<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование, посвященное основным вопросам цветове- дения и образного цветового построения, где тесно переплетаются основ­ные законы физики, зрительное восприятие, классификация цветов и их символическое значение с законами цветовой гармонии телевизионного зрелища, является одним из первых в этой области.

Многие исследования, о которых шла речь в диссертации, часто освещают вопросы эстетики цвета в живописи, в архитектурных ансамблях, в литературе, в кино, в цветомузыке и лишь косвенно - в телевидении. Именно поэтому автор данной работы обращается к вопросам синтеза тех­ники, технологии, цветовой гармонии, восприятия цвета и его образного решения в программах разных телевизионных жанров, так как именно сего­дня они выдвигаются на первый план.

Это происходит потому, что цветовое телевидение, а не цветное (информативное, приближенное к действительности, к реальности) снова постепенно выходит на первые роли, и не только благодаря приходу новой профессии дизайнеров, но потому, что сегодня телевидение, став за по­следнее время пропагандистом поп-культуры, постепенно претерпевает ряд изменений.

В первую очередь, СМК снова обретает уже забытое на какое-то время направление - документально-художественное телевидение, где на новой ступени обобщения сочетается «документ» с информацией, «поста­новочное» телевидение с реальными фактами. Оно снова ищет новые об­разные формы воздействия - студия становится комментарием к происхо­дящему действию, где раскрывается, даже порой вопреки авторскому за­мыслу, в «изображенном» зритель видит «неизображнное», где не послед­нюю роль играет цветовое решение.

Выделяя ряд проблем, которые, на первый взгляд, лишь косвенно связаны с телевидением, автор приходит к мнению, что истоки цветовой образности телевидения тесно связаны с основными законами цветоведе­ния, сложившимися за многие годы в смежных искусствах.

Они также за­ложены в поисках образности первых цветных передач 70-80-х годов, пре­рванных в 90-е годы, когда понимание образа реальности стало идентично отражению реальности в формах самой реальности. Отсюда автор выделяет две функции цвета:

- драматургическая функция цвета в сюжетном построении сцена­рия;

- функция цвета как важнейшего средства эмоционального воз­действия на зрителя. Но рассматривать их как нечто обособленное и несвя­занное между собой нельзя. Исходя из этого автор выстраивает основную концепцию своего исследования, отмечая, что способы технической пере­дачи цвета являются лишь возможностью воплощения творческих задач.

Обосновывая выбор темы, степень сё актуальности, определяя основные цели и задачи работы, анализируя опыт предыдущих работ по теме диссертации, автор приходит к следующим заключениям.

Начиная с двадцатого века, фотография, кинематограф, телеви­дение, видео проникают буквально во все сферы человеческой деятельно­сти - в науку, искусство, политику, образование, производственный про­цесс, в повседневную жизнь и досуг конкретного человека. Созерцание эк­ранных изображений способствует эволюции восприятия, поэтому и с на­учной, и с практической точки зрения исследования этого явления вызыва­ет большой интерес.

Ускорился не только темп и ритм нашей жизни, проявляет себя клиповое мышление, человек успевает считать информацию гораздо бы­стрее, чем это было совсем недавно. Изменилось само восприятие жизни и

конечно же — второй реальности, к которой можно отнести телевидение, кино и Интернет.

За годы своего существования телевидение прошло немалый путь — от крохотного черно-белого телеприемника к довольно массивному цветному телевизору и затем к огромному плазменному монитору. От стабильного простого, хорошо продуманного и организованного изобра­жения к неорганизованной по цвету картинке, а затем к хорошо проду­манному и решенному по цветовой гамме кадру.

За последнее время телевидение обретает новый виток поисков зрелищности.

Происходит обращение к яркому единству телевизионного пространства. Здесь сливаются в единый поток телевизионного зрелища сценические и студийные площадки, реклама, ток-шоу, клипы и как их продолжение - «мыльные» оперы, где цвет и темпо-ритмическое построе­ние являются организующим началом. А каждый канал использует цвето­вые символы как часть своего имиджа. Широкое распространение экран­ных форм, построенных на коротких, ярких по цветовому решению кадрах, привело к развитию нового «клипового» мышления, постепенно ставшего привычным. Это привело к изменению форм памяти, ритма жизни, харак­тера творчества, выбора жизненного проекта и самого отношения к жизни.

Так как тема исследования предполагала изучение специфики эк­ранного изображения, его эволюции и его влияния на специфику современ­ного восприятия действительности, автор привлекал достаточно широкой материал, в том числе примеры живописи, кинематографа. Это позволило автору сделать несколько принципиальных для работы обобщений.

Так, автор в данной работе подчеркивает, что появление экранно­го изображения способствовало интеграции в современном художествен­ном видении всех предшествующих способов создания изображения. К ним можно отнести: а) «визуальное» изображение (архаические «плоскостные»

изображения, «скульптурные» изображения времен Античности, средневе­ковые изображения, создаваемые по законам обратной перспективы) б) «художественное» изображение (строящееся с опорой на научные знания о мире и в соответствии с законами прямой перспективы).

Автор считает, что грамотное, психологически продуманное оформление передачи позволяет манипулировать сознанием зрителя. Важ­ное значение в процессе влияния на сознание и подсознание зрителя при­обретает цветовое оформление передачи, так как прочтение символическо­го значения цвета заложено в человеке с детства. Исследования психологов показали, что одни и те же цвета вызывают у разных людей одинаковые ас­социации. Отсюда автор делает вывод, что оформление передачи может ра­ботать а) простым фоном для ведущего («Посткриптум»), б) может под­держать замысел передачи и развить её тему, т.е.

быть активным компонен­том («Поле чудес»), в) может заменить ведущего («Кумиры», «В мире жи­вотных») или быть «вместо него», а с) может и убить хороший замысел, интересную программу («Гордон»).

К таким выводам помог прийти искусствоведческий анализ ряда передач, ставших материалом исследования. Это, во-первых, телепередачи, авторы которых

а) активно применяют необычное дизайнерское решение в оформлении программы,

б) создают свои произведения в соответствии с тем или иным принципом представления реальности на экране,

в) выражают в творчестве различный уровень развития мировоз­зрения (преимущественное стремление выразить свою оригинальность или - кроме поиска себя - глубоко понять жизнь другого человека и углубить собственное миропонимание);

во-вторых, телепередачи, имеющие подобную друг другу приро­ду, для выявления их эволюции в связи с изменением мировосприятия;

и, в-третьих, само визуальное восприятие, переживающее в со­временную эпоху активное воздействие экранных изображений.

Особая роль при этом отводится художникам-дизайнерам, кото рые стремятся через внешне яркие символические формы создать привле кательный облик канала, привлечь массового зрителя, выделить через гра фическую и цветовую формулу-символ суть логических сюжетных по строений конкретной передачи.

Как уже было сказано, творческие работники - режиссеры, операторы, дизайнеры - ответственны за тот образ действительности, ко­торый ежедневно становится частью жизни наших соотечественников, формируя при этом отношение к происходящим событиям и создавая пси­хологическую атмосферу в обществе.

Думается, не секрет, что телевидение - продукт командный. Ре­дактор, режиссёр, ведущие, ассистенты, монтажёры, специалисты компь­ютерной графики, художники, дизайнеры и многие другие, имена и долж­ности которых знает лишь узкий круг специалистов. И если собралась хо­рошая команда, профессиональная, знающая своё дело и понимающая, за­чем и для какого зрителя будет делаться программа, - продукт «обречен» на успех.

В противном случае неизбежны проблемы.

Автор в данной диссертации стремится поставить ряд актуаль­ных проблем для того, чтобы подчеркнуть, что хорошо продуманное, стильное, целостное оформление передачи может не только стать хоро­шим фоном для ведущего, но и акцентировать драматургический ход, влияющий на восприятие телезрителя не меньше, чем опытные, велеречи­вые ведущие и оригинальные режиссёрские решения. Обобщающих работ,

в которых теоретически исследуется природа и специфические особенно­сти современного дизайна на телевидении, его влияния на восприятие те­лезрителя, а следовательно, и формирования эстетического вкуса и миро­воззренческой позиции человека, современное состояние и проблемы те- лсдизайна, возникшие перед ним в новых условиях развития страны и ми­ра, к сожалению не созданы. Поэтому автор надеется, что данная работа станет одним из первых шагов в создании теории телевизионного цвето- ведения и творческого использования цвета в эпоху цифрового вещания.

Именно к этим выводам и приходит автор данной диссертации.

<< | >>
Источник: Шумилова Светлана Дмитриевна. ЦВЕТ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Москва - 2006. 2006

Скачать оригинал источника

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ: