<<
>>

§ 3.8. Правовая культура перед вызовами глобализма

Всякая культура – это культура духа. Всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт работы духа над природными стихиями. Современную правовую культуру можно уподобить механической памяти, воспроизводящей информацию о нормативах поведения.

Появление светского государства привело к переносу акцента на этические и, главным образом, на юридические ориентиры и ценности, поскольку религиозные абсолюты были отвергнуты. Новое мышление убеждало в том, что догма относительна, а содержание и смысл эволюционируют вместе с результатами голосования. «Правильно» организованная дискуссия заставляет изменяться саму истину. В этой ситуации законы превратились в новую догму без абсолютных нравственных оснований и без веры.

Нормы глобалистской юриспруденции сходны с техническими организационными нормативами, поскольку лишены ценностных и нравственных оснований. Принципы такого правопорядка ничего не объясняют, они требуют беспрекословного подчинения букве закона. Пространство этого правопорядка наполнено символикой и ритуалами, носящими императивный характер. Можно заметить, что с началом глобализации правовая культура фактически отмирает, уступая место сплошной юридизации общественной жизни.

Утверждениям о глобализме как стирании культурных различий и движении к посткультурной технической цивилизации противоречат широко распространенные представления о плюралистическом характере нашего времени и наступлении эры мультикультурализма, апофеозом которого считают возникновение "индивидуальной культуры"[421]. Думается, что это противоречие поверхностное. В безудержной плюрализации, раздроблении культуры на дисперсные частицы как раз и выражается ее распад, превращение в материал "для другого". Индивидуальная культура, когда у каждого собственные понятия о добром или должном, персональная совесть, которая всегда оправдает свою персону, обессмысливает ее социальные функции, ведя тем самым, к исчезновению, что невольно признают сами адепты экстремального мультикультурализма.

"Дорогой, но необходимой ценой за рост культурного разнообразия становятся, во-первых, ограничение разнообразия живой природы, а во-вторых, гомогенизация глубинных смысловых пластов этнических, рациональных, религиозных и прочих макрогрупповых культур. Следовательно, экологам придется примириться с неизбежным сокращением видового состава природной среды… Культурологам же стоит обратить внимание на то, что сохранение исторической самобытности каждой культуры – задача по-видимому благородная, но нереалистическая и будучи понята буквально, чреватая опасными последствиями"[422].

Глобализация мира с ее расовым подходом и идеологией человеконенавистничества может быть принята только людьми определенного духовного склада. Формирование такого типа людей осуществляется не в последнюю очередь юридическими средствами.

Происходит замещение национальной культуры культурой глобальной. Диалог культур для того и разворачивался с 1980-х гг., чтобы унификация в культурной сфере наконец состоялась. Основная стратегия состояла в том, чтобы сделать эту новую, глобальную культуру модной. Она сулит на первом этапе самый раскованный образ жизни, максимум свободы при минимуме ответственности. Городская и сельская беднота, все более разрастающаяся по мере продвижения глобализации, тоже старается подражать стилю потребления представителей крупного и среднего капитала. Глобальная культура требует ослабления и отмены правовых ограничений, для того чтобы предоставить рыночным механизмам как можно большую свободу. Глобалисты лишили свободу связи с родственными идеями эпохи Просвещения (равенства и братства) и занялись ее абсолютизацией[423].

Больше культуры, культурой объявляется все – чтобы ее было меньше и не стало совсем – такова коварная логика мульти- и микрокультурализма, сопровождающая процессы глобализации мира. Идеальной моделью его посткультурного состояния является Интернет. Виртуальное пространство и в самом деле не делится на свое и чужое, здесь не важна ни государственная, ни этническая, ни половая, ни социальная, ни возрастная, вообще – "никакая" принадлежность пользователя, кроме содержания коммуникации, обозначаемого условным адресом.

Восторгов по поводу такого анонимного существования не счесть. Наконец-то отбрасываются "заскорузлые" категории старого мышления, всякое почвенничество, патриотизм, конфессионализм, сексизм и др. И что получается? Человек-кочевник, номад, не принадлежащий ни к одной культурной группе, кроме может быть какой-либо профессиональной корпорации. "Человек без свойств" – вот результат глобализации, доведенной до своего логического завершения. А разве бывают вещи и тела без свойств"? Глобализм – это конец истории, точнее, конец культурной истории человечества, в ходе которой сформировался традиционный Гомо сапиенс как разумное, телесное, чувственное, ценностно-духовное, а не виртуально-информационное существо.

       Юридические системы самых разных стран импортируют терминологию, целые словарные запасы и семантические особенности английского языка. При такой экспансии иностранный язык становится неотъемлемой частью повседневной речи всего общества. Здесь уместно вспомнить изречение Витгенштейна: «Границы моего языка – это границы моего мира». Присоединение к НАТО или ЕС – только символический заключительный акт одностороннего сближения стран с Западом, а начинается глобализация именно с культурно-идеологической экспансии. Для этого основы местной культуры новыми колонизаторами совершенно дискредитируются.

     В Соборном слове VI Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося в Москве 13-14 декабря 2001 г., говорится, что каждому народу нужно позволить «развиваться свободно, в соответствии со своими традициями, своим мировоззрением, своей верой, своими исконными моделями политического и экономического обустройства. Никому не следует навязывать чуждых ценностей, информационного и культурного единообразия, искусственно прививаемых схем правовой и политической организации государства, систем образования и воспитания. Каждому народу нужно обеспечить соразмерное участие в принятии решений на международном уровне». Правовая культура глобализуемого общества космополитична.

Распространяется она в основном в среде интеллигенции на уровне клубной культуры интеллектуалов. Распространяется разными средствами: академическими структурами, фондами, неправительственными организациями, правительственными и межправительственными структурами. Космополитическая культура имеет псевдо-правовой характер и активно транслирует идеи и нормы поведенияЗапада, такие как учение о правах человека, концепции феминизма или гендера, мультикультурализма, а также представления о независимом образе жизни. Цена за вход в «клуб элитной интеллектуальной правовой культуры» – отказ от Родины и ее духовно-нравственного наследия. Критерием благонадежности в глобальном мире становится безпочвенность, безпринципность и безнравственность человека. Доминирующей культурой на территории едва ли не большинства стран мира стала культура западная.

В научной среде большое распространение получила конкуренция за предоставление грантов зарубежных фондов, когда ослабленные государства утратили возможность надлежащей финансовой поддержки ученых. Чтобы получить грантовое финансирование, исследователи должны разрабатывать свои проекты, придерживаясь западных академических норм, предложенной тематики и проводить исследования в соответствии с интересами финансирующих организаций. В результате ученые превращаются в научное сообщество западного типа и в теоретическом, и в методологическом отношении.

              Складывающаяся глобальная юридическая культура привлекательна для тех, кто высоко ценит личную свободу вплоть до абсолютизации[424]. В этом смысле глобальная культура напоминает эпоху эллинизма, когда превозносились индивид и его стремление к независимости, тем самым личность освобождалась от ограничений со стороны Традиции, Иерархии и Абсолюта. Потребительство служит теперь для массовой культуры идеологическим фоном, а массовая культура в свою очередь поощряет массовое потребление. Потребительство продвигается глобализаторами в качестве идеологии и формы масс-культуры.

Быстрое развитие массовой культуры должно помочь формированию нового типа правового пространства, высококоммерцилизированного, но находящегося при этом за рамками государственного контроля и управления.

              Глобалисты с успехом используют ментальное оружие – зомбирование через навязывание искаженной картины мира. Такое оружие использует самые темные инстинкты падшего человека. Надо заметить, что народы мира развиваются по своим внутренним законам, которые требуют приоритета высшего начала над низшим – истины над суетой текущего времени, любви к Родине над эгоизмом, верности традициям над всеядностью деградирующего сознания. Глобализм идет на целенаправленное нарушение этой закономерности с тем, чтобы из народов сделать поголовье, а затем переселять, изменять его состав и т.д. Отвергая национальные системы образования, глобалисты рассчитывают на изменение всей мировоззренческой направленности общества. Конечной целью современных реформ образования является ликвидация укорененной социокультурной идентичности, которя именуется народом. Утверждая при этом принципы толерантности, терпимости, плюрализма, политкорректности, адепты глобализма заботятся о непротивлении причиняемому злу, нейтрализации недовольных. Плюрализм в проекте глобализации – это плюрализм деструктивности при идеологической установке, что западному образу жизни альтернативы нет.

              Правовой статус личности запрограммирован на неукорененность, автономность, самозащиту и сепаратное обустройство за спиной окружающих в ущерб их интересам. Получается, что эмансипированная личность не получает опоры в наличном окружении и противопоставляет себя ему, ищет себе правовых гарантий безопасности через опору на внешние силы. На примере правового статуса личности в современном обществе становится очевидным, что глобализм – это идеология отщепенцев.

<< | >>
Источник: Сорокин В.В.. Юридическая глобалистика: Учебник. – Барнаул,2009. –  700 с.. 2009

Еще по теме § 3.8. Правовая культура перед вызовами глобализма:

  1. 32. Правовая культура общества и ее компоненты.
  2. 33. Правосознание и правовая культура личности.
  3. 8. Профессио-нальное правовая культура. Понятие и средства правового мышления.
  4. 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация. Правовая декультурация.
  5. Правосознание и правовая культура
  6. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  7. Правосознание и правовая культура
  8. С О Д Е Р Ж А Н И Е
  9. § 3.3. Правосознание перед вызовами глобализма
  10. § 3.4. Правовое регулирование общественных отношений перед вызовами глобализма
  11. § 3.5. Правотворчество перед вызовами глобализма
  12. § 3.6. Толкование права перед вызовами глобализма
  13. § 3.7.  Реализация права перед вызовами глобализма
  14. § 3.8. Правовая культура перед вызовами глобализма
  15.              Глобализм грубо нарушает механизм преемственности в развитии национальных правовых систем. Проект глобализации мира предусматривает обструкцию и демонтаж национальных правовых культур
  16. Правовая культура
  17. 3, Правовая культура и правовое воспитание
  18. §23.4. Влияние правосознания на правовую культуру
  19. §23.6. Правосознание. Правовая культура.
  20. 66.Правовая культура личности и общества. Правовое воспитание как фактор формирования правовой культуры.
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -