Проектные «пороговые» учебные задачи
интеллектуального напряжения учащихся и студентов в зависимости от использованного варианта перехода в учебно-профессиональной деятельности от цели к проекту, от него - к плану, от плана - к продукту: цель - проект, цель - план, цель - результат, проект - план, план - результат, проект - результат.
Эти стратегии реализуются при решении прямых «пороговых» задач. Стратегии: проект - цель, план - цель, результат - цель, план - проект, результат - план, результат - проект - реализуются при решении «обратных» задач.Составить проект (чертеж) обработки деталей на основе цели — прямая задача.
По известному проекту (чертежу) обработки деталей сформулировать цель достижения результата - «обратная» задача.
Составить план размерной наладки станка модели 16К20 по лимбам по известной цели - прямая задача.
По известному плану размерной наладки станка модели 16К20 сформулировать цель - «обратная» задача.
По известной цели на станке модели 16К20 изготовить деталь - прямая задача.
Сформулировать цель изготовления детали по образу цели — «обратная» задача.
По известному проекту (чертежу) разработать схему и план размерной наладки станка 16К20 по лимбам для изготовления детали - прямая задача.
По известному плану размерной наладки и схеме разработать проект (чертеж) детали - «обратная» задача.
На основе известного плана размерной наладки станка модели 16К20 изготовить деталь - прямая задача.
По изготовленной детали восстановить план размерной наладки станка 16К20 по лимбам - «обратная» задача.
11 .На основе известного проекта (чертежа):
12.По изготовленной детали составить проект (чертеж) — «обратная» задача.
Величина интеллектуального порога наибольшая в прямых и «обратных» задачах №№ 5,6; наименьшая в задачах №№ 1,2,7,8,9,10. Она зависит от уровня сознательной регуляции учебно-производственной деятельности учащегося, студента при планировании и контроле решения соответствующих задач.
Наибольшую эффективность имеют учебные задачи с непрерывно изменяющимся интеллектуальным порогом.
Задачи этого вида опосредствуют новые информационные технологии. Имея многофункциональные возможности, обусловленные интерактивной сущностью их коммуникации, они также могут быть прямые, «обратные», «на перенос» и проективные. Исходя из источника их активности, задачи можно разделить на мультипликационные, проекционные, интерактивные мультимедиа, виртуальной реальности.Каждый тип этого вида «пороговых» задач обладает высокими профессионально-технологическими возможностями, а также
возможностями многократного повторения эксперимента, опыта, фрагмента; визуализации представлений и понятий формами графики, цвета, динамики, изменения размеров; моделирования образа целей, проектов, планов, результатов; автоматизации обработки, конструирования и
реконструирования; целенаправленного модульного комплектования, обеспечивающими прорыв в гарантированном решении образовательных, развивающих и воспитательных задач.