<<
>>

Развитие философских воззрений на природу ощущений

Представления о природе ощущений имеют длительную историю. С позиций философии субъективного идеализма, психические процессы являются первичным свойством человеческого духа, способность разумного мышления не зависит от притока информации.
Философы-идеалисты отвергали положение о том, что ощущения связывают человека с внешним миром, и доказывали обратное положение, что ощущения являются непреодолимой стеной между ним и внешним миром.

Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах). На его основе психологи Мюллер и Г.Гельмгольц сформулировали теорию «специфической энергии органов чувств». Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы подучить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Из этих положений делался вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них. Поэтому человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Легко видеть, что эта теория приводила к утверждению: человек не может воспринимать объективный мир и единственной

реальностью являются субъективные процессы, отражающие субъективное восприятие мира.

Эти выводы были положены в основу теории солипсизма, сводившейся к тому, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств о существовании кроме него самого чего-то иного.

Теория субъективного идеализма противоположна материалистическим представлениям о возможности объективного отражения внешнего мира. В процессе эволюции сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), объективно отражающие различные виды материи (или энергии). Тот факт, что при воздействии на глаз или ухо неадекватных этим органам раздражителей возникает «специфическое» (зрительное или слуховое) ощущение, говорит лишь о высокой специализированности этих воспринимающих приборов и неспособности отражать те воздействия, на приеме которых они не специализированы.

<< | >>
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2002

Еще по теме Развитие философских воззрений на природу ощущений:

- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -