<<
>>

Введение

Актуальность темы исследования. Евразийский регион с глубокой древности является местом плодотворного историко-культурного, социально-экономического и политического взаимодействия, которое имеет глубокие традиции и опирается на тысячелетний исторический опыт. В настоящее время эти традиции продолжаются на качественно новом уровне современными независимыми государствами.

Казахстан, находясь на стыке Востока и Запада, Азии и Европы, исторически сложился как уникальное государственно-территориальное образование, вобравшее в себя ценности различных народов и цивилизаций.

Синтез политических, экономических, исторических, культурно-философских традиций различных этносов, возникший вследствие взаимодействия и взаимообогащения восточной и западной цивилизаций на казахской земле, позволяет современникам рассматривать евразийскую модель, как одну из наиболее приемлемых геополитических перспектив.

Согласно определению термина «Евразия», как территории, состоящей из двух частей света Европы и Азии, Казахстан является «сердцем» Евразийского континента и в своем историческом, культурологическом и общецивилизационном смысле идентифицирует себя с евразийской общностью.

Территория нынешнего Казахстана отнесена учеными к срединному Евразийскому континенту, ее южному району, простирающемуся от Алтая до Копетдага, являя собой совершенно уникальное по разнообразию горной, пустынной, лесной ландшафтных зон пространство, отдаленное от морей и океанов, Казахстан сочетал в себе взаимодействие кочевой и земледельческой культур. Их гармоничное развитие на протяжении нескольких тысячелетий предопределило целостность тесных экономических взаимоотношений между народами на территории Евразии. В свою очередь это породило опыт взаимного сотрудничества, поиска компромисса и сохранения коллективной безопасности.

В мировом историческом процессе в настоящее время происходит сложный и неоднозначный процесс смещения мировых центров сил. На передовые позиции в мировой политике и экономике вступает евроазиатское пространство, которое приобретает новое, глобальное измерение.

Казахстан как страна, находящаяся в центре Евразии, стремится участвовать в создании новой многополярной мировой политической системы, целями которой являются обеспечение безопасности и высокая степень интеграции. Как отмечает Первый Президент РК Н.А. Назарбаев: «Казахстан - уникальное государство в Азии, в котором переплетаются европейские и азиатские корни. Представители разных народов составляют единство в многообразии. Сочетание разных культур и традиций позволяет нам впитывать лучшие достижения европейской и азиатской культур», Востока и Запада. Место Казахстана особенное - страна расположена «в сердце евроазиатского материка», волею судьбы занимая «срединное положение» между Россией и

Китаем. «Феномен нашей республики,- подчеркивает Н.А. Назарбаев,- заключается и в том, что мы являемся одновременно членами и европейских, и азиатских региональных международных организаций,... мы понимаем суть своего геополитического положения и, более того, готовы к тому, чтобы стать центром по укреплению безопасности» [1].

Именно поэтому в Казахстане особое значение придают председательству в этом году нашей страны в ОБСЕ. Как страна-председатель ОБСЕ Казахстан стремится к тому, чтобы самый большой материк планеты, Евразия, стал общим пространством мира и взаимопонимания народов.

Президент подчеркивает, что «Европа и Азия - единый континент. Сегодня эта идея обретает резонанс и в рамках ОБСЕ. Я убежден, что XXI век станет эпохой новых интеграционных союзов и больших региональных объединений. Прежде всего - на евразийском пространстве. Не думаю, что теперь это займет много времени» [2].

С момента обретения республикой независимости лидером Казахстана Н.А. Назарбаевым постоянно генерируются интеграционные инициативы, свидетельствующие о непрекращающемся поиске Казахстаном оптимальных вариантов многостороннего межгосударственного сотрудничества в рамках региона.

Региональная интеграция становится одним из основных трендов развития современного мира. При этом региональные формы объединения стран могут быть устойчивыми в том случае, если они опираются как на закономерности экономического и социального развития ХХІ века, так и на мощные цивилизационные факторы. Для постсоветских стран, которые являются евразийскими по своей истории, таким фактором является принадлежность к евразийской цивилизации и евразийскому пространству. И это не только объединяет культурно-исторические традиции евразийских стран и народов, не только означает общность географического пространства, но и предопределяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХІ века.

В марте 1994 года, выступая в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, глава нашего государства впервые озвучил идею евразийства, выраженную в создании нового интеграционного объединения - Евразийского союза. По сути, именно она стала отправной точкой для развития всех последующих интеграционных форм на постсоветском пространстве. На сегодняшний день практическое наполнение евразийская идея обрела в таких весомых организациях, как ЕврАзЭс, а также в ШОС, СВМДА, Таможенный Союз.

В начале 1990-х годов идея евразийства, выдвинутая Президентом Н.А. Назарбаевым, была призвана, прежде всего, обеспечить государственную и национальную безопасность нашего государства на евразийском пространстве, исходя из исторически сложившегося геополитического соседства с одним из крупных государств мира - Россией, с которой Казахстан имеет самую протяженную в мире сухопутную границу. Дальновидная и мудрая политика евразийской интеграции, проводимая Президентом Н.А. Назарбаевым таким образом, обеспечивает международную безопасность Казахстана, военно-стратегическое и экономическое партнерство с Российской Федерацией и другими странами, высокий уровень взаимовыгодного и разностороннего сотрудничества. Об этом свидетельствует современный формат, содержание и глубина двусторонних отношений Казахстана и России, которые сегодня являются эталоном интеграции на всем постсоветском пространстве.

Диссертационная работа посвящена исследованию идеи евразийства, которой пронизана вся новейшая история Казахстана, ее роли в интеграционных процессах на современном этапе. По своему историко-политическому значению идея евразийства стала играть существенную роль в современной истории не только Казахстана, но и других стран евразийского региона, потому что евразийская идея формирует гармоничные международные отношения, так как в исходном пункте она признает глубинную идентичность и равноценность народов, населяющих просторы Евразии.

На наш взгляд, глубокая философия идеи евразийства Главы государства состоит в осознании неразрывности как результата совместной деятельности народов, населяющих евразийское пространство. Без продолжения этой неустанной поддерживающей деятельности евразийский ресурс может быть исчерпан.

И тогда останется неизменным только пространственный ресурс, то есть географическая составляющая, в виде евразийского субконтинента, как единой платформы расселения народов. Исторический ресурс может быть законсервирован в виде исторической памяти о ближайшей новейшей и более отдаленной истории. Разрыв пространственно -исторической взаимосвязи уничтожит евразийскую модель как одну из эффективных стратегий для сохранения не только Казахстана и России, но и других объектов геополитики в глобальном мире как самостоятельных и суверенных государств.

Эволюция идеи евразийства берет свое начало с 1920-х годов прошлого столетия, первого периода теоретического осмысления евразийства как научной концепции, которое понимается нами как классическое. Пройдя несколько промежуточных этапов, евразийство продолжилось как неоевразийство. А с 1990-2000 годов оно трансформировалось в новое казахстанское евразийство.

Идея евразийства глубоко исторична по своей сути. Евразийство имеет глубокие российские исторические корни. Евразийство пережило историческую эпоху, возникшее в среде русской эмиграции в 1920 -х годах, оно породило уникальное учение, вобравшее в себя разнообразный по научным областям знаний подход к пересмотру основных представлений хода русского исторического развития, ставшее своего рода ответом русской эмиграции на создание СССР. Его основателями были талантливые ученые: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин, В.Н. Ильин, Н.Н. Алексеев и др.

Духовным наследником этого поколения евразийцев стал выдающийся мыслитель, историк и тюрколог ХХ века Лев Николаевич Гумилев. Именно евразийцы и Л.Н. Гумилев стали пионерами исследования феномена кочевой цивилизации. Их разработки стали ценной теоретической базой в разрушении стереотипных оценок культур восточных кочевых народов.

Пережив более чем 70-летний период, классическое евразийство претерпело существенные концептуальные изменения, переродилось в новом формате - казахстанском, инициатором которого является Глава нашего государства - Н.А. Назарбаев. Так, протянулась историческая нить от классиков евразийства - Н.С.Трубецкого, П.Н. Савицкого и других до выдающегося теоретика и практика нашей истории Н. Назарбаева.

Евразийский лидер Н.А. Назарбаев придал евразийскому теоретическому учению зримое воплощение в реальной жизни, а также внес в евразийское мировоззрение огромный теоретический и практический вклад, сочетав его с новаторским экономическим, социальным, стратегическим подходом, неразрывно связав евразийство с демократией, императивом развития гражданского общества, социальной динамикой.

Речь идет не просто об адаптации евразийских идей к конкретным условиям современного Казахстана и Центральной Азии, но о развитии универсального содержания этого учения. Таким образом, созданная евразийцами историческая концепция методологически выливается в русло современного евразийского диалога Восток - Запад, инициированного лидерами Казахстана и России, в основе которого лежит взаимовлияющий, взаимосвязующий, цивилизационный фактор.

Новый подход к изучению и осмыслению истории Евразии в доктрине Президента Республики Казахстан в контексте интеграционных процессов на Евразийском пространстве наполняет ее практическими перспективами, позволяет актуализировать некоторые проблематичные и малоосвещенные вопросы истории евразийского пространства.

Обращение к евразийству, как к оригинальному научному направлению в русской эмиграции, вызвано в современном Казахстане не только поиском решений насущных геополитических, политических, социально-культурных проблем, но также стремлением восполнить наши знания о евразийском наследии. Всестороннее изучение этого наследия - наиболее актуальная проблема для гуманитарной науки.

В своей лекции «К экономике знаний через инновации и образование», прочитанной 26 мая 2006 года в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Глава нашей страны Н.А. Назарбаев высказался так: «Евразийская идея как теория была рождена в прошлом веке. Но уверен, что евразийская идея как практика организации новой жизни будет воплощена в этом веке. Евразийство - одна из главных идей ХХ века. И вы это сами поймете и увидите. Три кита Евразийской идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана, - это ЕврАзЭС, СВМДА, и ШОС. И это - три разных практических выражений одного неразрывного Центра, Единой Евразийской Идеи» [3].

