<<
>>

3. ЛИБЕРТАРИАНСТВО КАК ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА

Многие либертарианцы признают, что аргументация Нозика несо­стоятельна. Они говорят, что проблема не в выводах Нозика. но в его попытке обосновать их с помощью кантовской эгалитарной идеи обра­щения с людьми как с целями в себе.

Если начинать с идеи о том, что каждый индивид в равной степени значим, то справедливость потребует чего-то иного вместо нозиковской собственности на себя. Но, утверж­дают они, это просто показывает, что либертарианство неправильно рассматривать как теорию обращения со всеми людьми как с равными. Тогда что это за теория? Есть две основные возможности: в этом пара­графе я рассмотрю либертарианство как теорию взаимной выгоды, а в следующем — как теорию свободы.

Теории взаимной выгоды либертарианства часто преподносятся н терминах договоров. Это может создавать путаницу, так как теории ли­берального эгалитаризма также преподносились в договорной форме, и общее использование модели общественного договора может затемнить фундаментальные различия между этими двумя видами теорий. Перед тем как оценить обоснование либертарианства с помощью идеи взаим­ной выгоды, я изложу некоторые различия между ролзовской и «взаи­мовыгодной- версиями общественного договора.

Для Ролза механизм общественного договора связан с нашим «есте­ственным долгом справедливости». У нас есть естественный долг обра­щаться с другими справедливо, так как они суть «самопорождающиеся источники обоснованных притязаний». Люди значимы, с нравственной точки зрения, не потому, что они могут повредить или принести пользу нам, но потому, что они «цели сами по себе» [Rawls 1971: 179-180; Ролз 1995:160) и поэтому имеют право на равное принятие во внимание. Это «естественный» долг, потому что он не выводится из согласия или вза­имной выгоды, но просто есть нечто должное по отношению к людям как таковым [Rawls 1971: 115-116; Ролз 1995: 108-109). Договорный ме­ханизм помогает нам определить содержание этого естественного долга, ибо он требует, чтобы каждая сторона приняла во внимание нужды дру­гих как «свободных и равных существ».'Чтобы гарантировать то, что до­говором в равной степени будут приняты во внимание все договарива­ющиеся стороны, начальная позиция Ролза абстрагируется от различий в таланте и силе, которые могут создать неравенство между договарива­ющимися сторонами.

Убирая эти произвольные различия, договорный механизм «заменяет физическое неравенство моральным равенством»

III. Либертарианство

175

(cm. (Diggs 1981: 277)) и тем самым выражает «равенство между челове­ческими существами как моральными личностями* [Rawls 1971:19;Ролз 1995:32]. Таким образом, для Ролза договор есть полезный механизм для определения содержания нашего естественного долга справедливости, потому что он правильно выражает наше моральное равенство (см. гл. 2,$3 и до него).

Теоретики взаимной выгоды также используют договорный механизм, но в силу противоположных причин. Для них не существует естествен­ных обязанностей или самопорождающихся моральных притязаний. Нет никакого морального равенства, скрывающегося за естественным физическим неравенством. Современное мировоззрение, говорят они, несовместимо с традиционной идеей о том. что люди и действия имеют какой-то внутренне присущий моральный статус. То, что люди прини­мают за объективные моральные ценности, суть просто субъективные предпочтения индивидов (см. [Buchanan 1975: 1; Gauthier 1986: 55-59; Narveson 1988:110-121]).

Таким образом, нет ничего естественным образом «правильного» или -неправильного» в чьих-либо действиях, даже если ими наносится вред другим людям. Однако, хотя нет ничего по своей сути порочного в нанесении вреда тебе, мне будет лучше, если я буду воздерживаться от подобного действия, при условии, что и каждый другой человек тоже будет воздерживаться от нанесения вреда мне. Принятие конвенции о непричинении вреда взаимно выгодно — нам не нужно будет тратить ресурсы, защищая себя и свою собственность, и это позволит нам на­чать стабильное сотрудничество. Нарушение такого соглашения при случае может быть в наших краткосрочных интересах. Но действия, ис­ходящие из краткосрочных интересов, делают взаимное сотрудничество и ограничения нестабильными и поэтому вредят нашим долгосрочным интересам (в конце концов это приводит к гоббеовской «войне всех про­тив всех»). Хотя вред сам по себе не является чем-то порочным, каждый человек в долгосрочном плане выигрывает от принятия соглашений, определяющих этот вред как «зло» и «несправедливость».

Содержание таких соглашений будет предметом переговоров — каж­дый человек захочет, чтобы оно как можно более защищало его соб­ственные интересы и как можно менее ограничивало их. В то время как соглашения не являются в полном смысле договорами, мы можем рас­сматривать переговорный процесс по поводу взаимовыгодных соглаше­ний как процесс, с помощью которого сообщество устанавливает свой «общественный договор». Хотя этот договор в отличие от ролзовского не является результатом разработки наших традиционных представ­лений о моральных и политических обязательствах, он будет включать

Уилл Кимликл. Современная политическая философия

некоторые из тех ограничений, которые Ролз и другие считают "есте­ственными обязанностями», такими, как обязанность не красть или обязанность справедливо распределять блага, полученные от сотрудни­чества среди тех, кто внёс вклад в их получение. Взаимовыгодные согла­шения частично занимают место традиционной морали и но этой при­чине могут рассматриваться в качестве обеспечивающих -моральные» нормы, даже если они и «порождены как рациональное ограничение на основе не-моральных предпосылок рационального выбора» (Gauthier 1986:4).

Такой вид теории удачно охарактириэован Д. Готье, наиболее извест­ным её сторонником, как -моральное изобретение», ибо она представля­ет собой искусственный способ сдерживания того, что люди естествен­ным образом имеют право делать. Это «изобретение» и в ином смысле; оно требует от общества установления сложных механизмов для дей­ствительного применения этих основанных на собственном интересе соглашений против индивидов, и если это необходимо, то с помощью насилия. Необходимость в подобном насильственном проведении их в жизнь может быть не сразу понятна: если соглашения в интересах всех, почему мы не можем полагаться на то, что все добровольно будут им подчиняться? Зачем нам нужен искусственный социальный механизм для реализации этих соглашений?

Трудность в том, что. хотя в интересах каждого согласиться с дого­вором или соглашением, может быть не в интересах каждого реально подчиняться ему.

Рассмотрим тот пример с чрезмерным выловом рыбы, который я обсуждал ранее. Явно в интересах каждого согласиться на ряд правил, ограничивающий вылов рыбы до уровня, безопасного для природы. Жизнь каждого человека будет поставлена под угрозу, если какой-то вид рыбы будет уничтожен. Но реально не в моих интересах прекращать чрезмерный лов, пока я не уверен, что все остальные сдела­ют то же самое. Нел и остальные будут продолжать хищническую ловлю, то моё воздержание будет иметь мало или никакого значения — один я не смогу спасти этот вид. Я просто позволю другим получать выгоду от хищничества в морях. На языке теории игр, я не имею никаких причин «сотрудничать», если подозреваю, что остальные «уклонятся».

Даже если я верю в сотрудничество остальных, здесь есть иная проб­лема. Для меня может быть рационально уклониться именно потому, что я верю в сотрудничество остальных. Если я могу полагаться на то, что все остальные будут соблюдать правила, ответственно подходящие к экологии, тогда почему бы мне не выйти и не выловить рыбы немно­го больше моей квоты? Пока другие соблюдают правила, моё маленькое превышение не повредит видам. Если другие не занимаются чрезмерным

176

III. Либертарианство

выловом, то моё уклонение будет мало значимо — я не могу в одиноч­ку уничтожить виды. Это может показаться -нечестным» с нравствен­ной точки зрения, но в рамках подхода взаимной выгоды такая оценка уместна, поскольку не существует -нравственной точки зрения» неза­висимо от собственного интереса. Но если каждый будет думать, что их индивидуальное уклонение не будет иметь значения, то каждый будет уклонятся, и система рухнет.

Вкратце, в то время как в моих интересах согласиться на ряд важ­ных экологических правил, могут быть обстоятельства, когда не в моих интересах реально им подчиняться. Каждый человек, рационально пре­следующий собственные интересы, будет принимать решения, ведущие к коллективно иррациональным результатам. Это пример того, что на­зывается -проблемой коллективного действия».

Другим классическим примером является так называемая дилемма заключённого. Представьте себе, что вы и ваш соучастник по преступлению сидите в тюрьме (в раз­ных камерах) по подозрению в грабеже, и что следователь делает каждо­му из вас следующее предложение11:

У меня недостаточно доказательств, чтобы осудить тебя или твоего напарника за |ра6сж. но я могу осудить вас обоих за незаконное вторжение, что означает один год заключения. Однако если ты сознаешься в грабеже и дашь показания против своего напарника, то, если он не признается, ты будешь освобождён. Если он тоже признается, вы оба получите по 5 лет. А если ты не признаешься, а твой соучаст­ник признается, ты получишь 20 лет. а он выйдет на свободу.

Допустим, что оба заключённых мотивированы исключительно собственным интересом (то есть они хотят минимизировать время, проведённое в тюрьме) и не знают, что делает другой заключённый. Возможности выбора, стоящие перед каждым узником, могут быть сформулированы следующим образом:

1-й наилучший результат: я признаюсь, напарник нет

(я выхожу на свободу, он получает 20 лет). 2-й по оптимальности результат: я не признаюсь; напарник не признаётся

(мы оба получаем по году). 3-й по оптимальности вариант: я признаюсь; напарник признаётся

(мы оба получаем по 5 лет). 4-й по оптимальности вариант: я не признаюсь, мой напарник признаётся

(я получаю 20 лет; мой напарник выходит на свободу).

" Я заимствую эту версию дилеммы заключенного из [Darwall 1998: 58), ср. (Gaulhier 1986:79-80].

177

<< | >>
Источник: Уилл Кимликл. Современная политическая философия. 0000

Еще по теме 3. ЛИБЕРТАРИАНСТВО КАК ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА: