<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фортепианное искусство, так же как и другие вицы искусства, на любых этапах своего становления и развития связано о соци- ально-иоторичеокими условиями и подвержено их влиянию. Основной ход - это ход на пути к цивилизации, несмотря на сопротивление реакционных оил, пытающихоя противодействовать прогрессу.

И куль тура Китая не раз на себе это испытала. Китайский народ создал овою оригинальную систему взглядов на природу и человечеокое общество, на историю развития культуры. Китайокое фортепианное искусство развивается в руоле этой системы и по-своему отражает историю Китая, связанную о огромными социально-политическими изменениями, начиная с опиумной войны (1840) и до нынешнего периода "реформ и открытооти внешних связей". В борьбе за новую культуру появились лидеры и выросло целое поколение музыкантов, ставших видными профессионалами. Многие из них принимали активное участие в демократических процессах, привед­ших к образованию Китайокой Народной Реопублики. Ряд таких деятелей, в их числе Щао Кмей, стимулировали развитие китайс­кого фортепианного иокуоства на его ранних этапах. Следующее поколение, выросшее в новодемократичеокой борьбе, воспитан­ное старшими коллегами, в свою очередь внесло немалый вклад в цело процветания китайского фортепианного исполнительства и педагогики в 1950-60 годы. Но вот наступил период "культурной революции", нанесший непоправимый ущерб молодому китайокому фортепианному искусству. В конце концов справедливость была восстановлена, оуд иотории состоялся.

В настоящее время политика реформ и расширения внешних овязей, поддержанная всем китайским народом, принесла новое и

положительное в различные сферы деятельности, в том числе и

в фортепианное искусство. На культурной ниве наступила весна.

Духовным стержнем пианизма оотаются конфуцианотзо и дао- оизм, не исключающие продолжающиеся плодотворные процессы со­четания национальной и зарубежных музыкальных культур.

Техно­логической спецификой в игре пианистов остается особое внима­ние к статической технике, В Китае ценится внешняя сдержанность, "интравертный” стиль фортепианной игры, что также связано с конруцианством, утверждавшим, что человечеокое чувотво не должно олишком явно проявлять себя внешними физическими действиями. Иоходя из овоих художественных воззрений, китайские пианисты предпочитают сочинения в стиле "Вэн” (покой), в основе испол­нения лежит восприятие музыки "Чин Дань Гао Юань", включающее помимо простоты и скромности, благородство и широту.

У китэйокой фортепианной музыки нет такой богатой истории, как у европейской. В понятие "китайское фортепианное творчест­во" мы включаем более 600 фортепианных сочинений, опубликованных в период с 1915 по 1992 год, причем до 1949 года было опублико­вано всего 19 сочинений, но уже с 1949 по 1966 год- более 235, а в 1967-1992 годы - более 285-ти. Иополняетоя же на эстраде всего около 100. Специфической чертой китайских фортепианных сочинений является их программность, близость к природе, овязь с китайским языком. Согласно традиции китайской народной музы­ки, где нет произведений продолжительностью более 15-ти минут, в китайском фортепианном творчестве тоже преобладают лаконич­ные формы, и для концертной практики характерно исполнение отдельных частей оюит, которые уже полюбились публике и хорошо ей знакомы (например, "Танец водоросли" или "Танец

кораллов" из "Сюиты Юй Мейжэн", "Щум волны" из "Раз?лпдлений над картинами Хигашияма Кайи"), небольших лиричеоких пьео, которые публика особенно охотно слушает и принимает. Пьеоы "Малая флейта пастушка" Хэ Лутина,"Удар грома в сухую погоду"

Чэн Пейсюна, "Вышитый портрет" Ван Цзианчжона, "Танец утрен­него ветра" Дин Шанцэ , "Лан Хуахуа" Ван Лисана, "Кошкерский танец" Ши Фу, "Фестивальная ночь с факелами" Ляо Шэнцзина,

"Три вариации Янгуан" Ли Инхая по популярности у

китайской публики можно сравнить с "Временами года" Чайковс­кого и "Лирическими пьесами" Грига, пользующимися любовью во всём мире. Легко воспринимаются аудиторией и переложения тра­диционной инструментальной и вокальной музыки: "Луна, отражен­ная в реке Эрцуаня" Чжу Ванхуа, "Китайская флейта и барабан в сумерках" Ли Инхая, "Три вариации на тему Мей Хуа" Ван Цзиан- чжона, "Осенняя луна над тихим озером" Чэн Пейсюна, "Синцзянс- кое каприччио" Чжу Ванхуа.

