<<
>>

Сколь опасно доверять изгнанникам

Мне кажется нелишним включить в число прочих рассужде- нцй предостережение против тех, кто был изгнан из родных мест, поскольку- властителям всякий день приходится задавать себе вопрос об их надежности; лучше всего при этом сослаться на один пример, приводимый Титом Ливием в своей «Истории», хотя и с другой целью.

Когда Александр Великий с войском отправился в Азию, его зять и дядя Александр Эпирский пошел в поход на Италию, призванный туда луканскими изгнанниками, пообещавшими ему помощь в завоевании страны. Поверив этому, он прибыл в Италию, но здесь был убит призвавшими его, ибо сограждане обещали за это вернуть их на родину. Отсюда видно, сколь обманчивы бывают клятвы и обещания людей, лишенных отечества. Что касается доверия к ним, то следует считать, что всякий раз, как перед ними откроется другой путь для возвращения домой, они готовы будут расстаться с тобой и примкнуть к другим, какие бы обещания перед этим ни давали. Что же до их посулов и надежд, то желание этих людей вернуться на родину обычно столь велико, что им свойственно питать всяческие иллюзии, а многое он.и выдумывают нарочно, и, увлекшись их россказнями, искренними или лживыми, ты впустую потратишь свои силы, а то и вовсе погубишь себя.

Сошлюсь в качестве примера на упомянутого Александра, а также на афинянина Фемистокла, который поднял мятеж, а затем бежал в Азию к Дарию и здесь надавал ему столько обещании, чтобы склонить к нападению на Грецию, что Дарий решил Уступить В поход. Но поскольку Фемистокл не смог выполнить Своих обещаний, то от стыда или от страха перед наказанием он 0тРавился. И если Фемистокл, человек выдающийся по своим Способностям, впал в подобное заблуждение, насколько же больше будут склонны к этому люди, не обладающие такой доблесть*0 и увлекаемые своими помыслами и страстями. Итак, госу- Japb Должен прохладно относиться к предприятиям, затеваемым ^Уговорами изгнанников, ибо чаще всего они кончаются позо- ром или великими убытками. И поскольку очень редко удается захватить город обманом или по сговору своих сторонников с ке^ч либо из его жителей, мне кажется уместным рассмотреть это^ вопрос в следующей главе, прибавив рассуждения о тех спосо бах, которыми руководствовались в этих случаях римляне.

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме Сколь опасно доверять изгнанникам: