<<
>>

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Для верного понимания воззрений Ф.И.Тютчева необходимо многократное возвращение к работе с документами того времени. Одно остается ясным: Ф.И.Тютчев — величайший деятель XIX столетия.
Значительны расхождения исследователей в их понимании и оценке общественно-политических взглядов поэта. Трудность изучения этих взглядов не только в недостаточном количестве имеющихся источников, но и в особой сложности изучаемой темы. «В своеобразном, неповторимом внутреннем мире поэта рациональное мироощущение зачастую зависит от эмоционального, логика умозаключений определяется порой образным строем мышления, художественное воображение и творческая фантазия оказывают прямое воздействие на движение и оформление мысли. Вот почему выяснить и сформулировать политические взгляды Тютчева можно лишь с известной приблизительностью.»1.

В начале 1820-х, будучи студентом словесного отделения Московского университета, Тютчев входил в круг молодежи, отличавшейся философско-романтическими интересами. Широко известен кружок Раича, собиравшийся с 1819 года, очень близкий по своим романтико-философским интересам московскому «Обществу любомудрия». В него входили Тютчев, Одоевский, Погодин, А. Муравьев, Максимович, Шевы- рев, Путята, Кошелев, Ознобишин, В. Титов и др. С. Раич сыграл немалую роль в собирании сил любомудров. История тайного «Общества любомудрия» изучена слабо в силу недостаточного количества и отрывочности источников. Тайное общество играло роль руководящего центра. Сам термин «любомудрие» был выбран сознательно для подчеркивания своего отличия от французской просветительской философии.

В кружке шли споры, в которых задавался вопрос о том, к чему предназначена Россия, какова ее судьба. Религия рассматривалась как путь к единству нации, как духовный оплот против буржуазных порядков. Одоевский явился первым в России философским предшественником славянофильства.

Именно он первый высказал мысль о том, что XIX век принадлежит России и культура Запада себя исчерпала. Основные идеи славянофильства выражены в сороковых годах А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским.

На рубеже 1830— 1840-х годов несколько выдающихся любомудров стали основоположниками славянофильства. Впервые самостоятельная русская мысль пробудилась именно в лагере славянофилов.

Россия, на взгляд славянофилов, непременно придет к тупику, если пойдет путем слепого заимствования западных образцов, этот путь ведет к бездуховности и нравственному обнищанию. Россия должна отказаться от уродливого копирования Запада, пренебрежительного отношения к собственному народу, она должна искать свои самобытные пути в будущее, на которых ее ждут великие свершения.

Тютчев принял участие в разработке исторической доктрины славянофильства своими брошюрами «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1849), статьей «Папство и римский вопрос» (1850). Свои славянофильские взгляды он выразил в ряде стихотворений.

Мощное общественное и интеллектуальное движение славянофилов, раскрывая тупиковый бездуховный характер западной цивилизации, сильно пошатнуло низкопоклонство перед Западом. Особенность русской философии рубежа XIX—ХХ веков заключалась в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций.

1 Твардовская В.А. Тютчев в общественной борьбе пореформенной России // Литературное наследство. Ф.И. Тютчев. — Кн. 1. — С. 132.

И.К. Сафарянц (Ставропольский ГУ)

Научный руководитель — к.ф.н., доц. О.И. Лепилкина

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО:

  1. При отсутствии других наследников по закону эти иждивенцы наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди (п. 2,3 ст. 1148
  2. Наследовать могли супруги, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года
  3. Родители сохраняли за собой право видеться с детьми, а также могли наследовать имущество детей и получать материальную помощь
  4. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  5. ВЕРБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ АВТОРОВ-ЖЕНЩИН
  6. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
  7. Поэтический мир Тютчева
  8.   «РУССКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ». ОТ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА К РЕЛИГИОЗНОМУ РЕФОРМАТОРСТВУ 
  9.   СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 
  10.   ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  11.   ПОЭЗИЯ А. С. ХОМЯКОВА 
  12.   ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ТЮТЧЕВА 
  13. Тайна Тютчева
  14. Н. Ф. ФЕДОРОВ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