Право и иные социальные нормы
1. Право и обычаи. В центре внимания здесь правила поведения, сложившиеся исторически, закрепляющие элементы социального опыта. Обычаи занимают особое положение в системе социальных норм.
Они представляют собой правила поведения, сложившиеся в сознании людей стихийно естественным путем и в результате многократного применения в повседневной действительности. Обычаи - стереотипизированная форма деятельности, соблюдаются в силу привычки, прежде всего, потому, что органически связаны с образцами конкретного поведения, практической деятельности людей. Они передаются из поколения в поколение в устной форме, отличаются высокой детализированностью предписаний, подробным описанием самого поведения (организация свадьбы и т.п.).К признакам обычаев как разновидностей социальных норм можно отнести следующие:
- обычаи - это правила поведения, которые складываются стихийно в процессе повседневной жизнедеятельности людей;
- они складываются на уровне психологического восприятия целесообразных вариантов поведения. Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, достигшим преклонного возраста.
- обычаи не нуждаются в особых механизмах обеспечения, поскольку представляют собой усвоенную и признанную норму поведения людей;
- потенциально эти социальные регуляторы обеспечиваются силой общественного мнения;
Взаимодействие права и обычаев, по сути, означает отношение юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое отношение зависит от их содержания. Одни обычаи могут поддерживаться, санкционироваться государством, обретать характер правовых (правовые обычаи). Реализацию других необходимо предупреждать и пресекать посредством использования специальных правовых средств. Третью группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Примечательно, что таких обычаев большинство и связаны они в основном с межличностными отношениями (свадьба, день рождения, успешная защита диссертации и т.д.).
Соблюдаются соответствующие обычаи или нет, - для права безразлично. Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет. Значит, есть обычаи, которые не предусмотрены правом и правовые обычаи. Имеется в виду то, что отдельные обычаи получают «фиксацию», закрепление в праве, называются правовыми.Правовой обычай - специфическая форма, в которой выражается правило поведения, созданное самим обществом, вошедшее в привычку людей, и которому государство придало значение общеобязательной нормы. Заметим, ГК РФ признал возможным применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (Ст. 5 и 6 ГК РФ).
2. Право и нормы общественных объединений (корпоративные нормы)
Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы. Особенности корпоративных норм: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. По ряду признаков корпоративные нормы сопоставимы с юридическими: текстуально закреплены в официальных документах, принимаемых по определенной процедуре. Вместе с тем корпоративным нормам не свойствен такой признак права, как общеобязательность в масштабе страны или региона, поскольку их действие распространяется только на членов определенного объединения. К тому же, корпоративные нормы не обеспечиваются средствами государственного принудительного воздействия.
Влияние права на корпоративные нормы проявляется в нескольких аспектах.
Прежде всего, законодательство Российской Федерации создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами, параметры правомерной активности. Назовем в этой связи Конституцию РФ и федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996), «О некоммерческих организациях» (1996), «О политических партиях» (2001) и др.К тому же, общественные объединения обязаны представлять свои уставы, программные документы в органы Министерства юстиции РФ и после регистрации признаются юридическими лицами.
Корпоративные нормы также могут оказывать определенное содействие государственным структурам в регулировании определенных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначения своих представителей в избирательные комиссии. Следовательно, некоторые общественные объединения выступают как участники государственно-правовых отношений, взаимодействуют с государственными органами в политикоправовой сфере.
3. Право и религиозные нормы
Религия (от лат. religio) - набожность, святыня, предмет культа - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога.
На ранней стадии человеческой истории религия означала форму практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил, стремление снизить степень такой зависимости (жертвоприношения и др.).
В более поздний исторический период формируются мировые, или наднациональные религии: буддизм, христианство и ислам. Их особенность в объединении людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.
На основе религиозных представлений формируются религиозные нормы - правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих.
Эти нормы содержатся в таких священных книгах, как Библия (Ветхий и Новый Завет), Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др., а также в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших служителей церкви, в комментариях религиозных книг.Религиозные нормы регулируют отношения верующих к Богу, друг другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных объединений и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания в период поста).
Религиозные нормы с внешней стороны имеют определенное сходство с юридическими нормами. И те, и другие формализованы, содержательно определены, документально зафиксированы в письменных источниках. Религиозные нормы, также как и нормы права, могут предусматривать дозволения, исполнение обязанности, определенные запреты. Правовые и религиозные нормы нередко совпадают по морально-нравственному содержанию («не убий», «не укради» и др.). С этой точки зрения религиозные нормы обладают позитивным потенциалом, могут рассматриваться как своеобразный инструмент, способствующий поддержанию нравственного и правового порядка в обществе.
Существенно и то, что Российское государство посредством правовой формы определяет свои отношения с религиозными организациями, их правовой статус.
В Конституции РФ утверждается: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от церкви и равны перед законом» (ст. 14).
Соответственно данному конституционному положению, религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей определенной конфессии.
Уместно отметить, что отправные нормы, регулирующие деятельность всех видов религий в России (христианство, ислам, иудаизм, буддизм), содержатся в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».
Между правом и экстремистскими религиозными направлениями могут существовать принципиальные различия, конфликтность. Государство не должно быть безучастным к таким проявлениям «свободы совести», как оккультные религии, тоталитарные секты, подавляющие и зомбирующие личность, превращающие ее в слепого исполнителя воли определенных фанатических сил. В этом контексте отметим: ст. 239 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
В целом можно сказать: в связи с отделением церкви от государства религиозные нормы не связаны с нормами права. Вместе с тем в отдельных, названных выше аспектах, они могут взаимодействовать.