<<
>>

Теоретико-методологические аспекты паропсихологии

Первый вопрос, который стоит перед современными исследователями этой проблемы,- вопрос о том, существуют ли парапсихологические феномены? Не выдумки ли - это и фокусы шарлатанов и не продукт ли нездоровой психики? И вообще, имеет ли парапсихология право на существование?

Вопрос этот не так прост, ибо для скептического отношения к проблеме есть достаточно веские основания.

1. Практически все парапсихологические феномены трудно объяснить с современных научных позиций.

2. Факты пси-явлений встречаются редко, так же как и люди, способные, например, к телепатии или телекинезу. Более того, экстрасенс, наделенный этими способностями, далеко не всегда может их произвольно воспроизвести. Для этого нужен определенный настрой, а то и особое состояние сознания.

3. Многие парапсихологи себе во вред утверждают, что пси-явления имеют нематериальную природу, а это окончательно запутывает проблему, ибо мистификация сама по себе альтернативна естествознанию.

4. С другой стороны, многие современные парапсихо- логи строят свои теории на недостаточно аргументированном положении о том, что мысль материальна и, как любая форма материи, способна взаимодействовать с окружающим миром, а это, что называется, “с порога” отталкивает многих естествоиспытателей, особенно философов.

Есть и более частные, но не менее сложные вопросы, которые являются постоянными “яблоками раздора” между парапсихологами и их оппонентами. Какой субстрат является агентом пси-явлений? Откуда берется энергия для этого агента? Какова коммуникация, т. е. каков способ передачи информации и энергии между людьми при пси-явлениях?

Как видим, приведенные аргументы достаточно серьезны, чтобы поставить под сомнение вопрос о реальности пси-явлений. Поэтому многие ученые настойчивы во мнении, что парапсихология несовместима с научной психологией.

Устав Международной ассоциации научной психологии считает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в этой ассоциации, а доклады, посвященные проблеме парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов.

Этот Устав был принят более 10 лет назад, но остается в силе и поныне.

До сих пор считается признаком хорошего тона и истинной учености отвергать и критиковать все, что касается парапсихологических феноменов и самой парапсихологии. Подход, увы, традиционен: если мы не можем с существующих научных позиций объяснить то или иное явление, то проще всего отвергнуть и само явление.

Самое трудное, на наш взгляд, для человека, считающего себя компетентным в определенных областях знаний,- это преодоление имеющихся традиций, устоявшихся “положений” о тех или иных явлениях природы, а уж тем более - признание новых форм существования материи. Нужно отметить, что физики в этом отношении менее консервативны, чем биологи и психологи.

Вспомните ставшее историческим благодаря своей парадоксальности заключение французсвой академии наук во главе с великим Лавуазье по поводу метеоритов, что “камни с неба падать не могут, потому что их там нет”.

Этот психологический барьер рано или поздно придется преодолевать. Человечество сейчас накопило огромное количество фактов, неопровержимо доказывающих наличие парапсихологических феноменов, а это в свою очередь неминуемо должно привести к серьезному, если не коренному пересмотру основных концепций философии, физики, биологии, психологии, медицины. В итоге, как это было уже не раз, количество знаний должно перейти в их новое качество. Прежде всего это затрагивает такие основополагающие понятия, как пространство, время, живая материя, психика, разум.

Таким образом, дело не в огульном непризнании парапсихологических феноменов, а в их серьезном исследовании на уровне современных знаний.

В этом смысле нельзя согласиться с петербургским философом и экстрасенсом Анатолием Мартыновым, который считает, что целителю-экстрасенсу не обязательно иметь врачебный диплом, важнее иметь мощное биополе, а золотым правилом диагностики должно быть “полное незнание .истории болезни пациента” (Мартынов, 1990).

Нераспознанное еще не есть несуществующее.

Если то или иное явление действительно существует, если оно достоверно зарегистрировано, если при его фиксации не были допущены ошибки или недобросовестная подтасовка фактов, то явление это, на наш взгляд, нужно отнести к определенному направлению естествознания и исследовать объективными научными методами.

Парапсихологические феномены издревле относились к области оккультных (“тайных”) знаний, глубоко зашифрованных самой природой. В этом есть определенный смысл, так как тайна спасала людей от недобросовестного использования великих сил природы (вспомните энергию атомного ядра). С другой стороны, “оккультизм” парапсихологических феноменов давал широкое поле для их мистификации.

Человечество, как это было уже не раз, отдавало силы природы и свои собственные возможности во власть бога, а потом уже у бога вымаливало их для себя.

Наше время, время информационного взрыва, предъявляет к психике человека повышенные требования. Поэтому именно сейчас использование таинственных и могущественных свойств человеческой психики должно стать особенно актуальным. В связи с меняющимися условиями труда, в связи со все возрастающим темпом жизни человек уже не может ограничиться своими обычными возможностями, не используя тех резервов, которые заложены в него природой.

Для современного исследователя парапсихологнческнх феноменов не должно быть альтернативы,: наука или мистика. Какими. бы необычными ни были эти феномены, они не более удивительны, чем, например, установленным в современной физике факт одновременного пребывания одного и того же электрона в двух различных точках пространства. Но для того чтобы этот факт понять и доказать, должны были появиться на свет теория относительности, понятие континуума пространства - времени, квантовая механика.

Нужно признать, что мы не можем с позиций современных научных знаний объяснить природу большинства парапсихологических явлений. Но разве не то же самое происходит и в других областях знаний? Скажем, психологи до сих пор не знают, что является предметом их исследования. Что представляют собой психические процессы? Какова их материальная природа? А ведь без решения этого фундаментального вопроса и сама научная психология не может вписаться в сферу естественных наук. В медицине, в частности в психиатрии, не известны этиология и патогенез таких заболеваний, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз. Более того, мы не знаем природы таких массовых заболеваний, как невроз или алкоголизм. Но при этом сам факт существования перечисленных заболеваний не ставится под вопрос.

<< | >>
Источник: Ответы на экзамен по предмету Психотеррапия. 2016

Еще по теме Теоретико-методологические аспекты паропсихологии:

- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -