Введение
Актуальность исследования.
В последнее время проблема взаимоотношений государства и церкви привлекает к себе внимание широкого круга учёных: юристов, историков, политологов, культурологов, философов и других.
Этот интерес связан, в первую очередь, с переосмыслением взглядов на религию, на вопросы веры. С одной стороны, это является следствием кризиса идеологии в современной России, с другой - стремлением вернуться к исконным российским традициям. Вместе с этим меняется отношение государства к носителям религии, к их структурообразующим институтам. С конца 1980-х годов, с тысячелетия крещения Руси (1988 г.) начался новый этап государственно-церковных отношений. Роль русской православной церкви в жизни общества становится заметнее, и она стремится влиять на деятельность светского государства. В связи с этим актуальным становится дореволюционный опыт отношений государства и церкви. Но и церковно-государственные отношения до 1917 г., по мнению многих публицистов не являются идеалом, и тогда вспоминают, что Русь, приняв христианство из Византии, унаследовала и нормы церковногосударственного сосуществования, которые и называют идеальными. Что это за нормы? Оставались ли они неизменными на протяжении всей византийской истории? Применимы ли они к реалиям сегодняшней России?Поскольку большинство этих норм разработаны и приняты византийскими императорами, необходимо их систематизировать и выяснить, чем было обусловлено их принятие, вступление в силу и жизнеспособность. По словам выдающего русского канониста профессора А.С.Павлова, законодательству императоров предстояла нелегкая задача - «согласить церковный порядок с государственным, гражданским, который был насквозь проникнут старым, языческим духом, и вместе с тем открыть возможно больший простор преобразующему влиянию церкви на жизнь общества, воспитанного в духе другой религии или без всякой религии»[1].
Выяснив причины появления тех или иных законов, можно понять основные направления развития отношений государства и церкви в Византийской империи. Проследив же ключевые моменты этой эволюции, можно сделать вывод о необходимости подобной схемы отношений для современной России. Поскольку построение системы государственно-церковных отношений исходит от носителей государственной власти, актуально исследовать законодательные акты властных органов, чтобы избежать ошибок или перенять положительный опыт при возможном построении аналогичной системы отношений в других государствах. Разумеется, речь не идёт о полном заимствовании современной Россией византийского опыта, но если мы говорим о некоей преемственности, то данный опыт, безусловно, необходимо учитывать.Цели исследования:
Г лавной целью исследования является - проследить эволюцию церковногосударственных отношений в Византии на основе законодательства императоров и выявить основные направления политики императоров в отношении церкви. Кроме того, следует выявить концептуальную основу отношений церкви и государства, охарактеризовать реализацию этой концепции на практике и показать закономерности в церковной политике византийских императоров. Наконец, следует установить связь церковной политики василевсов с внутренней и внешней политикой Византийской империи, проследить международное влияние имперской церковной политики и обозначить причины заимствования византийской концепции церковногосударственных отношений другими странами.
Для достижения поставленных целей предстоит решить следующие задачи:
1. провести комплексный системный анализ церковного законодательства византийских императоров IV - X вв.;
2. определить место церковного законодательства императоров в византийской правовой системе в целом;
3. на основе анализа причинно-следственных связей выявить политические и социально-экономические факторы, явившиеся предпосылками принятия византийскими императорами тех или иных законов, относящихся к церкви;
4.
определить основные этапы эволюции церковного законодательства византийских императоров, для чего следует проследить развитие церковного законодательства с IV по Х вв.5. проанализировать концепцию симфонии церковной и светской власти, сформулированную императором Юстинианом, выявить причины её появления и проследить историческую практику её реализации
6. выявить воздействие церковной политики византийских императоров на внутреннюю и внешнюю политику государства, показать её влияние на развитие права других государств
Объектом диссертационного исследования являются
взаимооотношения государства и церкви в византийской империи в течение IV - начала Х вв., которые не был стабильными, а претерпели существенную эволюцию от полного непризнания христианской церкви в Римской империи через предоставление ей определённых льгот и привилегий до признания её, как самостоятельного института с закреплением ответственности за духовную сферу жизни граждан Византийской империи.
В качестве предмета данного исследования взяты законы византийских императоров, имеющие отношение к вопросам религии вообще и к церковной организации в частности. Некоторые из этих законов вошли в систематизированные своды, в которых составили особые разделы. Другие известны только из их упоминания современниками. Кроме того, предметом работы является та концепция государственно-церковных отношений, сложившаяся в Византии, причины, своеобразие и реализация которой на практике также представляют интерес.
Хронологические рамки исследования
Данное исследование охватывает в истории Византии период с IV века до начала Х века. Выбор данных рамок обусловлен, во-первых, тем, что именно с IV века, с начала правления императора Константина I (306 - 337) традиционно начинается история Восточно-Римской империи (Византии), именно тогда столица была перенесена в Константинополь, и, главное, именно при Константине Великом начинается новый этап в отношениях с не так давно возникшим христианством. Этот император заложил первый камень в фундамент будущего здания государственно-церковных отношений.
Само здание строилось уже его преемниками, и основная заслуга в этом строительстве принадлежала императору Юстиниану (533 - 565),разработавшему концепцию симфонии, как теоретическую основу отношений государства с церковью, и придавшему этой концепции законодательную форму. Наконец, завершением постройки и её декоративным оформлением занимались императоры Василий I (867 - 886) и Лев VI (886 - 912) - авторы последних официально изданных сборников законов («Исагога» и «Василики»), в которых чётко разграничены сферы полномочий как светской, так и церковной власти, установлены компетенции императора и патриарха, и ясно очерчены контуры взаимоотношений этих властей, исходя из концепции симфонии.
Методологическая основа исследования
Поскольку для изучения проблем, так или иначе связанных с духовной составляющей жизни общества, вопрос о выборе основной методологии исследования представляет особую сложность, в работе была предпринята попытка сочетать формационный и цивилизационный подходы, так как формационный подход позволяет определить структуру общества на определенном этапе истории, выявить объективные факторы его существования и изучить основные тенденции влияния этих факторов на исторический процесс. Цивилизационный подход позволяет акцентировать внимание на духовной сфере общества, на субъективных факторах его существования и увидеть насколько объективные тенденции соответствовали реальному ходу истории[2]. Так, проследив в церковном законодательстве византийских императоров этапы в развитии церковно-государственных отношений, на практике замечаем отступление от той или иной модели этих отношений вследствие как объективных (внешняя и внутренняя политика), так и субъективных (желание василевса всецело властвовать в империи) причин.
Кроме того, при написании работы использовались как общенаучные методы: системный, позволивший раскрыть взаимоотношения государства и церкви именно как систему, сложившуюся и функционирующую по определённым законам; сравнительный, выявляющий изменения в тех или иных институтах; метод анализа и синтеза, исторической реконструкции, аналогии и др.; так и частнонаучные методы: формально-юридический, помогающий оценить законы византийских императоров не только как исторические документы, но и как юридические источники определённой формы и содержания, использующие средства и правила юридической техники соответствующего исторического уровня развития; сравнительно-правовой, позволивший рассматривать императорские конституции с позиций уровня развития юридический техники; метод государственного и правового моделирования, с помощью которого на основе современных знаний о различных типах отношений государства и церкви можно выявить модель этих отношений в интересующий нас исторический период.
Кроме того, были задействованы специальные исторические и историко-правовые методы фронтального исследования источников, типизации, ретроспекции, исторического моделирования.По методологическим основам данное исследование является историкоправовым, соответствующим предметной области истории государства и права.
Нормативно-правовую базу исследования составляют, в первую очередь, собственно законодательные акты императоров, которые содержатся в
Кодексе Феодосия, Своде гражданского права императора Юстиниана, «Эклоге», «Эпанагоге» («Исагоге»), «Василиках».
