<<
>>

Узаконение о судопроизводстве.

I. В 1556 году было издана узаконение, касавшееся судебных доказательств и преимущественно обыска. Это доказательство по новому узаконению допускалось только в крайних случаях, когда все другие доказательства были недостаточны.

По узаконению 1556 года требовалось: 1) Ежели истец или ответчик будут слаться на обыск многими людьми именно, то судьям вершить дело по обыску, а сверх обыска, поля или крестного целования не присуждать; а велеть обыскивать старостам и целовальникам и, чтобы истец или ответчик не ссылались на людей, состоящих с ними в родстве. 2) Ежели истец или ответчик на боярском суде будут слаться в обыске безыменно, то боярам писать к старостам и целовальникам, чтобы они обыскивали в своем ведомстве многими лучшими людьми: князьями и боярскими детьми, их приказчиками, священниками и лучшими посадскими людьми, и обыскивать с очей на очи, а заочно обыскных людей не писали, а обыскные люди писали бы свои показания сами, и чтобы прикладывали к обыскам руки, как они сами, так и их отцы духовные. 3) Ежели из обыскных людей одни скажут в пользу истца, а другие в пользу ответчика, то оправдать того, по ком будет больше обыскных людей, а поля и крестного целования не присуждать, и сверх того поручить местному архиерею или архимандриту разведать, которая сторона сказала правду и которая солгала, лживую сторону наказать. 4) Ежели обыскные люди скажут поровну: половина по истце и половина по ответчике, то тем дело не кончать, а назначать новый обыск и приказать старостам и целовальникам, чтобы они обыскали иными людьми о том, которая половина в прежнем обыске солгала, и с той половины, на которую доведут, что она солгала, выбрать из 100 человек - 5 или 6 человек лучших людей и бить их кнутом, а духовных отсылать к святителю; на лживых же обыскных людях доправлять все убытки и проторы по обыску; а ежели но ложному обыску попытают (т.е.
подвергнут пытке то лицо, о котором был обыск), то с тех же обыскных людей взять бесчестье вдвое. Таким же порядком наказывать и тех обыскных людей, которые в одном обыске «двои речи говорят». 5) Ежели истец или ответчик сошлются на суде не на многих людей, человек на 5 или на 6, а те люди будут недостойны веры, то таковыми людьми не обыскивать, а вершить дело по суду и по делу (т.е. по тем данным, которые имелись и без обыска). Но ежели кто сошлется на боярина или на дьяка, или вообще на человека, заслуживающего доверия, то таковой ссылки не отставлять и вершить дело по этой ссылке без поля и крестного целования. Точно так же не отставлять ссылки, когда кто сошлется на кого-либо из виновных, хотя бы этот виноватый был человек, т.е. что он примет вину на себя, ежели будет доказано, что он сказал неправду. 6) К старостам и целовальникам грамоты о произведении обысков посылать с недельщиками запечатанные. А старостам к сделанным ими обыскам прикладывать свои руки и посылать обыски с теми же недельщиками и также запечатанные. 7) Ежели в каком деле досудятся до поля, а истец и ответчик, став у поля, будут просить, чтобы присудили крестное целование, то поле отставить и дать на волю истца или ответчика - хочет он сам поцелует крест, хочет даст целовать крест своему противнику.
  1. В 1625 году было издано узаконение относительно по - рядка при целовании креста. В этом узаконении предписывается: 1) в Москве в судных делах целовать крест по-прежнему у Николы Старого, а к целованию допускать только три раза, а дальше тому же человеку ни в каких исках креста не целовать. 2) В делах между русскими и иностранцами крест целовать в приказе, где дело производится, а не у Николы Старого; с иноземцев брать присягу по их закону. 3) К целованию креста допускать людей, имеющих не менее 20 лет от роду, а подставных, наемных людей к целованию креста не допускать; но господа могут присылать за себя к крестному целованию своих слуг.
  2. Узаконение, изданное в 1628 году, касается порядка явки в суд. В этом узаконении: 1) требуется, что если кто даст на себя поручную запись в том, что явится в суд, а сам не явится ни в первый срок, ни во второй, то на нем или на его поручителе доправить проести (т.е.
    уплату за то, что издержал истец), и волокиты, и расходы приставные; а кто не явится и в третий срок, на того выдавать бессудную грамоту.
  1. Кто, начав тяжбу и дав на себя поручную запись, не дождавшись судебного решения, отъедет из Москвы, на том или на его поручителе взять проести и волокиты и решить дело по суду. 3) Который истец, подав челобитную, не ходит в суд неделю, то ответчику его давать запись и отказать истцу в иске, если будет известно, что истец не явился в суд не по болезни. 4) Ежели служилые люди, получив отсрочку для явки в суд ради службы, не являлись в суд по окончании службы и отсрочки, то им посылались новые позывные грамоты на другой срок и если они не являлись и тогда, то с них взыскивались также проести и волокиты в пользу истца.
  1. В 1629 году было издано новое узаконение о порядке явки в суд. По этому узаконению: 1) требуется, что если кто по зазывным грамотам посылал вместо себя в суд родственников или доверенных из своих людей, то когда дело дойдет до обыска, доверенным не должно оставаться при обыске, а ехать в Москву. 2) Ежели в исках на большую сумму по суду ответчик «даст на душу истцу», т.е. предоставит ему целовать крест, а тот, не целовав креста, пришлет своего человека, то уже предоставит на волю ответчика допустить присланного человека к целованию креста, или не допускать. 3) Поверенные, по требованию суда, до окончания судного дела должны являться на суд. 4) Если вызывались в суд дворяне или служилые люди, состоявшие на службе в дальних городах, и по окончании службы и первой отсрочки не являлись в суд, то для явки в суд им назначался поверстный срок. 5) Ежели истец или ответчик, дав по себе поручную запись не съезжать с Москвы, съедет, то вершить дело без него и тем его обвинить. 6) Кто самовольно не станет на третью ставку к крестному целованию, то тем его и обвинить. 7) Заемные кабалы, закладные записи и другие крепости, за неумением грамоте дающих, подписывать отцам духовным, а за отсутствием таковых - родственникам.
    8) Если кто, выдав поручную запись в том, что не съедет с Москвы, съедет, и если по этому на поручителях взыщут проести, волокиты и иск, то поручители могут доправить это на съехавшем. 9) Ежели истец напишет в жалобе имя ответчика или его слуги, а дойдет дело до целования креста и ответчик напишет другого своего человека к целованию, то целовать кроет тому, кого написал в своей жалобе истец.
  2. В 1642 году было издано последнее до издания Уложения узаконение о судопроизводстве. Это узаконение требует: 1) давать суд в насильственном завладении землей, крестьянами и всякими угодьями; а кто для укрепления за собой беглых крестьян будет брать на них кабалы и записи в большой ссуде, то в тех кабалах и записях суда не давать. 2) Если ответчик, не сходя с суда, заявит на истца встречный иск, то давать ему суд в том же приказе, где заявит свой иск истец. 3) Духовным вместо крестного целования назначать жребий, а людям их и крестьянам крестное целование. 4) На всяких пашенных людей давать суд с 1 октября по 1 апреля, исключая разбоя, татьбы, поличного и смертоубийств, в которых все судились немедленно по раскрытии преступления.

<< | >>
Источник: Беляев И. Д.. Лекции по истории русского законодательства / Предисл. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации,2011. — 896 с.. 2011

Еще по теме Узаконение о судопроизводстве.:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ
  2. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  3. §1. Разработка теоретических основ и особенности развития правового регулирования общественных отношений в условиях НЭПа
  4. Устав Владимира Мономаха.
  5. Узаконения после Мономахова устава.
  6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА
  7. Узаконение о судопроизводстве.
  8. Соборное Уложение 1649 года.
  9. Узаконения, относящиеся к порядку судопроизводства
  10. Глава первая. Составление Полного собрания законов. - Сравнение его с Собранием узаконений и распоряжений правительства, издаваемым Сенатом. - Своды исторические
  11. Полное собрание законов
  12. IV. О своде местных узаконений губерний прибалтийских
  13. Вместе с тем принятое в своде 1832 года выражение "крестьяне казенные", заменено названием государственных крестьян или поселян, употребляемым во всех новейших законах и в особенности в уставах, изданных Министерством государственных имуществ.
  14. Глава пятая. Об издании различных томов Свода законов с 1857 года по 1905 год
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -