<<
>>

Парадоксы


Парадоксальный ум относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации.
Ж. Лабрюйер

...как только противоречия признаются, вся наука должна разрушиться.
К. Поппер

Концепция диалектических противоречий родилась из противопоставления формально-логическому закону запрета противоречия.
Согласно этому закону нельзя говорить об одном и том же да и нет. Например, нельзя говорить, что человек существует и не существует. А некоторые философы (во главе с Гегелем) считают, что так можно говорить. Что такое движение по их мнению? — Тело находится в данном месте и в то же время не находится. Вот их характеристика движения как реально существующего противоречия в формально-логическом смысле. На самом деле, диалектическое противоречие — не утверждение и отрицание в одном пакете. Оно представляет собой некое единство, взаимодействие противоположностей. Последние же не только отрицают друг друга. Возьмем белое и небелое. Белое – утверждение, а небелое – отрицание утверждения. Ясно, что небелое не является противоположностью белого. Таковой является черное. В черном же есть содержание, которое путем отрицания белого никак не высвечивается. Ведь небелым является и зеленое, и красное, и желтое и черное... Как видим, по гегелевски настроенные философы путают отрицание и противоположность. Отрицательное понятие включает в себе абсолютно всё. Если рассматривать небелое, то здесь имеется в виду цвет. А при формально-логическом подходе небелое – всё, кроме белого. Истинно диалектическая формула – это соединение противоположностей типа белого и черного.
В марксизме постоянно путали формально-логические противоречия с диалектическими, и от этого возникло много парадоксов и софистических уловок, которые приводили к грубым ошибкам и трагедиям. Это было характерно не только для марксистов. Есть такое высказывание Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” — так она сказала в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). Она обернула понятия. Это пример псевдодиалектики, парадоксального высказывания. То же у Шекспира: "Чтоб добрым быть / Я должен быть жесток" — Гамлет.
Известный философ ХХ столетия К. Поппер резко выступал против диалектики Гегеля именно по причине ее парадоксальности. Критический запал К. Поппера можно понять. Действительно, эта путаница с логическими и реальными противоречиями ведет порой на дорогу ложного и ядовитого философствования, что пагубно отражается на философии и культуре в целом. К. Поппер демонстрирует, какие опасные нигилистические выводы можно сделать из вроде бы безобидного отождествления Гегелем бытия и ничто. В самом деле, немецкий философ недвусмысленно заявляет о тождестве бытия и ничто, предварительно, правда, выхолостив содержание бытия [говоря о нем как о чистом, лишенном конкретных определений бытии]. По форме это тождество бытия и ничто выглядит как логическое противоречие “А и не-А”. А раз логическое противоречие — из него может вытекать всё, что угодно, в частности прямо противоположные жизненные концепции: оптимистическая, жизнеутверждающая и нигилистическая, жизнеотрицающая. Гегель как философ-оптимист склонял чашу весов в сторону бытия, бытийности [не случайно он “снимал” бытие и ничто не в исчезании, не в прехождении, а в становлении, т. е. в направленности к бытию]. Хайдеггер же из гегелевского отождествления бытия и ничто вывел нигилистическую концепцию “бытия, идущего к смерти”.

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Философия. 2005
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Парадоксы:

  1. Добавление II: О логических парадоксах
  2. ГЛАВА 7. СОФИЗМЫ И ПАРАДОКСЫ
  3. СОФИЗМЫ И ПАРАДОКСЫ
  4. Парадоксы гражданственности и гражданской идентичности человека в современной России
  5. С.В. КОРТУНОВХОЛОДНАЯ ВОЙНА: ПАРАДОКСЫ ОДНОЙ СТРАТЕГИИ
  6. А.С. ПАНАРИН«ВТОРАЯ ЕВРОПА» ИЛИ «ТРЕТИЙ РИМ»? ПАРАДОКСЫ ЕВРОПЕИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  7. Парадоксы и проблемные ситуации
  8. ГЛАВА 12 Классические парадоксы и софизмы
  9. Парадоксы
  10. ..Парадокс третий: страдающее тело и страдающая душа — предметы разных медицинских специализаций
  11. Парадоксы медицинского образования
  12. Парадокс как концептуальный конструкт трансперсональной метафизики немецкой мистики
  13. Парадоксы культурологии
  14. 1.1. Форма парадокса.
  15. Парадоксы экономики марксизма
  16. Парадоксы "стоимости" у Маркса
  17. ПАРАДОКСЫ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ".
  18. ЧАСТЬ 7 ПАРАДОКСЫ «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ»
  19. ЛЕКЦИЯ № 23Софизмы. Логические парадоксы