градскаго главы различны в 40 гранях». Под этим заглавием в Кормчей помещены в переводе статьи Прохирона Василия Македонянина. 6) «Новая заповедь царя Алексея Комнена». Она составляет первую статью 43 главы печатной Кормчей. В ней говорится об уравнении брака рабов с браками свободных, именно - чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, как и браки свободных. Это первое узаконение христианского царя о признании брака рабов. 7) «Царя Алексея Комнена от новых заповедей». Так названы две новеллы Алексея Комнена; в них помещены узаконения о браках. 8) «Изложение бывшаго церковного соединения при Константине и Романе в лето 6428». Под этим заглавием в наших Кормчих помещены постановления о третьем и четвертом браке, сделанные на соборе в Константинополе в 920 г. при императорах Константине и Романе. В этих постановлениях отвергается четвертый брак, а для третьего назначаются годы, старше которых брак не может быть совершен. 9) Статьи «обусыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество». Статьи эти явно византийского происхождения, но в подлиннике они еще не открыты и только отрывками попадаются в материалах, напечатанных в «Jus graeco-romanum» Левенклавия. В печатной Кормчей они помещены под заглавием «О тайне супружества, си есть законного брака и о беззаконных брацех, или взбраненных».
    К этому же отделу по некоторым Кормчим принадлежат еще две статьи. Первая статья озаглавлена так: «Закон, данный Богом Моисею», или «Избрание от закона Богом данного Израильтянам Моисеем о суде и правде». Так названо в Кормчей извлечение из Моисеевых книг: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, извлечение, заключающее гражданские узаконения. Вторую статью составляют уже известный нам «Закон Судный людем», или так называемый «Судебник царя Константина». Пятый отдел в русских Кормчих составляют разные церковные и гражданские узаконения русских князей. Сюда относятся: 1) «Устав князя Владимира, крестившаго Русскую землю, о церковных судех и десятинах»; 2) «Правило о церковных людех, о десятинах и о судех епископских, о мерилах градских и о прочих вещех» Владимира же; 3) Устав Ярослава «О судех церковных»; 4) «Суд Ярославль Володимирич Правда Русская»; 5) Устав князя новгородскаго Святослава о десятинах, данных новгородской софийской церкви. Кроме этих узаконений, изданных собственно князьями русскими, здесь же помещены и памятники, изданные русским духовенством. В числе этих памятников мы находим: 1. «Слово святых отец 165 о обидящих церкви святыя». Почему так озаглавлена эта статья и о каких отцах здесь говорится - этого наука еще не знает. В этом Слове за похищение церковных вещей и за грабеж монастырских и церковных имений полагается взыскивать вчетверо, а противящихся такому взысканию и производящих церковный мятеж - сжигать, а дома их и все имущество передавать в церковное владение. Это узаконение, как видите, не русского происхождения - на Руси не было обычая наказывать сожжением. Да оно и не могло быть иначе, потому что прежде на Руси христианства не было, следовательно, у ней и право церковное не могло скоро выработаться; поэтому ей естественно было делать заимствования по церковному праву у Византии. Нет никакого сомнения, что этот памятник очень древнего происхождения; в заглавии его сказано: «установлено первыми князьями»; следовательно, он прямо относится к временам Владимира или Ярослава.
    Вероятно, он современен Русской Правде, потому что и во время ее издания были, конечно, церковные грабители и тати, но в ней нет ни одного узаконения против церковных татей и грабителей, тогда как в то время было вполне необходимо подобное узаконение. Известно, что в старое время, время беспрестанных войн и набегов разных кочевников, все приносили на сохранение все свое лучшее и более ценное в церкви, для чего и устраивались при церквях особые комнаты и подвалы, - значит, тогда тем более был необходим закон, ограждающий неприкосновенность всего хранящегося в церквях; таким законом и был, конечно, рассматриваемый нами памятник. 2. Далее в этом отделе помещаются главы «О послусех». Здесь узаконяется, чтобы не принимать в свидетели еретиков и рабов, и только в крайности, за недостатком свидетелей из свободных, в небольших тяжбах принимать свидетельство боярского тиуна, который был рабом только по должности, и закупа. Ясно, что это узаконение не чисто русского происхождения, потому что в нем говорится о еретиках, которых в древней Руси не было. 3. «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославова, игумена печерского Феодосия о Латыне» (Латинской церкви). Здесь Феодосий, главным образом, исчисляет обряды и правила, которыми латинская церковь в его время отличалась от греческой. В заключение своих ответов Феодосий убеждает Изяслава строго держаться правил православной церкви, но в то же время убеждает его быть милостивым к иноверцам. 4. «Вопросы Ки- рика к епископу новгородскому Нифонту». Здесь изложены разные вопросы Кирика, дьякона и законохранителя (Номофи- лакс) новгородской Софийской церкви, относящиеся к церковному устройству. Некоторые из этих вопросов разрешены Нифонтом, некоторые - другими епископами: Ильей, Иаковом и др.; а большая часть самим же Кириком. 5. «Иоанна, митрополита русского, нареченного пророком, правило церковное к Иакову Черноризцу». Здесь помещены девять правил, весьма живо изображающих как положение тогдашнего русского общества, так и характер церковного и гражданского устройства Руси.
    Первое из этих правил требует, чтобы больных младенцев крестить до 6 недель по рождении, не дожидаясь, пока они выздоровеют. Далее, в этом же правиле запрещается есть звероядину и удавленину, предписывается священникам внушать их прихожанам, чтобы они приобщались каждый год, соблюдали посты, не держали по две жены и не прибегали к волхованию и чародейству. Второе правило требует, чтобы священники были в подчинении у своего местного архиерея. Третье правило требует, чтобы не подставлять в поддьяконы и дьяконы неженатых. Четвертое правило говорит о построении церквей. Пятое дозволяет поставлять в священники того, кто поступил в монастырь, разведшись с женой. Шестое правило требует, чтобы князья не выдавали своих дочерей в чужую землю за иноверцев. Седьмое правило дозволяет священникам входить в церковь и совершать богослужение в овчинном платье «ради холо - да» и предписывает священникам, чтобы они не дозволяли своим прихожанам приносить жертвы колодезям, болотам и бесам и жить с женами без церковного венчания. Восьмое правило непокоряющихся священникам в правилах жизни христианской повелевает отлучать от церкви. Девятое правило запрещает священнослужителям присутствовать на бесчинных пирах, запрещает продавать рабов-христиан иноверцам, излагает степени родства, в которых не допускается брак, запрещает монахам жить вне монастыря и заводить пиры в монастырях, предписывает священникам стараться об уничтожении между их прихожанами обычая жить с женами без церковного венчания, повелевает, чтобы епископы не умножали церквей без нужды и строили их с согласия князя и, наконец, чтобы священнослужители не носили богатых одежд. 6. «Послание того же Иоанна, митрополита русского к папе, архиепископу римскому, о опресноках». В этом послании Иоанн убеждает римского папу Александра III отказаться от разногласия с православной церковью». 7. «Кирилла, епископа Туровскаго сказание о Черноризском чину». Здесь помещены правила монастырской жизни, собранные Кириллом из разных уставов. 8. «Исправление архиепископа новгородского Илии с белогородским епископом о забытии вина и воды, иже не влити при службе». 9. «Послание Германа, патриарха константинопольского и с ним 6 греческих митрополитов к русскому митрополиту Кириллу 1-му о непосвящении рабов в духовный сан». 10. «Правила Кирилла митрополита и епископов, сшедшихся на поставление владимирского епископа Серапиона». — Этими правилами требуется, во-первых, чтобы епископы не поставляли священников и дьяконов и игуменов «на мзде», т.е. чтобы не брали с них денег за поставление; чтобы прежде поставле- ния наводили справки у соседей о жизни ищущих поставления и чтобы поставление не было тайным; во-вторых, запрещается поставлять в дьяконы и священники пришедших из другого города, а также рабов, не получивших свободы; в-третьих, требуется, чтобы за поставляемого поручались в его жизни духовный отец его и 7 священников, и не дозволяется поставлять в дьяконы моложе 25, а в священники моложе 30 лет; в-четвертых, предписывается, чтобы крещение совершалось везде одинаково; в-пятых, правила запрещают разные языческие игры в праздничные дни, и особенно восстают против «боя дрекольем» и отказывают в христианском погребении убитым в таких боях; в-шестых, постановляют заботиться о соблюдении порядка при богослужении и запрещают непосвященным входить в алтарь, читать Апостол и петь прокимны. 11. Того же Кирилла митрополита «Поучение к попам». В этом же поучении есть еще «Обращение к князю», которого Кирилл называет сыном Александра Невского и напоминает ему, чтобы он соблюдал десятины и суды церковные, которые узаконены в уставе Владимира Святославича. 12. Вопросы, предложенные Константинопольскому собору Феогностом, епископом Сар- ским и Полонским в 1301 г. Вопросы и ответы на них касаются преимущественно чина священнослужения. Так, например, Феогност спрашивал на Константинопольском соборе: в какие дни Евангелие во время служения должно читать епископу? Можно ли одному священнику крестить, а другому читать молитвы? Можно ли служить литургию в Великую Пятницу? Ежели епископ в болезни пострижется в схиму, а потом выздоровеет, то можно ли ему оставаться в сане и должности епископа? и т.п. 13. «Правила Максима, митрополита русского (написанные в 1305 г.), о среде и пятнице, о мясопусте и о законном браце». 14. Грамота вел. кн. Василия Дмитриевача митрополиту Киприану о судах церковных, дана в 1403 г. Этой грамотой великий князь подтверждает все права церкви по Номоканону и по уставам Владимира и др. русских князей. 15. Постановления великого князя Ивана Васильевича, касающиеся церковных дел, изданные по совещанию с митрополитом Симоном.

Кроме того, в некоторых списках Кормчей встречаются церковно-юридические статьи, относящиеся к западной или литовской Руси. Сюда относятся: послание литовских епископов к всероссийскому митрополиту Фотию, коим они отрекаются от подсудности ему в духовных делах; окружная грамота литовских епископов об избрании и посвящении киевского митрополита Григория Цамблака; окружная грамота литовского великого князя Витовта об отделении киевской митрополии от московской; жалованная грамота короля польского Казимира III литовскому, русскому и жмудскому духовенству, дворянству, рыцарям, шляхте, боярам и местичам о сравнении их прав с поляками (1457 г.); Судебник того же короля Казимира, данный Литве в 1468 г.; уставы, относящиеся к правам литовского духовенства.

Наконец, в шестом отделе помещаются некоторые статьи не юридического содержания, греческие и русские; так, например, «Никифора, патриарха цареградскаго, летописец вскоре», т.е. краткая летопись, пополненная в России разными русскими известиями»; «Речь жидовского языка, переложенное на русское, неразумное — на разум», т.е. объяснение еврейских слов, встречающихся в Св. Писании; «Сказание, како Кирилл филосов состави азбуку по языку словенску и книги переведе от греческих на словенский язык»; «от св. отец сказание о том, какия книги подобает чести и какия не чести»; «Князя Владимира о крещении Русской земли и похвала ему». Сюда же относится «Беседа полоцкого князя Костянтина с епископом о тиуне» и многие другие статьи разного содержания. Все эти статьи в разных Кормчих XIII, XIV и XV столетий помещены не в одинаковом порядке и числе: иные Кормчие сокращеннее, иные полнее, в одних помещены только греческие канонические законы, в других - канонические и не канонические, в иных и греческие и русские статьи, а в иных болгарские и сербские. Вообще состав Кормчих, хотя носит на себе более или менее одинаковый характер, по преимуществу - характер юридического сборника, но тем не менее он очень разнообразен. В Кормчих русское духовенство, а может быть, и сами князья видели общий юридический кодекс законов не только церковных, но и гражданских; к ним прибегали для решения разных юридических вопросов не только церковных, но и светских. При исчислении статей, встречающихся в Кормчих, мы видели не только Русскую Правду, но и Литовский Судебник царя Казимира и разные привилегии его русскому духовенству, дворянству и др. классам западной или литовской Руси; следовательно, в Кормчих, по месту, где они составлялись, помещались все местные узаконения, как светские, так и духовные.

Кроме редакций Русской Правды и Номоканона, мы имеем за настоящий период другие законодательные памятники, а именно: Двинскую уставную грамоту, Псковскую судную грамоту, Московскую губную запись и Белозерскую уставную грамоту. Эти особенно важны для нас, так как в них выступают новые понятия о праве, составляющие новый период в истории развития русского законодательства.

<< | >>
Источник: Беляев И. Д.. Лекции по истории русского законодательства / Предисл. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации,2011. — 896 с.. 2011

Еще по теме Номоканон.:

  1. Юриспруденция накануне падения империи
  2. Смертная казнь в толковании византийских юристов
  3. О двух греческих юридических рукописях в Санкт-Петербурге
  4. Софийский список Шестикнижия Константина Арменопула
  5. ТЕМА 2.ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XII вв.)
  6. Положение духовенства.
  7. Состав духовенства:
  8. Устав Владимира Св. «о судех церковных и десятине»; внешняя история устава.
  9. Законы Русской Правды о наследстве.
  10. законодательные памятники за вторую половину второго периода
  11. Номоканон.
  12. Законы о наследстве
  13. Кормчая 1653 г.
  14. § 2. Становление древнерусскогоправового мышления • и его характерные черты
  15. Терминологический словарь
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -