<<
>>

ПОСТСИМВОЛИСТСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

А. Белый сам объяснял свою теоретическую активность в обосновании символизма и свое «теоретическое одиночество» (448) в 1906-1908 гг. осознанием кризиса этого художественного направления. В обществе появились новые художественно-эстетические потребности, которые выразились в возникновении новых течений в искусстве и их теоретическом осмыслении.
Наиболее влиятельными из них стали акмеизм и футуризм.
Разумеется, нельзя полагать, что вся эстетическая мысль после символизма исчерпывается этими концепциями. Мы уже видели, что почти все русские философы первой трети XX в. размышляли над общими проблемами эстетики, давали свое понимание красоты и художественного творчества. Начиная с работ Г. В. Плеханова, начала разрабатываться в России и марксистская эстетика в различных ее течениях. Но помимо философской эстетики возникали эстетические теории, непосредственно связанные с необходимостью обоснования того или иного направления в искусстве. Многие художники писали не только свои картины, но и книги, и статьи по вопросам искусства.
Так, Аполлинарий Васнецов (1856-1933) в 1908 г. выпустил в Москве книгу «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи». В ней он касается многих важных эстетических и философских проблем: субъективное и объективное, художественное творчество и художественность, художественный образ и символ, красота и искусство. В трактовке красоты он близок к воззрениям Вл. Соловьева. Для А. Васнецова несомненна «объективная сущность прекрасного». В оценке значения символа в искусстве он рассуждает подобно теоретикам символизма, но выступает против лжесимволистов, заменяющих символ аллегорией. А. Васнецов противник декадентства в искусстве, считая новомодные его течения упадком в художественном творчестве.
С другой стороны, знаменитый зачинатель абстрактной живописи Василий Кандинский (1866-1944) в своей работе «О духовном в искусстве (Живопись)» (1911), выступая против «периода материалистического искушения», отстаивает творческую свободу и право художника «вылить во внешности свой внутренний мир» не только в музыке, но и в живописи, которую он рассматривает по аналогии с музыкой. Поэтому Кандинский выступает за освобождение живописи «от прямой зависимости от «природы». Он убежден в том, что «душа и искусство связаны между собою неразрывной цепью взаимодействия и взаимоусовершенствования». Источник деятельности художника, по утверждению первого абстракциониста, - «внутренний голос души», который «подскажет ему также, какая форма ему нужна и где ее добыть (внешняя или внутренняя «природа»)». В противоположность концепциям «объективной сущности прекрасного» Кандинский постулирует: «То прекрасно, что соответствует внутренней душевной необходимости»[408].
С теоретическими статьями, декларациями, манифестами различных художественных течений и групп выступали такие видные русские художники, как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Павел Филонов и мн. др. И не только художники. Эстетически самоопределялись архитекторы, музыканты, деятели театра и кино. Однако символизм был, пожалуй, наиболее философски разработанной эстетической системой, которая стремилась охватить не только определенное направление в искусстве, но и быть также концепцией миропонимания и жизнестроения. В его границах большей частью начинали развиваться и те поэты, писатели, художники, музыканты, артисты, которые затем пересекли эти границы, переросли рамки символистического мировосприятия.
Ниже мы кратко охарактеризуем философско-эстетические концепции акмеизма и футуризма.
 
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме ПОСТСИМВОЛИСТСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

  1. Некоторые вопросы структурного изучения текста
  2. ПОСТСИМВОЛИСТСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  3. Акмеизм
  4. Формальная школа