<<
>>

II.2.2. Возможность структурации концепта «судьба» (синтаксическая динамика изотопного пространства)

Реализация семантической изотопии, происходящая в поэтическом тексте, выводит нас на уровень синтаксического словаря, когда преодо­левается статика «законсервированной» семантики «лексико-фразеологического сообщества» (Н.М.

Шанский) и возникает возмож­ность реализации принципа композициональности Г. Фреге (Фреге 1997). Согласно этому принципу, значение синтаксического фрагмента (отрезка) обусловлено семантикой его составляющих и синтаксическими отношениями между ними. Синтаксичность семантики (Ю.Д. Апресян) -то пространство внутренней формы наименования, которое обусловли­вает (будучи само обусловленным) динамизм данного фрагмента, его отношения в тексте, его диалог с текстом, а через него - и языковой лич­ности автора, входящего посредством текста в потенциальный контакт с коммуникантами. Вслед за А.А. Буровым мы предполагаем, что именно в пространстве синтаксического наименования (СН) возможна гармони­ческая реализация семантического потенциала словаря и его базовых элементов, составляющих лексическое «ядро» концептосферы языка (Буров 2003: 60), в нашем случае - это концепт «судьба». Поэтому лю­бой контекст, в котором осуществляется реализация семантики данного концепта, попадает под действие презумпции семантической изотопии и раскрывает свои номинационные способности в составе СН.

Синтаксическая динамика пространства семантической изотопии определяет разнообразие реализации концептной сущности. Являясь так называемым «двойническим» концептом, «судьба» по своей семантике синтаксична и в силу тесных ассоциативных связей с другими концеп­тами, прежде всего конкретизирующими его, - концептами «добро» и «зло». Думается, именно связь с этими двумя концептными ипостасями определяет и синтаксическую динамику изотопного пространства «судь­бы». Поэтому в дальнейшем мы исследуем контексты, в которых реали­зуются изотопии, ассоциативно-семантически связанные с семами «доб­ра» и «зла».

Нам представляется необходимым определить таким обра­зом и ограничить данное пространство с целью уточнения отбираемых для анализа контекстов и номинационно-синтаксических структур.

В самом деле, связь между концептами «судьба», «добро» и «зло» настолько очевидна, что для поэтического идиостиля и, соответственно, мировосприятия вполне естественно взаимодействие, взаимопроникно­вение, контаминация и т. д. структурных отрезков, закрепляющих это явление.

Так, в пространстве недавно приводившегося текста стихотворения «Два солнца горят в небесах.» именно топика добра и зла определяет столкновение двух вариантов раскрытия семантической инвариантной изотопии концепта «судьба». Если на уровне мифа он реализуется в двух базовых мифологических словарных номинациях («Гелиос» - оним как знак мифологемы добра и «дракон» - аппелятив, мифологически восхо­дящий к категории зла), то уже на уровне демифологизации, в текстовом пространстве, он получает, соответственно, две цепочки реализаций в СН. Первая («солнечная»), которую невозможно ни представить, ни осознать вне второй и которая представлена номинациями: «радость», «Гелиос, светом великий», - пересекается с «драконовской», выражен­ной номинациями «страх», «Дракон сожигающий, дикий».

Структурация концепта «судьба» в данном случае полностью оп­ределяется характером презумпции семантической изотопии, - отсюда два варианта презентации тесно взаимосвязаны и вне вмешательства ЯЛА не расчленены, а контаминированы: «Посменно возносятся лики // Благого и злого владыки».

Презумпция семантической изотопии концепта «судьба» здесь проявляется благодаря синтаксическим возможностям одновременного представления противоположных, но мифологически связанных начала: генетически противоположности всегда имеют единый общий источник.

Практически любой стихотворный текст у Сологуба построен на развертывании пространственно-семантических связей концептных ли­ний «судьба - добро» и «судьба - зло (смерть)», столкновений в симво­лической антитезе.

Сравните:

Улыбкой плачу отвечая,

Свершая дивный произвол,

Она была в гробу живая,

А я за гробом мертвый шел.

Тяжелые лежали камни, Лиловая влеклася пыль. Жизнь омертвелая была мне -Как недосказанная быль.

И только в крае запредельном Жизнь беззакатная цвела, Вся в упоенье дико-хмельном, И безмятежна, и светла.

(«Улыбкой плачу, отвечая.»)

Только благодаря употреблению синтаксических наименований в тексте развертывается поле семантической изотопии инвариантов кон­цепта «судьба», который, сам будучи имплицирован, представлен здесь манифестациями изотопии антитезы «жизнь - смерть». Дистрибутивный анализ предицируемых атрибутов в третьей и четвертой стихотворных строчках (Она была в гробу живая // А я за гробом мертвый шел) свиде­тельствует об оксюмороном характере реализации двух изотопных вари­антов базового концепта «судьба».

Номинационно-синтаксический семиозис и позволяет раскрыться семантической изотопии концепта «судьба» на основе распределения со­ставных элементов функционально-семантического поля в идио-стилевой ЯКМ, развертывающейся в поэтическом тексте Ф. Сологуба. При этом происходит закрепление демифологизированных отрезков смысла за знаковыми отрезками, приобретающими статус семиосимво-лов.

Сама же возможность синтаксической структурации концептных «выходов» в тексте свидетельствует о динамизме изотопного простран­ства семантики.

<< | >>
Источник: Погосян Роман Георгиевич. КОНЦЕПТ «СУДЬБА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Ф.К. СОЛОГУБА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2005. 2005

Еще по теме II.2.2. Возможность структурации концепта «судьба» (синтаксическая динамика изотопного пространства):

  1. Синтаксический разбор нечленимых предложений. Возможные трудности при выполнении синтаксического разбора нечленимых предложений.
  2. Погосян Роман Георгиевич. КОНЦЕПТ «СУДЬБА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Ф.К. СОЛОГУБА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2005, 2005
  3. СОДЕРЖАНИЕ
  4. ГЛАВА I. МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КОНЦЕПТА «СУДЬБА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
  5. I.4. Определение и характеристика русскоязычного концепта "судьба"
  6. I.5. Проблема мифологического объема концепта «судьба» в поэтическом тексте Ф. Сологуба
  7. I.5.2. Мифологический потенциал концепта "судьба" (эпохи Сологуба)
  8. I.6. Проблема языковой структурации концепта "судьба"
  9. I.6.2. Возможности структурации концепта в свете теории изотопии
  10. I.6.3. Номинационно - синтаксический ракурс семантической изотопии концепта "судьба"
  11. I.7. Возможность метапоэтической интерпретации изотопии концепта "судьба" в сологубовском тексте
  12. ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ КОНЦЕПТА «СУДЬБА» В МИФОПОЭТИКЕ Ф. СОЛОГУБА