Кодекс Феодосия был составлен в правление Феодосия II Младшего (408
- 450). Работа по его созданию началась в 435 году и завершилась в феврале 438 года. 15 февраля 438 года Кодекс вступил в силу в Восточной Римской империи, а с 1 января 439 года - во всей империи. Кодекс состоит из 16-ти книг (libri). Уникальность Кодексу придает шестнадцатая книга, которая называется «Об универсальной или католической церкви». До возникновения XVI книги Кодекса вопросы, связанные с религией, не только не являлись самостоятельным объектом правотворчества, но и вообще никогда не рассматривались в отдельности от внутриполитической, экономической и т.п. ситуации. В XVI книге вопросы религии являются основными, они впервые сознательно отделены от других и составляют целый комплекс правовых норм
- религиозных по своему характеру и содержанию. Фактически в римском праве в данный период можно говорить о возникновении религиозного права
Л
(ius religious) . При этом, основное содержание ius religious составили нормы, связанные с организацией и деятельностью одной религии и одного религиозного объединения: христианской религии и христианской церкви. Из 201 закона, помещенного в книге, нет ни одного, в котором бы прямо или косвенно не затрагивались разнообразные вопросы существования христианской церкви. Самая ранняя конституция датирована 31 октября 313 года, а поздняя - 14 ноября 435. Все они классифицированы по содержанию и распределены по титулам: 1 -й - о католической вере (4), 2-й - о епископах, церквях и клириках (47), 3-й - о монахах (2), 4-й - о людях, которые спорят о религии (6), 5-й - о еретиках (66), 6-й - о святом крещении, которое не может быть повторено (7), 7-й - о вероотступниках (7), 8-й - об иудейской секте (жители неба) и самаритянах (29), 9-й - ни один иудей не должен иметь рабом христианина (5), 10-й - о язычниках, жертвоприношениях и храмах (25), 11 -й - [3] о религии (3).
Кодекс написан на латыни. В настоящее время его перевод на русский язык отсутствует. В исследованиях переведены только отдельные законы, затрагивающие узкие темы. В настоящей работе использованы переводы П.Астапенко, М.Казакова, И.Мейендорфа, Ф. Успенского и др. Некоторые извлечения из Кодекса даны в нашем переводе. Порядок цитирования - CTh.XVI.1.3, где CTh - Кодекс Феодосия, римская цифра обозначает номер книги, арабская - номер титула, последующие цифры - номер закона.Масштабная кодификация права была проведена Юстинианом I (527 - 565). В Corpus Juris Civilis церковным вопросам посвящены первые 13 титулов первой книги Кодекса (Codex) - собрание императорских конституций, начиная с постановлений императора Адриана (II век С.6.23.1) и до Юстиниана (С.1.4.33 изданы 4.11.534). Первая из 12 книг Кодекса относится к церковному праву и правам и обязанностям государственных служащих[4]. Первые 13 титулов первой книги содержат в себе исключительно церковное законодательство. Названия титулов говорят сами за себя: 1) о высшей Троице, 2) о церквах 3) о епископах, клириках и их привилегиях, 4) о судебной власти епископов, 5) о еретиках, манихеях и самаритянах, 6) о неповторимости крещения, 7) о безбожниках, 8) о запрете изображений Христа, 9) об иудеях 10) о запрете иметь еретику или язычнику в собственности христианина 11) о языческих святынях и святилищах, 12) о поиске убежища в церквах, 13) об отпущении в церквах на волю (об освобождении рабов в церквах)[5].
