ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§ 1. Феномен языка

Язык – одна из мировых загадок. Происхождение языка (а также непосредственно связанного с ним сознания) включено англо-американским «Science» (Наука»), одним из самых авторитетных научных журналов мира, в список 125 неразрешенных научных проблем.

Язык – сложнейшая, многоэлементная система с огромным количеством правил их употребления. Может быть, только мозг с его миллиардами нейронов и сотнями тысяч миллиардов синаптических связей между ними[1] можно уподобить языку. Профессор Сузан Гринфилд риторически спрашивает: «…Как масса ткани с консистенцией сырого яйца способна отвечать за наш «разум», наши мысли, личность, память, чувства и даже за само сознание?» Загадок мозга и языка очень много.

Например, непонятно, как люди обучаются родному языку. Овладевая языком, человек вынужден запоминать сотни тысяч правил и языковых параметров. Тем не менее любой нормальный ребенок к трем-пяти годам становится носителем родного языка. Данное обстоятельство называют лингвистическим взрывом и чудом, а ребенка – лингвистическим гением. Ни один профессор лингвистики или чрезвычайно одаренный полиглот не способны повторить то, чего непринужденно достигают дети всех народов.

Язык – самоорганизующаяся система, в некотором смысле автономная от своего носителя. Он является инструментом, самонастраивающимся на реальность. Он сам выбирает стратегии своего использования, о чем человек чаще всего даже не отдает себе отчет. Язык сам, без участия сознания, просчитывает допустимые формальные компоненты. Особенно хорошо это ывидно на фонетическом уровне. В праславянском действовал закон открытого слога, которому подчинялись все слова. В немецком языке при теоретически возможных 179 словах с началом «согласный + гласный» существует лишь 57 таких слов (31,8 %). В японском языке в начале слова недопустимо стечение согласных, а в конце слова, кроме гласного, встречается только носовой согласный. В сaлишских языках (индейские языки на Тихоокеанском побережье США и Канады) невозможно гласное начало корня.

Американский лингвист Ч. Хоккет с удивлением отмечает: «В целом же они (языковые обобщения – С.П.) указывают на нечто загадочное. Несмотря на большое разнообразие, фонологические системы мира имеют больше общего, чем это строго «необходимо». Иначе говоря, степень существующего между ними сходства оказывается более высокой, чем это требуется лишь определяющими признаками языка и известными культурными и биологическим особенностями человеческого рода»[2].

Самое неожиданное то, что помимо регуляции своей формальной стороны, язык имеет и собственную логику, иногда понятную, иногда очень трудно уловимую. Например, в норме жидкости пьют, а еду едят: пить воду, молоко, чай; есть хлеб, овощи, сыр. Кефир – пить, простоквашу – есть и пить, сметану – есть. Вещества с более густой, чем у простокваши, консистенцией, едят. Почему же тогда говорят есть суп? Потому что суп осмысляется как еда, а не напиток. Он наливается в тарелку, а не в стакан. Ср. Выпить бульон, если он в стакане, съесть бульон – если он в тарелке.

Язык скрыт от непосредственного наблюдения. Воспринимаем мы его внешнюю сторону – речь. Сам язык – это определенное количество особым образом организованных элементов и правил их построения в связное высказывание. Задача лингвиста – по готовому продукту (речи) восстановить рецепт (язык).

Язык – фундаментальный уровень культуры и специфичный признак человеческой природы. Список отличий человека и животных неуклонно сокращается. Сейчас едва ли не единственным признаком, отличающим человека от остального животного мира, признается язык. Таким образом, лингвистика занимается самым важным атрибутом человеческой цивилизации, изучение которого спосбно пролить свет на загадку человека и Вселенной.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Лекции по теории языкознания. 0000

Еще по теме § 1. Феномен языка:

  1. Глава IIIМЕНТАЛИТЕТ И ЯЗЫК
  2. 2.2. Теоретические предпосылки культуры речи как лингвистической дисциплины. Мышление, язык, речь
  3. ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ 
  4. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
  5.   [ I] Критика как имплицитная феноменология  
  6. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
  7. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ - МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА
  8. ДЕСКРИПЦИЯ И МЕТОД. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ИЗДАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИДЕИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. ЧАСТЬ I: ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ
  10. Глава 12 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СФЕРЫ БЕЗЛИЧНОСТИ В ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
  11. Основной источник динамического моделирования языка как системы и языковой картины мира: традиции изучения
  12. ВОПРОС О ВАРИАНТНОСТИ НОРМ в связи С ПОНИМАНИЕМ ЯЗЫКА КАК СИСТЕМЫ СИСТЕМ
  13. Язык и мышление
  14. § 1. Феномен языка
  15. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  16. 3.6.3 Переводимость осмысленных высказываний на физикалистский язык
  17. Знание как сознательный феномен Катречко С.Л.
  18. §2. Психолингвистическая дифференциация языка и речи.