ГЛАВА 6 ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИММЕРИЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Периодизации памятников предскифского периода юга Восточной Европы посвящен ряд фундаментальных работ. Наиболее часто используемой до сих пор остается схема А.И. Тереножкина, подразделяющая эти древности на две последовательные ступени: черногоровскую и новочеркасскую [Тереножкин 1976, с.
205-208]. Она построена, в основном, на различиях позы погребенных (вытянутая и скорченная), а также двух типов удил в сочетании с менее значимыми признаками. Комплексы, где стремечковидные удила сочетались с трехдырчатыми псалиями, были отнесены к более ранней черногоровской группе, а комплексы с трехпетельчатыми псалиями, сочетавшимися с двукольчатыми удилами, - к более поздней новочеркасской.Однако имеющиеся в нашем распоряжении новые данные показывают более сложную картину. Это связано, как с более ранним появлением двукольчатых удил на юге Восточной Европе - уже в IX в. до н.э., так и бытованием стремечковидных удил на протяжении практически всего предскифского периода. Более того, черногоровская узда и, в частности псалии, были встречены также в новочеркасском захоронении у пгт. Слободзея. Не менее существенным является и тот факт, что захоронения с уздой составляют лишь незначительную часть от общего количества киммерийских памятников, особенно в степной зоне Северного Причерноморья. Именно поэтому узда не может иметь определяющего значения для построения периодизации памятников этого региона.
Учитывая рассмотренную выше хронологию киммерийских памятников, их условно можно разделить на три группы. В наиболее древнюю группу объединены комплексы, инвентарь которых обнаруживает сходство с материалами эпохи поздней бронзы (белозерской и поздней срубной или постсрубной культурами), с материалами Гальштата В, первого этапа культуры сахарна-солончены в лесостепном Поднестровье и первой ступени чернолесской культуры в лесостепном Поднепровье, а также самым началом кизил-кобинской культуры в Крыму (поселения типа Уч-Баш). Опираясь на хронологию перечисленных культур, киммерийские памятники первого периода можно датировать первой половиной IX в.
до н.э.Второй период включает памятники, синхронные второму периоду культуры сахарна-солончены (до появления шолданештских традиций), второй ступени чернолесской культуры, основной части памятников первого этапа кизил-кобинской культуры. Этот период датируется второй половиной IX - первой половиной VIII вв. до н.э.
Третий, заключительный, период представлен памятниками,
сосуществующими с поселениями типа Жаботин в Поднепровье, поздней чернолесской культурой и смешанными (сахарнянско-шолданештскими) комплексами в Поднестровье, а также с началом второго периода кизил- кобинской культуры в Крыму. Этот период датируется серединой VIII - началом VII вв. до н.э.
Таким образом, основанием для выделения периодов служит специфика погребального инвентаря, отражающего влияние традиций соседних культурных групп. Изменение культуры населения, окружавшего
киммерийцев, сказывалось на материальной культуре, в первую очередь, керамике и украшениях последних. В связи с тем, что существование киммерийцев охватывало хронологический период около 250 лет, то трудно ожидать кардинальных изменений в их культуре на протяжении данного временного отрезка. В этой главе поставлена задача выделить специфические черты, присущие нескольким довольно узким периодам в развитии киммерийской культуры.
6.1.