Значительная часть Новелл (Novellae) - четвертой части Corpus Juris Civilis - конституций Юстиниана 535 - 565 гг. также содержит сведения о церковном праве, церковной администрации, церковных и монастырских имуществах[6]. Из 168 новелл около 30 посвящено делам церкви, в частности 5, 6, 46, 56, 58, 67, 83, 123, 131, 133, 136, 149. Новеллы по церковным делам адресовались, как правило, Константинопольскому патриарху, но направлялись
и другим патриархам, которые распространяли их по митрополиям, оттуда они поступали к епископам и далее в монастыри и приходы. По мнению В. Асмуса, в результате законодательной деятельности Юстиниана
императорские законы перестали быть второстепенным, дополнительным источником церковного права[7] [8]. Конечно, это отнюдь не означает, что они стали его основным источником, поскольку таковым продолжали оставаться решения церковных соборов. Постановления Вселенских и некоторых поместных церковных соборов также составляют нормативную базу данного исследования. Традиционно признаётся, что каноническое право представляет собой закрытый свод правил (канонов), состоящий из правил Святых Апостолов, тринадцати Святых Отцов, определений шести Вселенских (пятый Вселенский Собор никаких о канонических определений не оставил) и десяти Поместных соборов . К настоящему периоду относятся все семь общепризнанных вселенских соборов, а именно: Никейский первый (325 г.), Константинопольский первый (381 г.), Эфесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский второй (553 г.), Константинопольский третий (680 г.), Никейский второй (787 г.)[9]. Решения соборов неоднократно изданы[10], кроме того, достаточно подробно цитируются и анализируются в специальной литературе[11]. Поскольку не все императорские законы, относящиеся к церкви, присутствуют в изданных Кодексах[12] [13], о содержании некоторых из них можно узнать только из книг, написанных авторами - современниками той эпохи, и 13 посвящённых либо собственно церковной истории , либо описанию событий, свидетелями которых они являлись[14]. Первым церковным историком греческой церкви был Евсевий, епископ Кесарийский в Палестине. Славу отца церковной истории ему принёс труд «Церковная история» в десяти книгах[15], дополнением к которой служит сочинение о жизни царя Константина Великого[16] [17] [18]. Эти произведения охватывают период от Рождества Христова (I в. н.э.) до смерти Константина I (337 г.) и составляют первый подробный обзор христианской 17 истории . Продолжением труда Евсевия стала «Церковная история» Сократа Схоластика (т.е. адвоката по профессии), который в семи книгах излагает 18 историю церкви с 306 г. до 439 года . Наконец, сочинение Евагрия Схоластика[19] состоит из шести книг и охватывает период с 431 до 594 года[20] [21] [22] [23]. Все указанные сочинения содержат упоминание императорских законов, имеющих непосредственное отношение к церкви, следовательно, представляют интерес для рассмотрения темы эволюции церковно-государственных отношений. Говоря о разработке данной темы в науке, следует отметить, что большой вклад в изучение церковно-государственных отношений в Византийской империи внесли российские учёные XIX века, занимающиеся 21 22 проблематикой церковного права, в частности А.С. Павлов , Н.С. Суворов , 23 И.С. Бердников . Рассматривали византийскую модель взаимоотношений государства и церкви такие государствоведы, как Л.А.Тихомиров[24], Б.Н.Чичерин[25], Г.Ф.Шершеневич[26], К.П.Победоносцев[27]. Не обошли своим вниманием эту тему и выдающиеся византиноведы XIX - нач. ХХ вв. Ф.И. 28 29 30 Успенский , Ю.А. Кулаковский , А.А. Васильев , а также исследователи 31 византийского государства (профессор-государствовед В.М. Грибовский ) и 32 права (цивилист Д. Азаревич ). Достаточно детально проблему отношений церкви с государственной властью рассмотрел выдающийся историк 33 византийской церкви Алексей Петрович Лебедев , некоторые её конкретные аспекты затрагивал И.И. Соколов27 [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34]. Собственно государственно-церковным отношениям посвящены труды профессоров Казанского университета и учеников И.С.Бердникова Ф. Курганова[35] и Н.А. Скабалановича[36] [37]. Правда, обе работы ограничены строгими временными рамками: Ф. Курганов разобрал отношения государства и церкви только до правления императора Юстиниана включительно, а Н.