ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Лекция 3. Графика и орфография

– Основные этапы развития письма.

– Орфография русского языка, ее разделы и принципы.

Люди пользуются устной речью около 500 тыс. лет, письмо возникло гораздо позднее. Первоначальные формы начертательного письма появились 5 тыс.

лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.

Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Вместе с появлением письма возникает и цивилизация, т. к. без него были бы невозможны те достижения науки, техники и культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

Устная речь ограничена во времени и в пространстве, тогда как письмо сохраняет информацию во времени и позволяет передавать ее в пространстве на значительные расстояния.

Первоначально для передачи информации на расстояние использовались предметные послания – различные предметы, которым придавалось условное значение, например, засохшая ветка сообщала о смерти вождя, стрела о приглашении на охоту или объявлении войны. Однако возможности такого письма были ограничены.

Вообще письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени.

Науке известны несколько типов письма, исторически сменявших друг друга.

Одной из древнейших и примитивных форм письма является пиктография – изображение предметов, событий и действий рисунками, которая не располагала какой-либо установившейся системой букв, обозначающих звуки устной речи, тот или иной условный рисунок непосредственно соответствовал какому-либо предмету или явлению.

Пиктограммы используются и в настоящее время. Это изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских: калач, бутылка молока, круг колбасы, сапог и т. д. Это некоторые дорожные знаки, например, изображение детей.

Более совершенной по сравнению с пиктографией формой письма, принятой и сейчас у некоторых народов (в Японии, Китае и др.), является идеография, которая также не располагает алфавитом, служащим для передачи звуков устной речи: символические знаки (иероглифы, логограммы), принятые в идеографическом письме, непосредственно передают те или иные понятия.

Переход от пиктографии к идеографии вызван необходимостью передать на письме абстрактные понятия, которые не могут быть изображены с помощью конкретного рисунка. Можно, например, нарисовать дом, стрелу, сову, зайца. Но невозможно наглядно передать значение «родина», «лететь», «мудрость», «трусость».

Вначале используются те же рисунки, но значение их меняется, например, рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма может обозначать понятия «зоркость», «бодрствование», «видеть» и др.

Удобство идеограммы в передаче понятия вне конкретного звукового оформления в речи; неудобство в том, что каждое из огромного количества передаваемых в языке понятий должно иметь свой собственный знак: так в полных словарях китайского языка содержится более 40 тыс. иероглифов.

Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, выражающие понятие числа, специальные научные символы, например, математические, химические и др.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое письмо с основной единицей – силлабемой (слогом), например, понятие гуськом изображалось двумя логограммами «гусь» и «ком». Разновидностью слогового письма является консонантное письмо, в котором основными знаками передаются согласные, а гласные либо вовсе не обозначаются, либо передаются особыми дополнительными знаками. Таково, например, современное арабское письмо, в котором есть специальные знаки для согласных, а гласные могут передаваться при помощи надстрочных и подстрочных значков – комбинаций точек, кружков и черточек.

Вторым этапом развития фонографии было создание алфавитов, буквы которых отдельно передают согласные и гласные.

Русское письмо, как и письмо абсолютного большинства народов мира нашего времени, является фонографическим, или звуковым: специальными условными знаками (буквами) передаются отдельные звуки, комбинациями букв фиксируются на письме сочетания звуков, составляющие слова устной речи.

Каждое фонетическое письмо располагает определенным алфавитом или азбукой – перечнем, совокупностью букв, расположенных в определенном установленном порядке.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, каждая из которых может выступать в печатном и рукописном вариантах. В каждом варианте два вида букв – прописные и строчные. Каждая буква имеет свое определенное название.

В отличие от алфавита, являющегося простым перечнем букв, графика – рассматривает соотношение между буквами алфавита и звуками речи. Графика определяет, какие звуковые значения имеют буквы алфавита в данном языке, т. е. как эти буквы читаются, и, наоборот, какими буквами фиксируются на письме те или иные звуки.

Требования, предъявляемые к идеальной графике:

1. Каждая буква обозначает звук.

2. Каждая буква обозначает один звук.

3. Каждая буква обозначает один и тот же звук.

Графика любого языка, в том числе и русского, не идеальна: так есть буквы, не обозначающие звуков, например, Ъ и Ь; есть буквы, обозначающие два звука: Е, Ё, Ю и Я; Есть буквы, обозначающие разные звуки: СДАТЬ, СШИТЬ, С ЗАЙЦЕМ, С ЧУДОМ, С МАМОЙ и др. Для того, чтобы правильно читать, нужно руководствоваться слоговым (позиционным, буквосочетательным) принципом русской графики: каждая последующая буква дает ключ к прочтению предыдущей.

Орфография буквально означает «правописание», то есть правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Орфография – общепринятая в данном языке система правил написания, передачи на письме значащих единиц речи – слов в их различных грамматических формах. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов или написание слов и их значимых частей; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) способы переноса слов из одной строки в другую; 5) графические сокращения слов.

Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Центральным разделом орфографической системы любого языка является раздел о написании слов и их значимых частей. Все многообразие действующих в языке правил данного раздела может быть сведено к трем основным принципам: фонетическому, морфологическому (или морфематическому) и историческому (или традиционному).

Фонетический принцип связан с требованием написания слов в соответствии с их звучанием; в чистом виде он не встречается ни в одном языке, лишь несколько правил современного правописания имеют фонетический характер. К ним относятся:

а) написание приставок, оканчивающихся на з(с): безголовый – бесконечный, взглянуть – вскрикнуть и др.;

б) написание приставок раз-(рас-) и роз-(рос-) с гласными а и о: развалиться – розвальни, рассказ – россказни и др.;

в) написание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях в зависимости от наличия или отсутствия ударения: рожок – орешек, парчовый – кучевой, ножом – мужем, овцой – зайцем и др.;

г) написание ы вместо и после приставок, оканчивающихся на согласный: играть – отыграть и др.;

д) написание только двух букв при стечении трех одинаковых согласных: бессудный (от бес- и ссудный) и др.;

е) написание разных гласных и согласных в некоторых однокоренных словах заря – зорька, свадьба – сватать, буднишний параллельно с иным орфографическим вариантом будничный и др.

Морфологический (или морфематический) принцип является основным, ведущим принципом русской орфографии и связан с требованием одинакового написания одной и той же морфемы независимо от изменений в ее звучании в разных позициях в слове, например, одинаковое написание морфемы вод- в словах вода, водяной, водопровод, несмотря на звуковые изменения ее по отношению к ударному слогу.

Абсолютное большинство правил современной русской орфографии – правила правописания приставок, корней, суффиксов, окончаний и большинства частиц – строится на этом принципе, например: правописание приставки от-, произносимой по-разному в словах отпуск, отпустить, отзыв, отзываться.

Исторический (или традиционный) принцип орфографии связан с требованием написания слов согласно принятой традиции (т. е. так, как они писались в прошлом, например, собака, каблук, печаль и др.). Выбор буквы в этих непроверяемых словах основан на традиции, или этимологии слова, так как проверить эти гиперфонемы, находящиеся в слабой позиции, через сильную позицию невозможно.

К традиционным относятся также написания окончаний родительного падежа прилагательных, причастий, местоимений и числительных с буквой г (нового, растопленного, такого), в которых на месте г звучит в; употребление ь после твердых шипящих в личных окончаниях глаголов (говоришь, спишь); написание о в словах собака, тормоз и др.

Частный характер имеют так называемые дифференцирующие написания, сущность которых состоит в употреблении разных графических знаков для разграничения омонимов, например: Лев (имя) – лев, обработка земли – период вращения Земли, ожег – ожог, плач и плачь, братца и браться, балл – бал и др.

Особое положение в орфографической системе русского языка занимают слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания, а также правила переноса слов.

Слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания не зависят ни от морфологической, ни от фонетической структуры слова, ни от его истории. Разница таких написаний, как в первый день, во-вторых, впервые, зависит от степени утраты лексической самостоятельности входящих в них слов: сочетание предлога с числительным во втором и третьем примерах находится на разных ступенях слияния в новую лексическую единицу. Правда, в отдельных случаях слитное и раздельное написания могут иметь и дифференцирующий характер, например: недорогой костюм (дешевый) и не дорогой костюм (средней стоимости).

Основное правило переноса слов имеет чисто фонетическую основу, а именно деление слова на слоги: го-ло-ва, про-пи-сать. Однако частично эти правила связаны и с морфологическим членением слова, что, например, отражено в запрете оставлять в конце строки начальную часть корня, не составляющую слова, например, верным переносом является при-слать, неверным – прис-лать.

Контрольные вопросы

1. Что такое письмо? Какие типы письма вы знаете?

2. Чем отличается пиктография от буквенного письма?

3. Что такое идеографическое письмо? Какие виды идеографического письма вы знаете? Где сохраняется идеография сегодня?

4. Что такое фонографическая система письма?

5. Что такое графика? Какие виды графики вы знаете?

6. Какой принцип лежит в основе русской графики?

7. Что такое орфография? Какие разделы она в себя включает?

8. Какой принцип является ведущим в русской орфографии?

9. Какие еще есть принципы в русской орфографии?

<< | >>
Источник: Никонова М.Н.. Современный русский язык: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ,2008. – 164 с.. 2008

Еще по теме Лекция 3. Графика и орфография:

  1. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  2. Социально-культурная дифференциация языка
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ
  4. ПРЕДИСЛОВИ
  5. Введение
  6. Лекция №1
  7. Лекция №11
  8. § 10. Согласные звуки русского языка. Их классификация и произношение.
  9. IV. ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ.
  10. СОДЕРЖАНИЕ
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. Лекция 3. Графика и орфография
  13. Лекция I ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НАУКИ О ПИСЬМЕ
  14. Содержание
  15. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ФОНЕТИКИ
  16. Литература