Основоположение самотождественного различия.
Чистое музыкальное бытие есть
распыление и размыв, меонизация, того или
другого эйдос а на бесконечно малые величины (в
смысле математического анализа) и
воссоединение их в сплошное и неразличимое множество.
Таково первое - чисто идеальное и совершенно антипсихологистическое и антиметафизическое - основоположение гилетической конструкции предмета. Можно эту диалектику "сверху" заменить усмотрением известных особенностей музыкального бытия "снизу", отметая самую диалектику и при помощи отвлеченной мысли формулируя возникающий натуралистический аналогон пространственной раздельности. Тогда это первое наше основоположение примет другой.вид, и, пожалуй, для натуралистического сознания эта формулировка будет более понятной. Мы видим, что все вещи отличны одна от другой и разделены сами в себе. Не будь этого, не было бы и самих вещей, и мы ничего ни о чем не могли бы сказать. Но вот есть, оказывается, некое бытие, которое представляет собою как раз иное тождества и иное различия, т.е. которое не есть, в своем содержании, ни тождество, ни различие. Как же мы тогда должны представлять себе ту пространственно-временную координированную раздельность, которая в качестве факта несет на себе этот смысл алогической инаковости? Естественно, что она сольется в сплошное целое, где потонет всякая внеположность. Отсюда такая, уже не "сверху", а "снизу", формулировка первого основоположения гилетического и, стало быть, музыкального бытия. Чистое музыкальное бытие есть всеобщая и нераздельная слитостъ и взаимопроникнутость внеположных частей. Это можно назвать основоположением музыкального
пространства, подобно тому как выше, имея в виду диалектику "сверху", мы назвали его основоположением самотождест- венного
развития.
b) Далее, эйдос есть 3) покой. Гилетическая параллель к этому, очевидно, есть известная особенность музыки вечно стремиться, быть в "движении", во времени (понимая все эти термины в идеальном смысле). Эйдос есть 4) движение. Гилетическая параллель к этому есть интегральное воссоединение всех распылившихся бесконечно малых определений в одну "покоящуюся" непрерывность. По аналогии с предыдущим основоположением, получаем наше второе основоположение гилетической конструкции музыкального предмета.