А. Скабаланович в своём сочинении охватил только XI век. Именно дореволюционные российские исследователи на основе документальных источников пришли к выводу о существовании в Византии симфонии светской и государственной власти. Что касается современных исследований отношений церкви и государства в Византии, то, в первую очередь, следует подчеркнуть, что основное внимание данной теме уделяется на Западе. Ей посвящали труды 37 такие крупнейшие византинисты, как С. Рансимен (Runciman) , Х.-Г. Бек (Beck)[38], Ж. Дагрон (Dagron)[39], Д. Геанакоплос (Geanakoplos )[40], Д. Хассей (Hussey)[41], Д. Найкол (Nicol)[42] и другие. Все они склоняются к такому мнению, что в Византии церковь находилась в подчинении у государственной власти, т.е. господствующей теорией был цезарепапизм. Исключением из этой плеяды исследователей является профессор протоиерей Иоанн Мейендорф (Meyendorff) (1926-1992), который в своих трудах, посвящённых истории церкви и вопросам христианской догматики, проводит мысль о церковногосударственном союзе в Византии[43]. Проблемам византийского законодательства вообще и церковного законодательства в частности уделяли внимание такие западные правоведы, как Д. Зимон (Simon)[44], М.Т. Фэген (M.T. Fogen)[45], Д. Локин (J.H.A. Lokin)[46], А. Шминк (Schminck)[47], и другие. В советское время, несмотря на расцвет византиноведения в 1960-1980-е годы, церковно-государственные отношения остались в стороне от внимания учёных. Исключением являлась лишь социальная и экономическая составляющая данной проблемы, а именно монашество и церковная собственность, точнее вопросы церковного землевладения. Указанные темы освещены в работах А.П. Каждана[48], М.А. Поляковской[49] и других. Кстати, нужно отметить, что эти вопросы не были обойдены и европейскими византинистами (П. Каранис (Charanis)49 [50], А.Лайу (Laiou)[51] [52] [53]). Кроме того, проблема отношений церкви и государства в советское время затрагивалась в 52 53 общих трудах по истории Византии (М.Я. Сюзюмов , Г. Л. Курбатов ) и по истории византийской культуры[54] (А.П.Каждан[55], В. В. Бычков[56] [57], М.А. 57 Поляковская ). К сожалению, вопросами византийского права вообще и, в незначительной степени, церковного законодательства в нашей стране занимались только Е.Э. Липшиц[58] и И.П. Медведев[59], который в своей недавней монографии[60] целый раздел уделил проблеме соотношения закона и канона в Византии. В настоящее время интерес к изучению церковно-государственных отношений в Византийском государстве значительно возрос. Их не обходят вниманием ни современные историки церкви (протоиерей В. Асмус[61], А. Дворкин[62]), ни правоведы (А. Рудоквас[63], А. Новиков[64], А. Муравьёв[65]), ни византиноведы (И. Чичуров[66]). В современной России переиздаются работы, впервые увидевшие свет, хотя и на русском языке, но на Западе (А. Карташев[67], А. Шмеман[68]). Наконец, появились монографии, целиком посвящённые вопросам взаимодействия светской и духовной власти как в России, так и в Византии (А. Николин[69], А.М. Величко[70] [71] [72]). Однако следует согласиться с профессором И.П. Медведевым в том, что, несмотря на широкий интерес к теме и обширную библиографию, проблему церковно-государственных отношений в Византии нельзя считать до конца раскрытой и хорошо изученной, поскольку то выявляются новые источники, позволяющие по-новому взглянуть на неё, то возникает новая дискуссия о 71 византийском цезарепапизме . Что же касается такого ракурса проблемы, как эволюция отношений церкви и государства в законодательстве императоров, то 72 в данном ключе она не рассматривалась вообще . Настоящее исследование предпринято для того, чтобы попытаться восполнить этот пробел. Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые в отечественной историко-юридической науке прослеживается эволюция церковно-государственных отношений в Византии с позиций императорского законодательства. Анализ правотворческой деятельности позволил выявить основные этапы развития отношений государства и христианской церкви. На первом этапе в правление Константина Великого христианство получает равные права с другими религиями, затем наделяется преемниками Константина I определёнными привилегиями, и только в конце IV в. при Феодосии I Великом христианство становится государственной религией Византийской империи. Кроме того, в рамках данного диссертационного