Специфика темы диссертации заключается в попытке рассмотреть идею евразийства, выдвинутую Президентом Н.А. Назарбаевым в контексте исторической общности евразийских народов - одной из идей классического евразийства, возникшего в первой половине ХХ века, как уникальной концепции межнационального взаимодействия, экономического, культурного, конфессионального разнообразия евразийских народов. Особенность исследования заключается в изучении трансформации основных положений евразийства, возникшего в среде русской эмиграции и получившего свое духовное развитие на всем евразийском пространстве, благодаря активной евразийской политике, проводимой казахстанским Президентом.

Важно отметить, что евразийская идея Главы Казахстана по своим теоретическим и практическим аспектам представляет собой оригинальную концепцию, во многом отличную как от классического евразийства, так и его современных неоевразийских направлений.

В данной работе автор нацелен исследовать не только общие тенденции в теоретическом содержании классического и современного казахстанского евразийства, но и его кардинальные отличия, а также новые результаты практической реализации евразийского взаимодействия на этапе новейшей истории.

То, что идея евразийства не отождествляется с какой-либо одной страной, что оно принципиально многосубъектно, имеет для мировой политики XXI века принципиальное значение. Идея евразийства нацелена на такое единство и целостность, которые бы не подавляли и не ассимилировали уникальность народов, а, напротив, питались их разнообразием. Ведь фундаментальной особенностью современной Евразии является этнокультурное богатство и соединение в одной модели элементов тюркской, исламской, славянской и западноевропейской цивилизаций.

В нашем регионе, и, даже более конкретно, в нашей стране, переплетаются и взаимопроникают традиции Востока и Запада, происходит реальный диалог культур и цивилизаций. Во всестороннем и активно развивающемся диалоге, на основе идеи евразийства, основополагающим фактом становится то, что Евразия не только была колыбелью некоторых крупнейших мировых цивилизаций, но и служила мостом между ними.

Многие современные ученые и политики воспринимают сегодня ЕврАзЭС как сообщество народов, связанных миллионами формировавшихся на протяжении веков нитей. Зарождение и развитие ЕврАзЭС подтверждает правомерность и возможность существования цивилизации, основанной не только на западных ценностях, но и на достижениях восточной цивилизации, как духовных, так и культурологических.

В основе экономической модели Евразии должна лежать гибкость экономических отношений и признания, наряду с ними, не меньшей значимости для общества других видов детерминизма - географического, социокультурного и этнического. И хотя мы живем в постиндустриальную эпоху, сама жизнь сопряжена помимо индустрии и экономики и с другими сферами: нравственными, культурологическими, аграрными, а также национальными отношениями. Можно сказать, что соотношение экономического и внеэкономического фактора составляет важную часть сути евразийства с экономической точки зрения. Сегодня Европа и Азия переживают процессы тесного демографического, культурного и экономического сближения и переплетения, образуя тем самым глобальное новоевразийское сообщество. Создание Евразийского экономического сообщества, которое должно сочетать в себе все достижения как Запада с его логико-аналитическими установками, так и Востока, где преобладают традиционно-образные подходы, является адекватным ответом на глобальные вызовы человечества. Такое сообщество с гибкой экономической моделью, без закостенелых подходов в вопросах экономических трансформаций, может стать весьма привлекательным и для других государств, в том числе и для тех которые ранее не входили в состав СССР.

Президент Республики Казахстан, выступая в июне 2008 года на Открытой 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, так изложил свой взгляд на развитие Евразии: «Европа и Азия - единый субконтинент, переплетенный множеством исторических, экономических связей. Без объединения усилий нельзя эффективно бороться с современными вызовами, обеспечить безопасность. Я верю, что по примеру Европейского союза мы в будущем придем к созданию Евразийского союза. Этого требует благополучие нашего большого континента Евразия».

В экономической сфере создаются реальные механизмы интеграции в рамках ЕврАзЭС. Одним из главных достижений ЕврАзЭС на сегодняшний день является создание Таможенного Союза, в который вошли Казахстан, Россия и Беларусь. В военно-политической сфере эффективно работают организации по региональной безопасности - ОДКБ, ШОС и СВМДА. Сегодня ОДКБ вступает в новый этап своего развития: созданы Коллективные силы оперативного реагирования, Объединенная система ПВО, Антитеррористический центр СНГ. ШОС, созданная на основе Соглашения 1999 года об укреплении доверия в военной области между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем, приобрела репутацию эффективной платформы для взаимодействия не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социальных и культурных проектов. Что касается СВМДА, то оно дало старт целенаправленному процессу формирования перспективной системы безопасности в Азии.

Таким образом, Казахстан сегодня фактически позиционируется в мире не только как азиатская страна, но и как потенциально европейская, точнее, азиатско-европейская.

Изучение истории евразийства и ее новая интерпретация представляет важную научную ценность для исторической науки, поскольку позволяет лучше понять особенности исторических процессов современного Казахстана.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на широкое обсуждение проблематики евразийства, крупных исследовательских работ по выбранной теме в отмеченных масштабах практически нет, либо они имеют узкое направление и иную гуманитарную отрасль. Объем же исследований, так или иначе, касающихся феномена евразийства, является весьма значительным.

