<<
>>

1-3. Язык как общественный институт

О языке часто говорят как о некоторой способности человека. Мы сами использовали выше этот термин, не уточняя, впрочем, его значения. Вполне возможно, что природа взаимоотношений человека и его языка слишком своеобразна, чтобы этот последний мог получить доста­точно четкое определение через некоторую совокупность известных функций.

Совершенно недопустимо утвержде­ние, что язык человека возник в результате естественных отправлений какого-либо органа, подобно тому как ды­хание или ходьба представляют собой, так сказать, есте­ственные отправления легких или ног. Правда, часто го­ворят об органах речи, но, как правило, добавляют, что основная их функция совершенно иная: через рот вво­дится пища, через полость носа осуществляется дыхание и т. д. Извилины мозга, в которых пытались усмотреть местонахождение речевых центров, поскольку их повреж­дения часто были связаны с афазией, возможно, имеют прямое отношение к существованию языка. Но ничто не доказывает, что именно это является их основной и наи­более существенной функцией.

В силу всех этих причин возникла тенденция рассмат­ривать язык в качестве одного из общественных инсти­тутов, и эта точка зрения действительно обладает несом­ненными преимуществами: общественные институты по­рождены условиями жизни общества, в значительной степени это относится и к языку, возникшему главным образом из потребностей общения. Общественные инсти­туты обладают самыми разнообразными свойствами; они могут получать очень большое распространение и даже, подобно языку, становиться универсальными, но вместе с тем они не идентичны в разных человеческих коллекти­вах. Так, семья, видимо, является одной из характерных форм человеческой общности, но конкретные формы ее существования различны. То же можно сказать и о язы­ке, идентичном в отношении своих функций, но находя­щем настолько различные проявления в разных чело­веческих коллективах, что его функционирование оказывается возможным лишь в пределах данной языко­вой общности. Возникшие под влиянием условий общест­венной жизни институты, не являясь изначальными, не являются и неизменными; они подвержены изменениям, которые могут объясняться разными потребностями, равно как и существованием других человеческих коллективов. Далее мы увидим, что все это имеет место при различных проявлениях языка человека, представляющих собой от­дельные конкретные языки.

<< | >>
Источник: В. А. ЗВЕГИНЦЕВ. НОВОЕ В ЛИНГВИСТИКЕ. Выпуск III. ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва - 1963. 1963

Еще по теме 1-3. Язык как общественный институт:

  1. Институты как формообразующие элементы социального порядка
  2. содержание и выражение институциональных понятий В русском языке
  3. (на материале русского, немецкого, английского И французского языков)
  4. ИНСТИТУТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: МЕЖДУ «ТЕНЬЮ» И «СВЕТОМ»
  5. ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРОБЛЕМА «ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА»
  6. Язык и общество
  7. Русский язык в странах Азии
  8. 2.1 ДИХОТОМИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ФОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ГЕНЕЗИС ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
  9. 2.3 ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕГОРОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ
  10. 2.1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
  11. 2.3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
  12. ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА *
  13. Лекция 3. Язык как историческая категория
  14. Язык и общество
  15. § 10. ЯЗЫК и ОБЩЕСТВО
  16. § 1. Общественно-политическая жизнь
  17. 1-3. Язык как общественный институт
  18. 1-4. Языковые функции
  19. Глава 10 ЯЗЫК ГАЗЕТЫ В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  20. Глава 13 АРГУМЕНТАЦИЯ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЯХ ЯЗЫКА