исследования впервые предпринята попытка выявить причины, по которым Юстиниан формулирует концепцию симфонии церковно-государственных отношений. В настоящей работе также приводятся доказательства того, что цезарепапизм, традиционно вменяемый в вину византийским императорам является не правилом, а исключением. Если императоры IV - начала VI вв. вмешивались в решение вопросов веры, исполняя функции pontifex maximus, которыми de jure являлись до 375 г., а de facto ощущали себя значительно дольше, то императоры постюстиниановской эпохи воспринимали церковь, как самостоятельный институт, и их идеалом в отношениях с нею стал принцип симфонии. Если же на практике они отходили от его соблюдения, то подвергались критике со стороны как духовенства, так и других слоёв населения. Наконец, в исследовании опровергается положение о том, что император в Византии являлся главой не только государства, но и церкви, и в этой связи оспаривается традиционное понимание так называемой «византийской теократии» и предлагаются новые критерии использования указанного термина. Поскольку большинство императорских законов относительно церкви вплоть до настоящего времени не переведены с латинского и греческого языков на русский, представленные в тексте работы некоторые их переводы позволяют говорить о вводе в научный оборот новых источников. Основные положения, выносимые на защиту 1. В теоретических воззрениях на проблему церковногосударственных отношений церковь, начавшая существовать, как независимый институт, проходит через этапы её над- и подгосударственности, вновь становясь самостоятельным институтом. 2. При Константине Великом согласно Миланскому эдикту 313 г. провозглашалась веротерпимость ко всем религиям, в том числе и к христианству, оно уравнивалось с другими религиями, получало некоторые привилегии, но de facto государственной и господствующей религией не стало; 3. Преемники Константина, за исключением Юлиана Отступника (361 - 363), вследствие христианизации большого числа населения империи продолжали возвеличивать христианство. Но они, как и Константин I, занимались вопросами веры лишь постольку, поскольку носили титул pontifex maximus, и считали себя обязанными в качестве верховного жреца контролировать духовную жизнь подданных; 4. Государственной религией христианство становится при императоре Феодосии Великом (379-395), который принимает закон, определявший, кто является истинным христианином, и наказывавший государственными санкциями отступников от «истинного» вероучения (еретиков) и язычников; 5. Единая религия способствовала сплочению империи и для сохранения её целостности правители V в. принимали антиеретические и антиязыческие законы, вводили новые привилегии для христианской церкви, и действовали они, в основном, исходя из интересов государства, не отделяя свою церковную политику от государственной, de facto оставаясь pontifex maximus. 6. Статус христианства как государственной религии подтверждается императором Львом I (457 - 474), который сопровождает свой приход к власти церковным обрядом венчания на царство, получая, во-первых, дополнительную легитимацию власти, поскольку большая часть населения империи являлась к тому времени христианами, во-вторых, право вмешиваться в решение религиозных вопросов, но уже не как pontifex maximus, а как лицо, получившее от Бога право заботиться о благополучии подданных; 7. Императоры IV - начала VI веков, вплотную столкнувшись с религиозными проблемами, предпринимали различные попытки их решения: от компромиссных соглашений до вооруженного вмешательства и репрессий. Все они осознавали, что религиозный мир приведет к политической стабильности в империи, и некоторые из них напрямую вмешивались в вопросы вероучения. Конечно, это можно рассматривать как проявление цезарепапизма, но в большей степени, у императоров присутствовало стремление добиться политической стабильности, устранив нестабильность религиозную. Думается, лозунг «религиозный мир ради политической стабильности» был девизом всех императоров на протяжении двух столетий от Константина Великого до Юстина I. Не проводя различия между духовной и материальной сферами жизни, императоры считали себя ответственными и за ту, и за другую; 8. Разграничение полномочий между церковной и светской властью на законодательном уровне произошло при Юстиниане Великом (527 - 565), который, преследуя цель восстановить единую Римскую империю, отделил фигуру императора от религиозных споров, разграничив полномочия царства и священства и провозгласив их взаимное сотрудничество (симфонию) в главном деле - сохранении благосостояния «Рима и римлян». 