Неведомое знание
Как это так выходит, подмечает Ф.М.Достосвский в романс «Подросток», что у человека умного высказанное им л ори зло глупее того, что н нем остается? Отчего, в самом деле, наш язык, изначально предназначенный для репрезентации внутреннею и внешнего миров, вдруг оказывается порой бессильным сделать это? Не может ни уловить ход мысли, ни выразить чувство? Ответ на эти вопросы предполагает обращение к актам артикуляции.
Приступая к их анализу, мы оказываемся почти в такой же ситуации, как и любой исследователь, который изучает свой предмет и описывает его с помощью слов. Знание, выросшее из знакомства с предметом и оформленное словесно, принадлежит к такой разновидности, которую можно определить как знакомое, или ведомое (от слова ведать - то же, что знать141). Изучение несловесных мыслительных актов мы также вынуждены начинать с попыток выделить и описать их в словах. Однако знание, подученное с помощью несловесного языка, артикулировать порой бывает просто невозможно. «Ненареченному хотим названье дать» - так достаточно точно выразил мысль о «неведомом» поэт
В.А.Жуковский. Сходный образ нарисовал и другой русский поэт - Н.П.Огарев:
«О юм, что как-то чудно Лежит в сердечной глубине - Высказываться трудно».
Назовем такое знание «не-ведомым». Неведомое ~ - рациональное знание, его не следует путать ни с «небываль^0 (какими-либо эзотерическими формами), ни е hd ииональным знанием. К не-ведомому относится знание ко торос еще не получило рационального оформления всюис
Проблема отличия рационального от иррационально го обсуждается в теории познания. На необходимость такого различия указывают многие авторы. По мнению А.А.Новикова, следует говорить о двух значениях термина иррациональное. Одно из значений «представляет собой ннеразумную форму психической (духовной) активности Homo sapiens, существующую наряду и одновременное действующим разумом.
Условно второе значение термина «иррациональное» свя зано с идейным и идеологическим течением в философии и мировоззрении вообще. Здесь иррациональное уже вторично, производно от рационального и представляет собой логическую, гносеологическую и аксиологическую альтернативу рациональному. Это уже нечто откровенно антинациональное, несущее в себе исключительно критическую разрушительную функцию гю отношению к рациональному. Его идейное оформление было спровоцировано не фактом реальности рационального само-по- себе, а сомнительными претензиями на статус единственно возможного эпистемологического средства со стороны другого идейного течения истории философской мысли - рационализма142 .Иррационализм в первом его значении - эго нерефлек- емвная и нерефлексирующая сфера духа, сохраняющая себя в этом качестве независимо от филогенеза и онтогенеза последнего. Такое иррациональное, продолжает автор, действительно, самодостаточно и самоценно. Это и есть иррациональное само-по-себе, не уступающее разуму своею природой выделенную «нишу» и не претендующее на «чужую территорию», такое иррациональное следовало бы именовать нерациональным, хотя и в этом терминологическом оформлении полной корректности достичь невозможно, ибо, используя термин ratio в наименовании двух качественно различных форм активности духа, мы вольно иди невольно, априорно и произвольно устанавливаем внутри него ценностную иерархию. В системе взаимоотношения нерационального с рациональным сформировались две гипотезы. Согласно одной нерациональное оказывается питательной средой для рационализма ввиду неизбежности перманентной рациональной экспансии духа. Поэтому, как замечает автор, «нерациональное обречено на утрату своей качественной определенности и самоценности, т.е. способности остаться иррациональным самим- по-себе. Оно может реально существовать лишь в качестве пока-нерационального. Альтернативная гипотеза опирается на идею самобытности и независимости иррационального как особой способности человеческого духа постигать неведомое, не прибегая ни к помощи органов чувств, ни к помощи «очей разума».
Одним из средств нерационального постижения является вера (в предельно широком смысле этого слова), игнорируемая порой человеческим разумом в силу объективной ограниченности (но не ущербности) его возможностей. Вера и разум — не антиподы, но взаимно дополняющие стороны единого процесса — человеческого духа.Не-ведение может иметь разные причины. Это и недоступность прямому наблюдению, и отсутствие у предмета «практической валентности», и неполнота знаний (наличие лишь «следов» знания иди лишь частичной ясности содержания). Все эти и другие причины не позволяют вывести такое знание «на поверхность». Артикуляция «не-ведомо- го» знания затруднена даже для «самого себя», а не только для «другого». Эпистемический подход к понятию предполагает широкий контекст рассмотрения. Тут для нас важна не столько экспликация исходного понятия, сколько его включение в социокультурный контекст, в другие теоретические построения.
Скрытые смыслы всегда волновали воображение че ловека, будили и направляли мысль к поискам способов артикуляции неведомого, пока-нерационального. Уже в древности был найден такой путь, минуя язык. Мы имеем в виду гексограммы, пирамиды и иные неязыковые модели, в которых в «материи» воспроизводились основные структурные и функциональные характеристики идеального объекта, моделировали, по мысли их творцов, структуру Вселенной. Мысль об отсутствии СЛОВ ДЛЯ выражения смысла прозвучала в парадоксальном утверждении Святого Августина, когда он пытается определить понятия пространства и времени: «Я знаю, что такое пространство и время до тех пор, пока меня об этом не спрашивают». Такой формулировкой Августин подчеркивает реальность ситуации, свидетельствующей о невозможности языковой реконструкции некоторых видов знания.
С поисками причин со-крытости экзистенциальных смыслов мы встречаемся в поэзии древних и Нового времени:
«Как будто кто-то развернул в тиши Священный свиток - тайнопись души.
Его никто не смог бы прочитать.
Когда б любовь не сорвала печать»143.
Сходную мысль высказывает Данте в первых стихах первой книги «Рая», утверждая свое пребывание в Раю:
«Я в небе был,
Но вел бы речь напрасно О виденном вернувшийся назад».
По М.Л.Лозинскому, Данте не умеет и не может передать виденное в Раю. Не умеет потому, что забыл, не может по той причине, что, если и помнит и хранит в памяти главное, ему не хватает слов. Наш разум видит многое, для чего, однако, у него нет словесных обозначений144. Отсутствие языковых средств мешает экспликации несловесных структур сознания, делает последнее нечетким, размытым. Ктл- ким малоутешительным выводам субъект приходит не только потому и даже не столько потому что такова специфика самого «предмета». Существуют и более глубокие корни порождения нечеткости, размытости содержания знания. Мы их связываем с использованием соответствующих генерализующих моделей.
Модели генерализации
Путь к экспликации в значительной мере связан с поисками идентичности. С помошью генерализующих процедур субъект пытается понять неизвестное через знакомое, неясное — посредством четко очерченного. Сама процедура экспликации является, как правило, венцом специально организованных исследований и целенаправленных усилий, в итоге которых субъект оказывается способен удовлетворить логические и математические требования к понятиям. Предшествующий анализ показал, что понятия «мира несловесности» вовсе не отвечают таким требованиям. Изначальные трудности, встающие на пути их артикуляции, побуждают нас более внимательно присмотреться к существующим моделям генерализации.
Мысль о том, что за изменчивым, преходящим многообразием мира можно увидеть нечто устойчивое, закономерное, волновала мыслителей разных поколений. Интерес к рациональному постижению принципов организации бытия и познания зародился еще в античной философии, но не утерян и поныне. Поиски фундаментальных начал как неких сохраняющихся структур оформились в самостоятельную познавательную программу: субъект ищет некую опору, незыблемый фундамент, который в поисках истины помогает справиться с множественностью реальности.
С точки зрения Э.Хайдеггера, истина соукоренена судьбе человеческого присутствия (Dasein). Греческое понятие истины открывает нам внутреннюю связь владычества сущего, его утаенности от человека, который сообщает сущему его собственную истину»145. Преодоление альтернативности и изменчивости гносеологической реальности является одной из естественных склонностей и изначальным стремлением разума. В этом проявляется консервативно-охранительная сторона человеческого духа, его потребность в достоверном знании.Ассимиляция многообразия является, несомненно, конструктивной процедурой: идея общих начал учила выделять непреходящие смыслы. Культурно - исторический опыт показывает возможность ассимиляции разными путями. По большей части сходное понимание достигается либо на конвенциональной основе, либо основанием служи! какой-то обший признак. Смысл последнего видят в обобщении разнообразия. Генерализация, связанная с поисками единых общих начал, широко использовалась еще в античности.