Среди произведений крупной формы типичными и наиболее популярными можно считать концерты для фортепиано о оркестром "Хуан Хэ" , "Лян Шанпо и Чжу ИнтаЙ", близкие европейской романтической традиции, но по форме и характеру самой музыки глубоко национальные. Непременным условием их интерпретации является знание классических и народных об­разцов музыки для китайских традиционных инструментов, народных песен и театрального искусства разных провинций (в частности, северной Цзин Си и южной ЮеЦюй). Воплощение отоль многооб­разных истоков, их образная специфика требуют от пианиста оообой тонкости эмоций и интуиции.

Всё более заметное влияние оказывает на китайских музыкантов и новая европейская музыка, место которой в китайском фортепианном репертуаре заметно возрастает.

Подводя общий итог истории фортепианного искуоства, можно конотатировать, что на протяжении более чем 100-летнего периода развития, на фоне различной обстановки и различного уровня производственных, экономических и социальных возможностей госу­дарства фортепианное искусство достигло значительных высот. Китайская нация располагает талантливыми людьми, которые получив соответствующее образование, имеют все возможности ярко заявлять о себе в облаоти фортепианного искусства на международной арене. Перспективы благотворны. Основанием для оптимизма является то, что со времени начала новой политики реформ композиторы, ис­полнители, педагоги живут и работают в спокойной обстановке, позволяющей сосредоточиться на своей творческой сфере. Материаль­ные условия жизни улучшились: строятся жилые дома, концертные залы, учебно-материальная база расширилась и обогатилась, стало больше музыкальных, в том чиоле, клавишных инструментов, книг, нот, пластинок, аудио- и видеозаписей. Композиторы не овязаны теперь жесткой установкой - "китайские народные песни являютоя базой для выражения истинной гармонии", располагают большей самостоятельностью, расширилось поле их творческой деятельности.

С начала 90-х годов культурные организации, содействующие популяризации музыки, активизировали свою деятельность в стране, что дает возможности расширить слушательскую аудиторию и приобщить к фортепианному искусству новых любителей музыки.

Музыкальные учебные заведения страны имеют немалый опыт и уже сложившиеся хорошие традиции всестороннего обучения фортепианному искусству. Педагоги добиваются от учащихся гар­моничного овладения как содержанием музыки, так и техни­ческими приемами и средствами музыкальной выразительности.

На фортепианных факультетах разворачивается научно-исследова­тельская работа в облаоти методики фортепианного обучения. Китайские пианисты широко представлены на разных конкурсах как в качеотве членов жюри, так и в качестве участников: кон­курсы имени Ф.Шопена, М.Лонг и Е.Тибо, В.Клайберна, Артура Рубинштейна, П.Чайковокого. В Китае также проводятся конкурсы фортепианного исполнительства и китайокого фортепианного компо­зиторского творчества.

Почти два века назад Наполеон оказал,что Китай - это спящий гигант и "Когда Китай проонетоя, он потрясет мир!"^

При успешной реализации политики хозяйственных реформ и курса внешней открытости обстановка в Китае безусловно будет благоприятствовать дальнейшему развитию культуры и, в частно­сти, расцвету фортепианного искусства, которое еще не раз та­лантливо заявит о себе в мировой музыкальной жизни.

I Ю.Савенков и В.Гельбрео. В Китае черное может быть и белым. - газ. "Известия", Jp 166 от 2 оентября 1993 г.

<< | >>
Источник: ВЯНЬ МЭН. ОЧЕРКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург - 1994. 1994

Скачать оригинал источника

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 3.1. Утверждение прокурором обвинительного заключения как процессуальное решение о доказанности обвинения
  2. 3.3. Выявление и устранение прокурором ошибок в определении пределов доказывания при утверждении обвинительного заключения
  3. 3.1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений
  4. 4.1. Умозаключение как форма мышления.
  5. § 3. Умозаключение по аналогии. Место аналогии в судебном Исследовании
  6. 447. Как соотносятся понятия "заключение договора банковского счета" и "открытие банковского счета"?
  7. Брак: понятие, условия и порядок его заключения; препятствия к заключению брака; прекращение брака. Недействительность брака
  8. 2.1. Брак, его требования и заключение
  9. От тюремного заключения арест отличался тем, что он мог отбываться в домах трудолюбия, и даже заменен общественными работами.
  10. Глава третья УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ (DER SCHLUSS DER REFLEXION)
  12. а) Умозаключение общности (Der Schlufi der Allheit)
  13. b) Индуктивное умозаключение (Der Schiup der Induktion)