§4. Необходимость для объяснения математического мышления введения в рассмотрение бессознательного мыслительного процесса.
Отчего в то время, как одному уму почти сразу является прямое решение, другой должен долго блуждать, прежде, чем придет к желанной цели? В чем состоит волшебное свойство тех людей, которые, как говорит Кант3, "как бы с волшебным жезлом в руках умеют отыскивать сокровища позиа- ния, хотя бы они никогда этому не учились.
И этому они не могут научить и других, но только могут идти впереди них: это уже дар природы".Мы думаем, что на этот вопрос рефлексия нам вполне не может ответить. Поскольку мы анализируем сознательную мысль, мы в ней находим только большее или меньшее число гипотез и их вполне сознательных проверок. В сильном и быстром уме эти гипотезы создаются и гибнут с большой быстротой. Едва успевает такая гипотеза родиться, как ум наносит ей смертельный удар. Откуда появляются эти враги, борьба которых проектируется на экране сознания? Если мы вспомним, что многие психические явления находят свою разгадку в бессознательной психической де-ятельности, что наш ум способен, как крот под землей, производить не менее кропотливую и сложную работу в потемках подсознания, чем при свете сознания, то мы будем в состоянии дать следующее указание, где искать разгадку.
До того, как в работающую сознательную мысль приходит какое-либо предположение, в бессознательной мысли, всегда работающей параллельно сознанию, гибнет масса других предположений, только наиболее обещающие выступают за порог сознания.
В то время, как в слабом и медленном уме вся работа вчерне совершается в сознании, в сильном и быстром [уме] в мир сознания все является в почти готовом виде. Чудесный волшебный жезл следует искать в бессознательном мыслительном процессе.