Поиски исходных начал составили содержание двух разнонаправленных моделей генерализации. Одна из них построена на идее порождения из общих семян-начал: все сушее происходит от «единого корня» (иди «фундамента»); корневое начало придает всему разнообразию универсально-обезличенные черты. Для такого способа восхождения к единству характерна теоретичность: с помошью идеи общих начал субъект научился выделять общие непреходящие смыслы: окружающие его явления согласно такой идее приобретают упорядоченную форму, теоретически воспроизводятся, наступают вовремя и в нужном месте. Назначение «единого корня» состоит в предписании «как» нужно действовать, «чго» субъекту важно видеть и знать. Существенно, что такая познавательная стратегия в значительной степени априористична.
Еще в античности была разработана альтернативная модель ассимиляции многообразия, построенная на отрицании идеи порождения многого из общих семян-начал. Данная модель-альтернатива связана с именем Сократа.
Идея генерализации подучает здесь развитие на основе кончен га «причастности» к эйдосу. «Причастность к эйдосу» выражает сходство с эйлосом как неким образцом, выполняющим функции идеала. В последнем видят ту конструктивную цель, продвижение к которой позволяет достигать похожести, нс теряя при этом исходной индивидуальности.Сходство в таком случае не является едино-образием. Сказанное означает, что идея причастности прямо противоположна родству, основанному на идее «единого корня».
Фундаментализм
В истории научного знания модель «единого корня» нашла наиболее широкое распространение. Смысл данной модели, се назначении, эвристические возможности открываются при рассмотрении фундаментализма.
Важную черту фундаментализма как модели познавательной деятельности составляет строго очерченный, жестко зафиксированный характер исходного базисного знания. Согласно Л.Витгенштейну, исходное базисное знание задается совокупностью элементарных, «атомарных» утверждений; круг этого содержания очерчивает все, что может быть осмысленно высказано; любое осмысленное утверждение, выражающее реальную информацию о мире, должно в принципе представлять собой какую-то комбинацию «атомарных», иди элементарных, утверждений; истинность или ложность последних привносится в систему идеального языка и определяется внелогическим путем146. Фундаменталистский строй мысли достаточно жестко задает объем содержания знания, формирует представление об онтологии, о существовании объектов определенного типа. Исходным здесь является представление о базовом знании как стандарте, определяющем строй и направление познавательной деятельности. Нормативность базового знания может быть исследована в самых разных аспектах (истинности, ценности и т.п.), среди которых важное место занимает рассмотрение базисного знания как основания систематизации знания. Данная трактовка вытекает из представлений об исходном фундаменте и уходит корнями к идеям «семян-начал», «пра- материи». «первофундамента» и т.д.
Этот господствовавший в течение ряда веков элемсн- таристский образ науки базируется на постулате о дедуии- руемости, об инвариантности исходной элементарной суш- ности в различных теоретических системах. На историческую изменчивость форм элементаризма в зависимости от смены лидирующей теории неоднократно указывалось в литературе147. Существенно, что фундаментализм выражает способность теории к ассимиляции знания, к охвату единой теорией разнообразного эмпирического содержания. Достигаемый при этом эффект систематизации выступает в качестве синонима его теоретичности.
Согласно такой стратегии явление считается обоснованным, седи оно поставлено в связь с законом или каким- то другим объясненным явлением. В результате бывают зафиксированы одни и те же черты, подчеркнута одна и та же сущность. Последнее означает известное единство многообразия, их тождество по какому-то признаку. Вопросы о том, схватывается ли при этом глубинно-имманентное содержание, достигается ли окончательное объяснение, как бы отодвигаются в тень. Более важным оказывается то, что «исходная схема» становится эталоном, который задает и тем самым предопределяет строй и направление обоснования.
Отсюда истолкование процесса познания как формального конструирования в соответствии с принятым образцом, как подведение исходного многообразия под общий «знаменатель». Цель познания сводится в таком случае к усвоению, схватыванию базовых структур, понимается как выведение иди сведение знания к исходным самодостоверным положениям. Данный способ видения основан на дедуктив- но-номологическом объяснении и предполагает, что связь между посылками и заключением носит причинно-следственный характер. Поскольку общее утверждение, входящее в экспдананс, составляет, как правило, закон природы, то связь между явлениями приобретает необходимый, жесткий характер.
Такое понимание целей и задач познания, зародившееся в философии античности, оказывало и до сих пор оказывает воздействие на формирование способов и средств ассимиляции научного знания. Так, опирающаяся на тради- пиомную математику картеіианская модель имела дело с формальными объектами. Ныне фундаменталистская мо- лель конституируется через такие понятия, как определенность. точность, полнота, замкнутость, непротиворечивость и лр. Эти идеи лежат у истоков оснований научного познания. ибо оказались включенными в самосознание науки, в обшую духовную культуру. Деятельность ученого строится на представлениях, которые диктуются этими утвердившимися осознаваемыми (а порой и неосознаваемыми) норма- швами, выражающими фундаменталистский образ науки.
Весьма важно вытекающее из такой посылки следствие: познавательная деятельность считается эффективной только при условии использования фундаменталистской модели организации и систематизации знания. Мысли такого плана высказывали такие видные ученые, как М.Планк. МЛауэ, О.Бауэр и др. Из той же самой посылки родилось убеждение об универсальных возможностях логики в методологии науки, о чем еще в 30-е годы писал А.Тарский: «Современная математическая логика стремится создать единый аппарат понятий, который мої бы служить общим базисом для всего человеческого знания»148.
Фундаменталистекий идеал приводил к успеху в течение длительного времени в истории науки. Это обстоятельство позволило придать ему всеобщий и универсальный характер и соответственно распространять на любые новые области науки и практики. Следует при знать, что и поныне идеи фундаментализма составляют одну из ведущих предпосылок познания. Выражением такого строя мысли может послужить высказывание С.Вайнберга но поводу задач физики. Последние, по его мнению, состоят в том, чтобы выработать простой взгляд на явления природы, объяснить огромное число сложных процессов с единой точки зрения на основе нескольких простых принципов149. Современный взгляд имеет, как мы видим, историческое родство с предшествующими идеями, в частности с идеями М. План ка. Во многих своих работах ученый обосновывал мысль о возмож- носій выведения физики из «единой формулы», о том, что поиски абсолюта являются наивысшей целью научной деятельности150.
Возможность объяснения множества явлений с помощью базисного знания покоится на абстракции отождествления. Это такой способ ассимиляции фактов, при котором элементы множества принимаются не как полностью самостоятельные сущности, а как конкретные представители абстрактного элемента. Эти абстрактные элементы «конструируются» исследователем путем обобщения свойств конкретных, наблюдаемых элементов. Применение абстракции отождествления разбивает множество элементов на классы эквивалентности. Члены каждого класса суть элементы, отождествленные друг с другом. Каждому классу сопоставляется абстрактный элемент, вбирающий все то общее, что свойственно всем членам данного класса эквивалентности. Уравнивание, отождествление элементов дают возможность использовать одни и те же понятия и уравнения для анализа объектов разных классов, т. е. реализуют ту особенность базовой теории, которая связана с ее общностью.
Основательно проработанная в физике фундаменталистская модель стала служить программой в биологии, психологии, педагогике и в других областях, т.е. выступила в определенном смысле идеалом научного объяснения. Хотя новые научные данные и позволили выявить некоторые трудности и противоречия фундаментализма, тем не менее правомерность самой этой идеи не была поставлена под сомнение. Ее глубинный смысл выражен в поисках способов и средств организации знания, ведущих к систематизации и минимизации. Требование представить научное знание в обобщенной форме тесно связано с самой сущностью рационалистически ориентированной науки, стремящейся объяснить многообразие явления из минимального количества принципов и абстракций. Развитие специально-научных теорий в самых различных областях современного научного знания демонстрирует значение исторически и методологически отработанных идей фундаментализма.