9. На протяжении VI - VII вв. византийским императорам пришлось столкнуться с внешнеполитическими проблемами, которые оказались тесно связаны с религиозными. От решения последних зависел исход первых. Преемникам Юстиниана I пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить в отношениях с церковью принцип симфонии. Впрочем, попытки ухода от него и навязывания кем-либо из императоров своей воли приводили к плачевным для них самих и для империи последствиям и пресекались, как правило, либо константинопольским патриархом, реально ставшим вторым лицом в стране, либо обладавшим сильным влиянием римским папой, либо самим населением; 10. Самое серьёзное нарушении концепции симфонии властей допустили в VIII - начале IX вв. императоры-иконоборцы, вмешивавшись в вероучительную деятельность церкви, пытаясь поставить её под контроль государства, но в полном объёме их попытки не увенчались успехом. Цезарепапизм даже в период иконоборчества выразился лишь в отдельных проявлениях, но не стал господствующей концепцией государственноцерковных отношений в Византии, а церковь осталась самостоятельным организмом, не подчиняющимся воле императоров. 11. Законодательные своды IX - начала Х веков окончательно утвердили в церковно-государственных отношениях Византии на теоретическом уровне концепцию симфонии властей, которая просуществовала до падения империи и была заимствована другими государствами вместе с православной религией. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что оно представляет собою комплексное исследование проблемы церковногосударственных отношений с возникновения теорий этих отношений до определения их типов на практике. На примере Византии показано создание и реализация концепции симфонии церковной и светской власти, а также особенности так называемой «византийской теократии». С учётом современных реалий историко-правовой опыт Византии может быть использован в законотворческой деятельности при определении подходящей модели взаимоотношений государства и церкви в настоящее время в России. Основные выводы диссертации и материал, собранный в ней, могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин историко-правового и государственно-правового цикла, а также являются вкладом в научные исследования по истории Византии, истории византийского права, при изучении церковного права. Апробация результатов исследования Настоящая диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Уральской государственной юридической академии. Основные положения работы отражены в публикациях автора и излагались в докладах и сообщениях на различных конференциях, а именно: научной конференции, посвящённой 2000-летию христианства «История церкви: изучение и преподавание» (Екатеринбург, 22 - 25 ноября 1999 г.), научно-богословской конференции «Династия Романовых в истории и культуре России» (Екатеринбург, 19 - 21 июля 2000 г.), международной конференции «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений» (Самара, 14 - 15 мая 2001 г.), историко-правовых чтениях «Государственно-правовые идеи, институты и учреждения России в XIX - начале ХХ вв.» (Саратов, 17 февраля 2003 г.), Уральских историкоюридических чтениях (всероссийской научной конференции) «Формы государства: исторические измерения и оценки» (Екатеринбург, 16 - 18 апреля 2004 г.), международной конференции «История парламентаризма. К столетию Государственной Думы России» (Самара, 19 - 20 мая 2006 г.). Материалы исследования использовались автором при чтении курса лекций и проведении семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран, по истории политических и правовых учений, по истории отечественного государства и права, руководстве студенческими научными докладами в Уральской государственной юридической академии. Структура исследования связана, во-первых, с комплексным подходом к изучению церковно-государственных отношений, как с теоретической, так и с практической позиций, во-вторых, с основными этапами эволюции взаимоотношений церкви и государства в Византии в IV - начале Х веках. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.