Анализ евразийства начался практически одновременно с его появлением, в 20-е годы ХХ века. Евразийское учение было замечено в научных кругах практически сразу после первых публикаций евразийских авторов. Широко рассматривались, естественно, в критическом плане, идеи евразийства в 1927-1928 годах, статьи евразийцев, опубликованные в первых коллективных сборниках «Исход к Востоку», «На путях», работы кн. Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Л.П. Карсавина и др. [4]. Поскольку евразийцы принадлежали к числу эмигрантов, то их работы, наряду с работами П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова [5] и других представителей русской философской эмиграции, стали объектом пристального внимания представителей зарождающейся советской философии.

В коллективном труде «Против новейшей критики марксизма», где довольно много места уделяется критике марксизма русскими эмигрантами и в частности евразийцами, автор одной из статей сборника Н. Иванов (Омский) дает однозначную, резко политизированную оценку философствующим евразийцам. «Евразийцами мы называем сторонников существующего за рубежом с 1921 г. политического направления — евразийства. Это направление зародилось в среде белой эмиграции. Круг активных организаторов и пропагандистов евразийства рекрутировался исключительно из числа наиболее правой части, кочующей по Европе массы белой эмиграции. К евразийцам примкнула высланная из СССР часть реакционной профессуры» [6]. После такой оценки понятие евразийства практически исчезло из советской политической, научной литературы.

Однако интерес к евразийству и его изучению в научной среде не пропал, а был продолжен на более высоком уровне научной притязательности и жарких дискуссий.

Особое место в исследовании творчества евразийцев, вне всякого сомнения, принадлежит великому русскому ученому Л.Н. Гумилеву, называвшему себя «последним евразийцем» и выразившим незадолго до смерти твердую уверенность в том, что если России суждено возродиться, то только через евразийство. Л.Н. Гумилев в своей концепции обозначил Евразийский Восток не как периферийную территорию по отношению к Западной цивилизации, а как самостоятельный и динамичный центр этногенеза, культуры, истории общественного развития [7].

Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследования составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

Теория Л.Н. Гумилёва не является общепризнанной, и ряд авторов подвергает её жёсткой критике. Одной из основных претензий к ней является ее несоответствие критериям научности эмпирической теории. Некоторые авторы причисляют теорию Л.Н. Гумилева так называемой Фолк-хистори.

В историографии зарубежных стран историческая мысль русского зарубежья рассматривалась в рамках россиеведческого направления. До второй мировой войны публикациями о евразийстве пестрели многие исторические, философские, социологические журналы Лондона, Парижа, Берлина, Праги, Белграда, Нью-Йорка, Буэнос-Айреса. В послевоенные годы интерес к евразийству ослабел, но не иссяк: в зарубежной печати продолжали публиковаться работы, посвященные этому общественно -политическому, идеологическому феномену [8].

Большой вклад в становление и развитие идеи евразийства внес выдающийся поэт, публицист и общественный деятель Олжас Сулейменов. В середине 1970-х годов вышла в свет его книга «Аз и Я» [9]. Автор в ней поднял ряд «евразийских» вопросов, связанных со значимостью тюркского влияния на русскую культуру, историю, язык. Одной из центральных тем, которая была поднята в поэзии О.Сулейменова, является общность тюрко - славянского этноисторического пространства, единство культурно-эстетических систем Степи и Руси и в целом огромного субконтинента Евразии.

В академической среде «Аз и Я» вызвала огромный резонанс, появились отрицательные отзывы и обвинения в инакомыслии [10]. Книга была запрещена и изъята по указанию цензурного ведомства из библиотек и продажи не только в Казахстане, но и по всему Союзу. И только в августе 1989 года имя и все творчество О.Сулейменова были реабилитированы. Важно отметить, что его взгляды оказали определенное влияние на формирование евразийского мировоззрения Н.А. Назарбаева, который отмечает: «Не скрою, во многом, именно творчество О.Сулейменова, подвигло меня на изучение и развитие идей евразийства...» [ 11 ].

В конце 80-х начале 90-х годов XX века был отмечен новый всплеск интереса к евразийству: началось широкое научное обсуждение проблем евразийства преимущественно в философском аспекте в журналах «Вопросы философии», «Философские науки» [12].

С 1992 года выходят многочисленные статьи, сборники, посвященные этому течению. Современные исследователи крайне неоднозначно оценивали перспективы евразийства. В 1992 году в журнале «Начала» был опубликован фрагмент докторской диссертации немецкого историка О. Босса. Полноценное исследование, которое представляет собой монография Отто Босса «Die Lehre der Eurasier: Ein Beitrag zur russischen Ideengeschichte des XX Jahrhunderts», отличают не только большой объем, но и более широкий круг рассматриваемых проблем. Усилия О.Босса в основном сконцентрированы на политологической проблематике - исторические, культурологические, религиозные проблемы, проблема генезиса евразийства и многие другие им не рассмотрены [13].

В 1993 году в «Вопросах философии» появилась публикация большой статьи Леонида Люкса «Евразийство». По мнению обоих исследователей, во - первых, евразийство не было случайным направлением в русском зарубежье, а явилось реакцией, вызванной тревогой эмиграции за судьбу России; во- вторых, оно было наиболее интересным и самобытным течением русской мысли послереволюционных лет [14].

Среди французских авторов, занимавшихся евразийством, стоит назвать работы М. Ларюэль, статьи Ш. Буржуа и Г. Шкявера [15]. Итальянские авторы представлены работами слависта Е. Ло Гато [16]. Заметный интерес к социокультурной концепции евразийства проявили польские, чешские и хорватские авторы [17].

Из книг, опубликованных в последние годы на английском языке, назовем работы, М. Седжвика, М. Хонера, Р.Г. Вессона и др. [18]. Стоит отметить, что в целом для многих из англоязычных авторов концепция евразийства остается противоречивой и малоисследованной темой. Определенный интерес в контексте изучения геополитических признаков современного евразийства заслуживают крупные научные исследования А.Дж. Тойнби, К. Ха- усхофера, С. Хантингтона, З. Бжезинского [19].

Нельзя не отметить и книгу М.Б. Олкотт «Казахстан: непройденный путь», которая посвящена исследованию международного положения нашей страны, ее внешней политике, и месту в современной геополитике [20]. Интересной представляется научная интерпретация истории евразийских народов в книге Э. Каррер д’Анкос «Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г. до наших дней». В ней известный автор исследует предпосылки формирования евразийских начал в истории народов, населявших Российскую империю, и освещает их дальнейшую трансформацию в едином русле исторического хода с известной доминантой метрополии в отношении колониальной периферии [21].

Другой современный автор - индийский исследователь евразийства Мад- хаван К. Палат считает, что евразийская идеология способна заполнить идеологический вакуум, установившийся после распада Советского Союза [22]

Исследованию различных аспектов евразийского учения посвящено большое число диссертационных работ, защищенных в России и Казахстане в различные годы, преимущественно философско-политологического характера. Среди них можно отметить работы А.Г. Горяева [23], А.И. Гарлика [24], Г.Т. Койшыбаева [25], О.А. Курамысова [26], А.А. Абикенова [27], С.К. Кушкумбаева [28], и др.

Первой диссертационной работой, посвященной евразийству, стала диссертация Р.А.Урхановой «Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре ХХ века». Автор рассматривает истоки евразийского учения, определяет место этого учения в истории евразийской мысли. Основное содержание исследования Р.А.Урхановой составляет анализ ключевой проблемы евразийской историософии «Восток-Запад-Россия», основ евразийской культурологи, этапов ее развития. Особое внимание уделяется критике западной культуры в евразийстве. Одним из выводов исследования является мысль о том, что «рефлексия по поводу извечной для русского сознания проблемы «Россия-Европа» важна для евразийцев не сама по себе», а имеет смысл в русле образования культурного, религиозного, исторического своеобразия» [29].

Заслуживает внимания и диссертация А.Т. Горяева «Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект», в которой, по словам автора, в центр исследования сознательно выносится анализ концептуальных основ евразийства в целом, а не отдельных ее аспектов, представляющих интерес.

Анализ евразийства, как особого культурного явления в истории России, проводился с учетом той значимости интересов, которую данная проблема приобретает в современных условиях [2 3]. В диссертационном исследовании А.И. Гарлика «Идеи евразийства в контексте современного развития России» осуществляется попытка раскрытия сущности евразийства в политическом аспекте, а также в сопоставительном анализе евразийского, западно - либерального, славяно-евразийского видения перспектив развития России [24].

Уровень восприятия евразийской концепции позволяет расширить исторические масштабы, демонстрируя актуальность в современном обществе национальных, экономических, политических, религиозных проблем, сформулированных еще в 1920-х годах, присущих большинству мировых держав и решаемых сегодня в нашей республике. Содержание термина размывается и обобщается в связи с весьма субъективным восприятием процессов глобализации, схематизации и унификации. Вновь соединяются разнородные элементы в структуре современного евразийства, снимая противоречие Восток- Запад, и ориентируясь на интеграцию с наилучшим прагматичным вариантом развития государств, наций и общества.

В то же время интерес к евразийству проявляют и ученые Казахстана, Кыргызстана, Белоруси, Узбекистана и Таджикистана. Их научное восприятие и анализ евразийства преимущественно отражаются в статьях и докладах международных конференций, симпозиумов, «круглых столов».

Официально началом возникновения современной идеи евразийства принято считать 1994 год, когда Президент РК Н.А. Назарбаев озвучил концепцию «Евразийского Союза». Впервые в истории евразийской мысли Президент независимого государства, политик такого масштаба, выступил с провозглашением евразийской доктрины как исторического пути постсоветского пространства. Труды и выступления Н.А. Назарбаева составляют глубокий исторический, философский, политико-экономический пласт современного неоевразийства [30-54].

Большой материал научных исследований составляют труды и публикации казахстанских ученых, государственных и общественных деятелей, в той или иной мере затрагивающих изучение евразийской идеи в различных ретроспективных и современных ракурсах. Среди них можно отметить труды: Ж.М. Абдильдина [55], М.Ж. Жолдасбекова [56], А.Н. Нысанбаева [57], С.А.

Абдыманапова [58], Е.М. Арынова [59], С.В. Селиверстова [60] и др. В большинстве своем указанные труды и публикации носят историкокультурологический, политологический характер и объединены общими принципами интерпретации евразийского наследия с позиций исторической взаимосвязи и взаимопроникновения культур и социальных основ.

Совершенно особым взглядом на евразийство отличается основатель политической партии «Евразия», современный российский неоевразийский идеолог А.Г. Дугин [61]. Он помещает евразийство в широкий исторический контекст, считая его не просто российским явлением, а явлением мирового порядка.

Несомненный интерес представляет его книга «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева», в которой автор описывает содержательную сторону евразийской политики Президента Казахстана, определяет идеологические мотивы и характеристики евразийской инициативы и роли личности Президента в контексте исторической силы, духа Великой степи. А.Г. Дугин отмечает, что евразийское мировоззрение Президента Казахстана - своеобразная методология, доктрина, теория истолкования истории и проект будущего миропорядка в целом [62].

Для исследования евразийства и неоевразийства большой интерес представляют работы российских авторов Н.Н. Алеврас [63], В.Я. Пащенко [64], Б.С. Ерасова [65], А.Г. Дугина [61], А.С. Панарина [66], Г.А. Югай [67], И.Б. Орловой [68] посвященные вопросам нынешних культур, философским спорам о судьбе России, интеграции бывших советских республик и т.д.

Другие представители современных евразийцев, идентифицирующих себя как «академические евразийцы», Ф.И. Гиренок [69], Бе Гю Сонг [70], Син Бон Сик [71] считают евразийство, прежде всего, стратегией выживания для России в новом постиндустриальном обществе. Данные авторы крайне мало исследуют классическое евразийство и заостряют внимание на геополитических перспективах современной России. Они указывают, что евразийство в его классическом варианте явилось совершенно законченной формой самобытного и новаторского идейно-политического течения, предопределенного всем предыдущим ходом исторического развития идейно -политической мысли.

Представляет интерес библиографический указатель «О Евразии и евразийцах», в котором собрано полное библиографическое описание работ евразийцев с подробным историографическим обзором. [72]

За последние годы в периодических изданиях Казахстана опубликован ряд статей, связанных с повышенным вниманием к евразийской тематике. Большой интерес представляет публикация Э. Каррер д’Анкос в газете «Нью- Юроп» «Евразиец на пути в Европу», посвященная анализу международной деятельности Президента Н.А. Назарбаева, его исторической роли в укреплении связей межу Востоком и Западом, его высокой миссии в современной истории евразийского региона, в частности, и Центрально-азиатского в целом [73]. Высокую оценку деятельности Казахстана, председательствующего в ОБСЕ, дает в своей статье и Габриель Арсене в газете «Найн о' клок» [74]. Внимания заслуживает и публикация французского автора Пьера Сегийона «Казахстан - стержень Евразии», в которой автор отмечает евразийский дух интеграционных процессов, инициированных Президентом Казахстан и их большие перспективы в деле укрепления региональной безопасности и экономического роста [75].

Эту мысль поддерживают и другие авторы. Так, в частности, в статьях Ордвей Джона и британского политика и писателя Джонатана Айткена «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана», речь идет о созидательной роли Казахстана в быстроменяющемся мире, его прогрессивных антивоенных инициативах, укреплении мира и доверия между странами не только на евразийской площадке и Центральной Азии, но и в Европе [76].

Автор при изучении темы опирался на исследования, освещающие интеграционные процессы в Евразии и в других регионах мира. Это труды известных политиков и политологов-международников стран СНГ: К.К. То- каева [77], М.М. Тажина [78], Д.Н. Назарбаевой [79], Т.А. Мансурова [80], Н. Исингарина [81], А.Д. Джекшенкулова [82] и др.

В целом, несмотря на обширность имеющейся литературы, всесторонне комплексное изучение исторической концепции евразийства в Казахстане и в других странах-участницах Евразийского сообщества, отсутствует. Это повышает интерес общественности и ставит перед учеными новые задачи исследования евразийства и его сущностного содержания на современном этапе.

Основная цель исследования - исследовать развитие современной идеи евразийства в контексте историко-культурной связи с классическим евразийством, изучить перспективы и роль идеи евразийства в современной истории Казахстана и интеграционных процессах на территории СНГ.

Достижение указанной цели предполагает последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть истоки евразийства, его основные этапы развития и цивилизационную составляющую;

- проследить эволюцию евразийских идей в историческом наследии Л.Н. Гумилева;

- выявить специфику общей ментальной, культурной и концептуальной среды в Казахстане и ряде других стран, в которых формируются и развиваются евразийские идеи сегодня;

- изучить основы и развитие евразийства в современной казахстанской историографии;

- раскрыть основные характеристики и направления современного неоевразийства;

- определить факторы, влияющие на формирование и трансформацию идеи евразийства в Казахстане и проанализировать ее роль в государственной политике Республики Казахстан;

- исследовать развитие и перспективы идеи евразийства Президента РК

Н.А. Назарбаева на современном этапе;

- изучить идею евразийства и ее роль в становлении и развитии региональной интеграции, системы региональной безопасности;

- провести всесторонний анализ форм участия РК в институтах евразийских интеграционных объединений;

- осветить процесс реализации евразийской инициативы в современной истории Казахстана и оценить роль казахстанского фактора в создании ЕврАзЭС и Таможенного Союза;

- описать и обозначить позицию Казахстана в вопросах дальнейшей институализации в рамках СНГ;

- проанализировать евразийское измерение межгосударственных отношений Республики Казахстан и Российской Федерации;

- осветить содержание современных дискуссий о сути и перспективах идеи евразийства.

Территориальные рамки исследования обусловлены областью развития и применения евразийской идеи - исторически сложившимся цивилизационным пространством бывшего СССР, затем СНГ, который называется субконтинентом Евразия. Ввиду поставленной цели и задач область исследования фокусируется, прежде всего, на территории современного Казахстана.

Хронологические рамки диссертационного исследования обусловлены в широком плане формированием становления, развития и перспектив евразийской идеи как единого процесса. Начальной точкой взят период 1920 -х годов - времени зарождения евразийской классической мысли. Верхняя же граница охватывает период наибольшего внимания к проблеме евразийства и включения ее в стратегические задачи суверенного Казахстана, обусловленный современной актуализацией евразийской идеи, в контексте поиска эффективных решений стратегического развития Казахстана в условиях вызовов современности, и потребности устроения евразийского пространства, как гаранта международной геополитической стабильности.

Объектом исследования является феномен идеи евразийства, исторического, философского и политического учения в его классической и современной стадии.

Предметом исследования являются развитие и перспективы идеи евразийства, представленной Первым Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым на основе всего спектра подходов к исследованию и его критической оценке с определением значения евразийства в исторической, социальнополитической, экономической и духовной сфере Казахстана и стран СНГ.

Теоретико-методологической основой диссертации являются основные научные парадигмы, представленные в трудах классиков евразийства и идеи евразийства Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Так же теоретико-методологическая база исследования образуется посредством использования общенаучных методов, применяемых в исторических исследованиях. В первую очередь, метода сравнительного анализа, а также историко - системного анализа и синтеза. Историко-системный анализ позволил систематизировать и оценить данные касательно классического этапа в становлении евразийства, накопленные в отечественной литературе с 90-х гг. ХХ века по настоящее время. Метод сравнительного анализа позволил сопоставить основные положения классического евразийства с принципами и положениями современного евразийства.

Основным используемым методом является исторический подход в сочетании с объективностью, системностью, трактовкой и интерпретацией накопленных и исследованных фактов. В качестве главного принципа изучения евразийства используется его системное изучение с привлечением таких дисциплин, как история, философия, политология, геополитика, культурология, экономика и др.

В данной работе идея евразийства исследуется с точки зрения ее исторического, политического и социокультурного аспекта.

Источниковая база исследования базируется на широкой источниковой основе. В этой связи необходимо выделить несколько групп источников.

Первую группу источников составляют работы представителей классического евразийства, написанные в 20-30 годах ХХ века. К этой же группе относятся и работы ранних критиков евразийства.

В качестве второй группы источников автор выделил архивные материалы и текущий архив Министерства Иностранных Дел Республики Казахстан, который не носит секретного характера и включает информационно - аналитические справки.

Третью группу источников составили труды Главы государства Н.А. Назарбаева, как основателя современной идеи евразийства, мыслителя и политика и бесспорного лидера евразийской интеграции в современной истории Казахстана и стран СНГ.

Следующая, четвертая группа источников, состоит из работ современных исследователей и критиков классического евразийства и неоевразийства.

Пятую группу источников составляют труды некоторых видных государственных деятелей, а также мемуарная литература.

Шестую группу источников составляют материалы изучения общественного мнения относительно нового евразийства во внешней политике Республики Казахстан и Российской Федерации на современном этапе.

Седьмую группу источников составляют официальные документы СНГ и ЕврАзЭС. К этой же группе относятся документы Таможенного Союза, принятые позже и раскрывающие этапы становления и развития региональной интеграции.

Восьмую группу источников представляют электронные версии документов администрации президента РК и РФ, и МИД-а этих стран. Важную ценность представляют пресс-релизы этих органов по ключевым вопросам региональной интеграции и сотрудничества между РК и РФ, которые позволяют раскрыть первую реакцию официальных органов.

Девятая группа источников - это материалы таких информационных агентств как «Хабар», «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», а также публикации

периодической печати Казахстана России и других стран СНГ.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что диссертационное исследование является одним из первых исследований в казахстанской исторической науке, где систематизирован накопленный теоретико-эмпирический материал и на этой основе произведен комплексный анализ развития и перспектив идеи евразийства в новейшей истории Казахстана.

