<<
>>

РАДИОКОМПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ НА ИНОВЕЩАНИИ

В условиях перехода отечественной экономики от планового хозяйства к рынку — перехода, обозначившего перемены во всех сферах жизни и политики, — кардинальным образом меняется и концепция международного радиовещания.
Для радио стал характерен безоговорочный отказ от идеологических, политических и пропагандистских стереотипов времен «холодной войны», от практики и методов радиовойны, идеологических штампов, психологического давления. Иновещание сделало значительный шаг к деидеологизации программ, к переосмыслению своих целей и за-

дач. Одна из важнейших функций международного отечественного радио — объективная и всесторонняя информация о важнейших событиях политической, социальной и культурной жизни страны, анализ происходящих в ней сложных событий и противоречивых процессов, отражение разнообразия взглядов, точек зрения, различных политических платформ, создание в программах реального и многостороннего образа современной России.

Фактически с момента создания Иновещания в нашей стране, самым популярным жанром стала радиокомпозиция, которая включала в себя разнофактурные компоненты: литературный материал, музыку и звуковые документы, объединяемые темой, автором или ведущим. Такое соединение выразительных средств в одном жанре позволяло сделать программы наиболее интересными, насыщенными и «правдивыми» (чему способствовали документальные записи).

Истоком радиокомпозиции как жанра, стала эстрада. Выдающийся актер В. Яхонтов в 20-х годах ХХ века исполнял свои собственные композиции на сцене. Он сам называл себя «публицистом на советской эстраде», сочетая чтение политических и поэтических текстов. Актер точно уловил веяние времени, ритм новой эпохи. Толчком к таким композициям стали стихи В. Маяковского, вбиравшие в себя масштаб, ритмы, новую стилистику и новое отношение к слушателям. Стихи поэта-трибуна, насыщенные публицистикой, ораторскими приемами, прекрасно звучали на эстраде не только в исполнении автора, но и актеров.

Радио сыграло важную роль в популяризации российской культуры.

Например, в юбилейной передаче ко дню рождения А.П. Чехова на французском языке выступала актриса Художественного театра О.Л. Книппер-Чехова, в передачах для зарубежной аудитории принимали участие великий русский композитор С.С. Прокофьев, артист Большого театра Марк Рейзен, известный шекспировед М.М. Морозов и другие мастера искусств и ученые1. Вещание на зарубежные страны пробовало свои силы в различных видах художественных передач, в частности в радиокомпозиции и радиотеатре: в 1939 году редакция вещания на Германию осуществила радиопостановку «Снегурочки» по пьесе А.Н. Островского2.

В советские годы радиокомпозиция была самым популярным жанром во всех редакциях иновещания, в том числе и в испанской. Ежегодно создавались сотни радиокомпозиций по литературным произведениям российских и зарубежных классиков. Было обязательным к юбилею того или иного автора создать цикл радиокомпозиций. Существовало порядка десяти еженедельных программ в жанре радиокомпозиции. В их число входили такие, как «Литературная мозаика», «Слушай, Чили», «Москва и москвичи», «Открытая линия», «Встречи с музыкой», «В мире культуры» и т.д. Некоторые из них до сих пор выходят в эфир3.

Все передачи на «Голосе России» делятся на две категории: централизованные (которые централизованно раздает служба информации и которые идут без изменений на всех языках) и редакционные (которые создаются непосредственно в редакции (причем в разных редакциях могут быть различные по тематике программы или рубрики). Именно среди редакционных программ самый часто встречающийся жанр — радиокомпозиция, позволяющая наиболее полно и интересно раскрыть тему программы. Централизованные материалы всегда написаны в информационных и анали-тических жанрах, в зависимости от программы («Новости» (информационный) или «Сегодня в мире» (аналитический), а редакционные программы — чаще всего в документально-художественных жанрах.

В сетке вещания испанской редакции «Голоса России» 35% программ — редакционные, 65% — централизованные; доля радиокомпозиций — 58%.

Как видим, радиокомпозиция — наиболее популярный документально-художественный жанр в испанской редакции «Голоса России». Это обусловлено тем, что радиокомпозиция сочетает в себе большинство документально-художественных жанров, таких, как радиоочерк, радиофельетон и радиорассказ, что позволяет наиболее ярко, интересно и глубоко раскрыть тему программы, использовать все выразительные средства радио: шумы, музыку, голоса, архивные записи.

Радиожурналистика: Учебник под ред. А.А. Шереля. — 2-е изд. — М., 2002. — С. 423—424.

Там же. - С. 424.

Из архива испанской редакции РГРК «Голос России».

Я.В. Усольцева (Кубанский ГУ)

Научный руководитель — д.ф.н., проф. Е.Г. Сомова

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме РАДИОКОМПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ НА ИНОВЕЩАНИИ:

  1. РАДИОКОМПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ НА ИНОВЕЩАНИИ