Q Т0М> сколь часто людские мнения о серьезных вещаХ оказываются ложными
3 том, насколько ложны зачастую мнения людей, всегда могли убедиться свидетели принимаемых ими решений, ибо эти ре- ^еййя, если их не принимают личности выдающиеся, противны какой бы то ни было истине.
А поскольку выдающиеся личности в разложившихся республиках, особенно в мирное время, окружены враждебностью вследствие зависти и прочих проявлений дюдского тщеславия, то верх одерживают благодаря своей рас-пространенности ложные суждения либо предложения людей, действующих не на благо, а ради благосклонности массы. В трудную минуту ошибка раскрывается, и необходимость заставляет прибегнуть к тем, о ком в лучшие времена забывают, как это будет показано подробнее в своем месте. Кроме того, в оценке событий легко обманываются люди, не имеющие глубокого опыта и познаний, потому что происходящие события внешне во многом1 подтверждают те мнения, которые люди составили себе на их счет. Все это говорится к тому, чтобы понять, как претор Ну- миций подействовал на латинов после того, как они были разгромлены римлянами, и почему несколько лет назад, когда французский король Франциск I выступил в поход на Милан, многие полагали, что город будет защищен швейцарцами. По смерти Людовика XII на трон Франции взошел Франциск Ангулемский, который пожелал возвратить своему королевству герцогство Миланское, за несколько лет до того захваченное швейцарцами По наущению папы Юлия II. Для облегчения своего предприя- ТИя Король искал поддержки в Италии и, кроме венецианцев, ко- т°рьіх привлек на свою сторону Людовик, заигрывал с флорен- тийцами и с папой Львом X, рассчитывая для осуществления сво- Их планов на их помощь, потому что в Ломбардии стояли войска К(>Рояя Испании, а имперские силы — в Вероне. Папа Лев не по- ^ЗД королю навстречу, а поддался на уговоры тех, кто, как гово- советовал ему оставаться нейтральным, ибо это в данном обеспечивало якобы верную победу: Церкви невыгодно было усиление в Италии ни короля, ни швейцарцев; для возвра. щения страны к старинной свободе требовалось избавить ее от ига и того, и других. Но справиться с каждым из них или с обоими вместе оказалось невозможным, поэтому следовало выждать кто из них победит, и тогда Церковь со своими союзниками могла выступить против того, кто одержит верх. Трудно было бы отыскать более удобный случай, чем теперь, когда оба противника находились в походе, а войско папы готово к тому, чтобы быть выдвинутым на границы Ломбардии, ближе к театру событий, под предлогом охраны папских владений, и там ожидать генерального сражения. Эта кровопролитная в силу доблести обеих армий битва должна была так ослабить победителя, что папа без труда смог бы напасть на него и полностью разбить. Тогда, приумножив свою славу, он стал бы господином Ломбардии и властелином всей Италии. Исход событий показал, насколько такое суждение было ложным: после долгой борьбы швейцарцы были разгромлены, но войска папы и Испании не только не осмелились напасть на победителей, но и приготовились уносить ноги, что не спасло бы их, если бы не милосердие или холодность короля, который не искал новой победы и удовольствовался соглашением с Церковью.Приведенное мнение не лишено некоторых оснований, которые сами по себе выглядят справедливыми, но на деле они совер-шенно далеки от истины. Очень редко случается победителю понести большой урон, потому что его солдаты погибают в самом столкновении, но не при отступлении. В пылу битвы, когда ЛЮДИ сражаются лицом к лицу, гибнут лишь немногие, прежде всего потому, что схватка чаще всего бывает недолгой; если же в ожесточении она продлевается настолько, что и победители несут большие потери, то само известие о победе и страх, который наводит она на врагов, далеко превосходят урон, нанесенный гибелью солдат. И если неприятель, понадеявшись на то, что победоносно6 войско ослаблено, захочет помериться с ним силами, он
может
жестоко ошибиться, если только не располагает войском, ко?0 рое может справиться с противником, независимо от его побеДь1' и до и после нее. В этом случае каждый из них может побеД**тЬ tfjtЙ ПрОИГраТЬ, в зависимости от своей доблести и от милости (hoртунЫ> н0 тот> кто уже вступал в бой до этого и одержал победу окажется в более выгодном положении скорее, чем другой. Это х0рошо видно на опыте латинов и на примере претора Нумиция, который, упорствуя в своем ложном мнении, нанес великий ущерб поверившим ему народам. После победы римлян над латинами Уумиций призывал всех кителей Лациума напасть на победите-лей, ослабленных в сражении, утверждая, что победа римлянам досталась только на словах, но они понесли такой урон, как будто бы потерпели поражение, и что достаточно было бы малейшего толчка, чтобы свалить их. Народы, поверившие словам претора, собрали новое войско, но были тотчас же разгромлены и пострадали так же, как пострадает всякий, кто станет придерживаться подобного мнения.