2.2. Разрешение и важность вопроса российского семейного законодательства о видах и степенях родства и свойства и о значении их, как препятствии к браку.
1. О родстве.
Исследуем, как толковалось родство и его степени в российском законодательстве исследуемого нами периода. Родство подразделялось на следующие четыре вида: родство кровное или плотское, родство духовное, родство по усыновлении и родство физическое—незаконное.
а) Кровное родство.
Кровным родством называется связь двух или нескольких лиц (мужского и женского пола), образующаяся путем происхождения, естественного рождения их одно от другого или отводного общего им всем родоначальника. Близость или отдаленность кровного родства определяется степенями; степенью же называется связь одного лица с другим посредством рождения: таким образом счет степеней определяется числом рождений: «степени по родству разсуждались сице: якоже отец и сын един еста степень; отец бо роди сына и есть едино родство» [63] ; « елико же рождений, толико же и степеней» [64] , т. е. сколько рождений между данными лицами, в такой степени родства они и находятся..
Например , между мною и моим дедом два рождения, следовательно и две степени кровного родства. Ряд степеней, продолжающихся непрерывно, одна за другой, составляет родственную линию. Степень, от которой идут две или более линии, называется в отношении к ним коленом, а самые линии в отношении к своему колену—отраслями или пополнениями.
Родственные линии, по своему направлению, бывают двух родов: прямые, которые в свою очередь подразделялись на восходящие и нисходящие, и боковые или побочные. Отсюда и самое кровное родство надо понимать в двух видах: кровное родство по прямой линии—восходящей или нисходящей—и кровное родство по боковым линиям.
Прямая восходящая линия составляется из степеней или рождений, идущих от данного лица к его предкам: отцу, деду, прадеду и т. д.
Прямая нисходящая линия составляется из степеней или рождений, идущих от данного липа к его потомкам: сыну, внуку, правнуку и т.
д.Боковыми линиями назывались, одна в отношении к другой две иди более отраслей, происходящих от одного общего им родоначальника; так: двоюродные братья, происходя от общего им родоначальника—отца их отцов—деда, состоять в кровном родстве по боковым линиям. Боковые линии бывают: первая, вторая, третья и т. д. Первая боковая линия идет от первой восходящей степени, т. е. от отца к матери данного лица к братьям и сестрам его, от них к племянникам и т. д. Вторая боковая линия идет от второй восходящей степени, т. е. от двух дедов и двух бабок данного лица к его дяде, от него к двоюродному брату и т. д. Третья боковая линия идет от третьей восходящей степени, т. е. от четырех прадедов и четырех прабабок к их нисходящим.
При вычислении степеней кровного родства прежде всего необходимо было иметь в виду, что между мужем и женою не полагается степени, так как между ними нет рождения: «муж и жена не составляют разных степеней, но суть всегда одна и та же степень, понеже друг друга не рождает, ниже от единого отца рождени суть» [65].
С другой стороны, определение степеней кровного родства не находится ни в какой зависимости от того, чрез кого происходит это родство: по мужской линии (чрез отца — по восходящей и чрез сына по нисходящей линии) или по женской линии (чрез мать — по восходящей и чрез дочь — по нисходящей линии); точно также и в боковых линиях (чрез сестру ли или брата и т. д.); счет степеней в том и другом случае одинаков.
Чтобы определить степень кровного родства между данными лицами по прямой восходящей или нисходящей линии, необходимо лишь сосчитать число рождений между ними. Так, между мною и моим прадедом три рождения (по восходящей линии), между мною и моим праправнуком четыре рождения (по нисходящей линии), следовательно с прадедом я состою в третьей степени кровного родства по восходящей линии, а с праправнуком в четвертой степени того же родства по нисходящей линии (рис, 1 ) .[66]
Чтобы определить степень кровного родства между данными лицами по боковым линиям, необходимо лишь, также как и при определении кровного родства по прямой линии, сосчитать число рождений между ними начиная от одного из них до общего их родоначальника и от сего последнего до другого из лиц, между которыми отыскивается степень родства.
Так, в первой боковой линии я состою с моим, напр., двоюродным внуком или двоюродною внучкою в четвертой степени родства .
Во второй боковой линии я состою с моим, напр., родным дядею или теткою в третьей степени родства [67].
В третьей боковой линии я состою с моим, например, двоюродным дедом или бабкою в четвертой степени родства .
При всяком определении близости родства, за доказательство применялись приходские (метрические) книги и, смотря по званию лиц, которых родство отыскивалось, родословные дворянские книги, городовые обывательские книги, ревизские сказки и прочие акты состояния [68].
В кровном родстве по прямой—восходящей или нисходящей—и по боковым линиям брак воспрещается, согласно циркуляру указу Св. Синода от 19 Января 1810 года, в основание которого указа приняты 18 глава книги Левит и 54 пр. VI Вселен. Соб., до четвертой степени включительно. Собственно говоря, браки в кровном родстве по прямой линии вообще воспрещались, так как вступление в брак в пятой степени этого родства является уже немыслимым и незаконным по летам брачующихся .[69]
В пятой степени кровного родства по боковым линиям хотя и допускалось вступление в брак, но на это необходимо было предварительно испросить разрешение архиерея.
б) Духовное родство.
Духовным родством называлось родство, происходящее чрез восприятие кем-либо крещаемого при святом крещении. Родство это циркулярным указом Св. Синода, от 19 Января 1810 г., в основание которого указ по вопросу о духовном родстве принято 53 пр. VI Вселен. Соб., было признано препятствием ко вступлению в брак лишь между восприемниками с одной стороны и воспринятыми и родителями последних с другой: «ежели которую воспримет от св. крещения, не может оную посем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ее». Затем, указом Св. Синода, от 31 Декабря 1837 года, оффициально было объявлено несуществующим родство между восприемником и восприемницею, хотя эти лица не считались в родстве и по смыслу вышеприведенного указа Св. Синода, от 19 Января 1810 г. В последующее же время, в целом ряде сепаратных определений, по делам о дозволении вступить в брак в духовном родстве Св.
синод разъяснил [70] , что духовное родство должно быть признаваемо лишь между родителями крещаемого младенца и восприемлющими оного лицами одинакового с ним пола, так как в объяснении Требника пред последованием о крещении сказано, что при совершении таинства крещения необходим лишь один из восприемников, а именно: при крещении лица мужеского пола - восприемник, при крещении лица женского пола—восприемница ( «един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый, аще женский, токмо восприемница» ); вследствие сего нет основания, говорится в определении Св. Синода 1873 г., по делу Анны Гульдынской, относить родство на других церемониальных лиц, когда они будут находиться при крещении и пожелают, согласно образцу метрической книги, «рукоприкладствовать, при записи о событии, как свидетели».[71]Из приведенного разъяснения Св. Синода о духовном родстве, таким образом, следует, что духовное родство признавалось и браки в этом родстве воспрещались лишь между следующими лицами:
а) между восприемником и матерью им воспринятого и
б) между восприемницею и отцом ею воспринятого.
В указе Св. Синода, от 18 июня 1854 г. архииерея Преосвященного Слободско-Украинского, между прочим, сказано, чтобы к обрядовому действие при крещении была допускаема лишь одна пара восприемников - ее только одну и записывать в метрику.
В определении Св. Синода (по делу купца Жадимировского), от 6 Октября 182 г., № 28, разъяснено, [72] что «значение восприемника при святом крещении не может быть усвояемо восприемнику при св. миропомазании присоединяющихся иноверных к православию, так как и самое бытие воспремников при св. миропомазании не указывалось законами церкви».
По Градскому Закону грань 7,[73] брак в духовном родстве воспрещался между восприемником и его сыном - с одной стороны и воспринятою, ее матерью и дочерью с другой:
«юже от св. крещенья прием девицу, не может ее пояти женою последи, яко дщи ему есть; но ни матерь ее не может пояти, ни дщере ее, но ни сын его, понеже ни како же иного не может ввести к отечестей любви» , а по 60 гл. Кормч. брак в духовном родстве воспрещался «даже до седьмого степене».