ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ

Основная цель убеждающей речи — воздействуя на взгляды людей, убедить их в правильности того или иного мнения, той или иной точки зрения. Всякое логическое доказательство состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса (мысль или положение, истинность которого надо доказать); аргументов (доводы, основания, с помощью которых обосновывается тезис); демонстрации, или формы, способа доказательства (логическое рассуждение, которое применяется при выведении тезиса из аргументов).

Тезис необходимо сформулировать четко, он должен оставаться неизменным в ходе всей речи и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргументов, доказательств нужно использовать проверенные факты, статистические данные, мнения, почерпнутые из авторитетных источников, подходящие к случаю примеры.

Убеждающей может быть речь, произнесенная в самых различных ситуациях: в быту (почему зимой надо тепло одеваться); в суде (адвокатская речь, убеждающая в невиновности подсудимого); в сфере коммерческой деятельности (о необходимости заключения именно этой сделки) И т. д.

Кроме того, большую роль в убеждении слушателей играют голос, тон, темп речи, интонация, жесты и мимика.

Голос — одно из главных средств воздействия на аудиторию. Голос характеризуется силой, высотой, тембром, мелодическим звучанием и некоторыми другими качествами и оттенками, которые дают возможность выразить самые разнообразные чувства, настроения. По экспериментальным данным, наш слух способен различать до 10 тысяч оттенков человеческого голоса.

Очень важна для выступающего сила голоса. Если выступающий говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. Остальные либо перестают следить за выступлением, либо волевым усилием заставляют себя вслушиваться, в результате чего быстро устают от речи. Чрезмерно громкий, особенно крикливый голос раздражает слушателей, быстро надоедает.

Важную роль в восприятии речи играет тон голоса — его окраска, звучание. Ваш голос будет звучать по-разному в зависимости от того, с каким настроением вы говорите, в каком состоянии находитесь.

Темп речи — это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, предложения и весь текст в целом. Обычно медленнее произносится начало речи, так как оно устанавливает контакт со слушателями, настраивает их на восприятие материала.

Еще одним важным средством, без которого трудно представить себе устное выступление, является интонация. Она способна передать тончайшие оттенки чувства, настроения, эмоционального состояния человека. Иногда именно в интонации кроется истинный-смысл сказанного. Например, выражение Ну молодец! можно произнести таким образом, что оно окажется способным передать и радость, и иронию, и недовольство, и восхищение, и разочарование.

Особыми возможностями для передачи информации и убеждения слушателей обладают жесты и мимика. Жесты употребляются в тот момент, когда необходимо оживить речь, усилить ее выразительность, подчеркнуть высказанную мысль.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические (подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т. е. то, что передает интонация), эмоциональные (подчеркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость, выражают отношение говорящего к содержанию сообщения), указательные (выделяют какой-то предмет из ряда однородных, показывают место), изобразительные (используются в случае отсутствия объекта или для изображения объекта, имеющего сложное название) и символические (приветствие, прощание, утверждение, отрицание, недоумение, призыв к молчанию). Жесты национальны. Например, восточные люди, приветствуя друг друга, складывают ладони перед грудью.

Жест, поза, движение головы — сугубо индивидуальны. Однако существуют определенные правила, которые надо соблюдать во время публичного выступления:

  • не придумывать жесты, ибо жестикуляция должна быть непроизвольной;
  • не жестикулировать непрерывно, жесты должны быть контролируемы;
  • разнообразить жесты, ибо разные слова требуют и различного жестового подчеркивания;
  • соизмерять жесты со смыслом сказанного;
  • не прибегать к неэтичным, грубым, унижающим жестам.

<< | >>
Источник: Николай Владимирович Адамчик. Самый полный курс русского языка / Авт. Н.              В. Адамчик. — Минск: Харвест,2008. — 848 с.. 2008

Еще по теме УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ:

  1. Убеждающая коммуникация
  2. Убеждающее общение
  3. 3.3. Композиция речи
  4. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  5.   Монолог
  6.   ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ 
  7.   § 2. Логика, этика, эстетика речи Правила построения ораторской речи
  8. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов
  9. Часть 2. Основы ораторского искусства
  10. §8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация
  11. Речь
  12. Проверочный тест № 8. «Оратор и его аудитория»
  13. УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ
  14. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
  15. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  16. Контрольные вопросы и задания
  17. 1.2.2. Монолог