В результате исследования изучены основные положения классического евразийства, освещена эволюция и трансформация основных евразийских идей, место евразийской модели в системе современных цивилизационных теорий, история формирования и развития идеи евразийства, сформулированной в евразийской концепции Президента Н.А. Назарбаева, результаты ее практического воплощения, а также представлены исторические описания и систематизация различных направлений современного неоевразийства.

Проведенное исследование позволяет получить цельное представление об истории евразийской мысли, ее эволюции и развитии в современных условиях на примере Казахстана и стран СНГ.

Автором исследования рассмотрен вопрос о месте евразийской идеи Н.А. Назарбаева среди современных направлений неоевразийства, ее роли в развитии современного Казахстана, проблемах и перспективах. В работе освещен вопрос исторического наследия классического евразийства, его преемственности и отличиях от современного неоевразийства, исследованы положения и программы многих течений современного евразийства, прежде всего, евразийской концепции Н.А. Назарбаева.

Таким образом, в диссертационном исследовании проведен широкий анализ исторического процесса становления казахстанской модели евразийского созидательного сообщества стран и народов евразийского региона.

Практическая значимость исследования обусловлена его актуальностью и прикладным характером, состоит в сочетании теоретического и практического аспектов. Практический аспект позволяет напрямую выработать рекомендации для более успешного развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках Евразийского Союза, и проведении более эффективной внешней политики Республики Казахстан.

Основные положения и выводы диссертации могут быть введены в систему исторического образования, историю и теорию интеграции. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин по новейшей истории Казахстана, политологии, международным отношениям, а также при разработке специализированных учебных курсов.

Основные положения, выносимые на защиту, определяются наиболее существенными результатами, полученными в ходе данного исследования:

1. Евразийство, как уникальное течение русской философской мысли, возникло во многом благодаря политическим переменам начала ХХ века. Евразийцы пытались обосновать «азиатский» облик России и связанную с этим ее уникальность. Они изучали не только географическую общность евразийских народов, но и историческое, экономическое и культурное взаимодействие, взаимообогащение евразийских народов, особенно славянских и тюркских.

2. Евразийство как особая форма цивилизационного развития занимает определенное место в системе современных цивилизационных теорий.

3. Евразийские идеи в этнологической концепции Л.Н. Гумилева - одна из основных составляющих, научно-обоснованного неоевразийского направления.

4. Современное неоевразийство является вполне закономерным развитием и трансформацией классических евразийских идей в актуальной ситуации.

5. Современная идея евразийства играет существенную роль в новейшей истории не только Казахстана, но и других стран евразийского региона, так как она признает глубинную идентичность народов, населяющих просторы Евразии, и формирует равные и уважительные отношения стран евразийского региона.

6. Современное евразийство, представленное различными течениями, имеет общую идейную базу, но в тоже время очень сильно разнится с классическим евразийством.

7. Формирование современной модели евразийской интеграции опирается на идею создания Евразийского Союза Государств, которая могла бы стать антитезой вызовам глобализации

8. Идея евразийства Президента РК Н.А. Назарбаева - самостоятельное, уникальное видение современных исторических и интеграционных процессов на территории Евразии.

9. Казахстанское евразийство отличается от классического, прежде всего, отсутствием антизападного мотива, отличающего евразийство 1920-х годов. Благодаря усилиям казахстанского Президента, актуальное евразийство сегодня - это не отдаление от Европы, а, наоборот, активное взаимодействие с Европой на новом межгосударственном уровне.

10. Современное евразийство казахстанского формата от классического евразийства отличает акцент на экономический прагматизм, позволяющий реализовать экономический интерес всем странам участницам в равной степени.

11. Идея евразийства Н.А. Назарбаева - это идея межцивилизационного, межконфессионального и культурного сотрудничества, актуализирующего идеи мира, толерантности и гармоничного взаимодействия в качестве единственно возможного способа существования человека в XXI столетии.

12. Евразийская инициатива создания ЕврАзЭС, Таможенного Союза является результатом практической реализация идеи евразийства казахстанского лидера Н.А. Назарбаева, имеет обоснованные перспективы и способствует продвижению евразийского движения.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 35 научных публикациях и материалах международных научно-практических и научнотеоретических конференций.

Структура исследования обусловлена логикой достижения поставленной цели и задачами исследования, и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

1

<< | >>
Источник: АУАНАСОВА К.М.. Перспективы и развитие идеи евразийства в современной истории Казахстана. 2010

Еще по теме Введение:

  1. Статья 314. Незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
  2. ВВЕДЕНИЕ История нашего государства и права — одна из важнейших дисциплин в системе
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. Мысли об организации немецкой военной экономикиВведение
  5.   ПРЕДИСЛОВИЕ [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»] 1887  
  6. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.П. СЕРГЕЕВА Введение
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. Введение
  9. Введение
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Введение
  12. Введение
  13. Введение
  14. ВВЕДЕНИЕ
  15. Введение
  16. ВВЕДЕНИЕ
  17. ВВЕДЕНИЕ
  18. ВВЕДЕНИЕ
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -