О МИСКАХ ЗАПОЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Н^ГРЕНЫ
Трипольское поселение Петрены один из тех памятников, материалы которых легли в основу классификации керамики Триполья и соответственно периодизации этой культуры L
В 1902—1903 гг.
Э. Р. Штерн провел раскопки на поселении2. Его находки сразу же привлекли внимание исследователей3. Огромной заслугой Э. Р. Штерна было то, что обнаруженные в Петренах материалы он впервые сопоставил с аналогичными памятниками из Буковины, Галиции, Румынии, Болгарии, Венгрии, Фессалии. На основании широких сравнений коллекции из Петрен (главным образом керамики) была дана относительная датировка памятника 4.В конце 40-х годов в связи с систематическим изучением памятников Триполья в междуречье Прута и Днестра поселение обследовано трипольской экспедицией под руководством Т. С. Пассек; собраны фрагменты сосудов разнообразных форм с черной спиральной росписью, фрагменты женских статуэток и единичные орудия из кремня 5.
Керамический комплекс с поселения был довольно подробно описан в книге о трипольской керамике и на основании ряда признаков — техники, массы, форм сосудов, стиля и систем спирального орнамента — отнесен к этапу В/П 6.
В 1962 г. Т. С. Пассек была сделана очередная попытка привести в строгое соответствие кукутенские и трипольские памятники 7. Поселения этапа В/П, к которому относятся наряду с другими и Петрены, она сравнивает с поселениями типа Корлэтень (Кукутени А—В). Однако В. Думитреску предложил иную схему синхронизации. Этап Триполья В/П он не считает эквивалентным Кукутени А—В, так как большинство Поселений этапа В/П, в том числе и Петрены, по его мнению, более типичны для Кукутени В 8.
В последние годы многими исследователями предпринимались попытки более детальной периодизации памятников Три-
93
тюлья и уточнення схемы Т. С. Пассек.
Т. Г. Мовша выделя^ /этап В/Ш на основании появления в росписи сосудов изобр^ .женпй животных и людей и наряду с другими памятниками к первой его фазе B/IIIj относит Петрены9. В. И. Маркевич тирует Петрены этапом В/П — переходом к В/П—у/ро Н. М. Виноградова считает возможным сопоставлять памятник^ типа Петрены со второй ступенью фазы Кукутени В — Кукутени В/П11.Значение, которое придается этому памятнику, заставляет
< особым вниманием относиться к тем материалам, которые по. .ложены в основу исследования. Нужно отметить, что все попытки осмысления памятника, последовавшие за работами Э. Р. Штерна и Т. С. Пассек, в основном строились на материалах, опубликованных этими авторами, главным образом на керамическом комплексе. Однако до настоящего времени в ар. хеологической литературе отсутствует подробная характеристика материалов коллекции. В работе Э. Р. Штерна приведено .довольно общее описание керамического комплекса, компенсируемое богатством иллюстративного материала. Т. С. Пассек была проделана значительная работа над коллекцией 12, но в книге о трипольской керамике ею даны лишь наиболее характерные формы сосудов и системы орнаментации. Таким образом, часть находок Э. Р. Штерна остается неопубликованной до сих пор. Доступ к ним исследователей был затруднен, поскольку в годы войны коллекция пострадала, многие экспонаты в настоящий момент нуждаются во вторичной реставрации.
В то же время значение керамики как одного из наиболее ценных источников (а в данном случае единственного) делает необходимыми тщательный анализ керамического комплекса в целом, учет и публикацию всех имеющихся материалов.
В настоящей работе публикуется одна из наиболее многочисленных групп керамики в Петренской коллекции — миски.
Миски относятся к так называемой столовой посуде и отличаются плотным черепком из чистой хорошо отмученной глины
< незначительной примесью мелкого песка и высоким качеством обжига. Они представлены двумя типами: усеченно-конические ■с орнаментом на внутренней поверхности и миски с ребром в •средней части, суженные ко дну и устью.
У последних ОР' /намент покрывает верхнюю часть внешней поверхности и огра' кичивается ребром.Усеченно-конические миски (рис. 1, тип 1) являются самой распространенной формой и составляют около 94% от общего /количества. Их характерный признак — широкое по отношению ко дну устье и ровные, конически расширяющиеся от ДНа стенки. По моделировке края венчика выделяются миски с прЯ' мо срезанным (уплощенным), округлым, скошенным нару^У либо внутрь или заостренным краем (рис. 3). По размера^ они подразделяются на маленькие (высота 3,5—5 см, диаметр
94
■ис. 1. формы и орнаментальные композиции мисок с трипольского поселения.
•стья 8,5—15 см), средние (высота 6—8 см, диаметр устья 16— ? см) и большие (высота до 15 см, диаметр устья до 50 см), ^льше внимания уделено обработке внутренней поверхности, тщательно заглажена, покрыта красноватым, реже жел-
°вато-белым ангобом, поверх которого нанесена роспись. Боль-
95
інинство мисок орнаментировано монохромной росписью в стцч ЛЄ 8 (черной ИЛИ темно-коричневой краской) 13- Лишь В ОДНОЇЦ экземпляре представлена миска с росписью черной и красной красками (рис. 3, 14). В орнаментальных лентах, нанесенных черной краской, имеются тонкие красные линии (стиль 63) Внешняя поверхность этого типа масок носит на себе следы грубого заглаживания, возможно, пучком травы, хотя в ряде случаев также бывает подлощена и покрыта неровным слоем красновато-коричневой облицовки. Крайне редко встречаются миски, на которых орнамент не прослежен, но есть все основания полагать, что роспись просто не сохранилась.
Орн аментальные композиции образуются сочетанием изогнутых лент, точек, полуовалов, окружностей, горизонтальных и вертикальных полос. Анализ росписи позволяет выделить пять основных видов композиции, некоторые нз них представлены целым рядом вариантов (рис.
1, тип. 1; рис. 2).I. Этот вид композиции был выделен Т. С. Пассек 14 и является самым распространенным в коллекции и одним из наиболее часто встречающихся на поселениях развитого Триполья.
По краю венчика нанесены полуовалы либо неширокая полоса. Отходящие от края дуговидные в виде буквы С ленты направлены на пересечение друг с другом. Ленты бывают парные, тройные, состоят из четырех тонких полос, иногда между широкими полосами пространство заполнено рядом тонких линий. Как исключение выделяется миска, орнаментированная тремя группами лент, образованных из пяти тонких полос и устремленных к центру (рис. 2, 12). Аналогичные орнаментальные композиции представлены на поселениях этапов В/П и С/І (Владимировка, Коломийщина, Полудня, Томашевка, Старая Буда и др.) 15.
II. Роспись второго вида встречается в основном на мисках больших размеров, реже — средних п никогда на маленьких. Возможно, это связано со сложностью композиции, разместить которую на мисках меньших размеров не представлялось возможным, либо с какими-то ритуальными традициями 16.
Четырехчастная композиция состоит из двух пар окружностей. Каждая пара отличается в большей или меньшей степени по размерам и форме. Дополнительные элементы в виде волнистых линий, горизонтальных полос (лесенок) создают разнообразные вариации (рис. 2, 13—24). Этот обычный и широко известный на памятниках Триполья сюжет отмечен еще на памятниках этапа В/1 (Кудринцы) 17, но основное развитие получает на этапе В/П и С/І.
III. Орнамент в виде парных, пересекающихся под прямым углом полос, образующих крест. По краям миски полуовалы. Полосы отходят от точек, расположенных под краем (рис. Ь тип 1). В коллекции представлены две миски, орнаментироваН-
96
Рис. 2. Орнаментальные композиции иа мисках усеченно-конической формы.
Ше подобным образом. Изображение креста на внутренней поверхности появляется на более позднем этапе развития Триполья, характерно для полусферических мисок, правда, в более Усложненном виде (наличие дуговидных лент, овалов) 18.
4. 294.
97
IV. Внутренняя поверхность миски украшена орнаментом на четырех примыкающих друг к другу фестонов, образованных несколькими дуговидными лентами. В центре каждого фестона под краем миски — полуовал (рис. 1, тип 1). Представлен этот вид одним экземпляром целой мискн и несколькими фрагментами.
V. Орнамент покрывает внутреннюю поверхность большой миски, представленной несколькими фрагментами. Сходящиеся дуги образуют ромбовидную фигуру. Внешние края дуговидных полос обрамлены ресничками. Края миски по обыкновению, опоясаны тонкой полосой, от которой отходят полуовалы и тонкие дуги (рис. 1, тип 1).
В коллекции есть целый ряд фрагментов, орнаментация которых на данном этапе исследованиия не может быть отнесена в какому-либо определенному виду. Наиболее интересные иа них приведены на рис. 3. Обращает внимание обилие фрагментов, элементом орнамента на которых часто является «лесенка» (рис. З, 1—8). К сожалению, фрагментарность не позволяет восстановить композицию в целом.
Миски с ребром в средней части, суженные ко дну и устью* представлены 11 фрагментами и миниатюрной мисочкой (рис. 1, тип 2). Они довольно малочисленны на поселениях тріР польской культуры, хотя появляются еще на ряде памятников этапа В/І 19 и присутствуют наряду с усеченно-коническими почти на всех памятниках развитого Триполья, постепенно видоизменяясь в полусферические. Выделяются миски с резким; переходом от нижней конической части к верхней, загнутой во-f внутрь. Оии, как правило, более тонкостенны, поверхность об4 работана очень тщательно, на верхнюю часть нанесен анго& красного цвета, по которому нанесена роспись черной краской.
Миски с плавным переходом от нижней к верхней части, массивны, толстостенны, поверхность их обработана намного хуже:* ангоб нанесен небрежно, краска хуже сохраняется. Орнаментальные композиции состоят из ряда метоп, разделенных вертикальными полосами, либо овалами. Внутри метоп орнамент образуют закрашенные треугольноподобные фигуры, окружности,, диагональные полосы, полуовалы.
Исключение составляет орна-1 ментальная композиция на миниатюрной мисочке — это ряд; диагональных полос, образующих взаимонаправленные тре-' угольники. Аналогичный орнамент прослежен в Кошиловцах на верхней части конической миски (рис. 1, тип 2) 20. Подобный орнамент довольно часто встречается на небольших бикони-j ческих сосудах на памятниках развитого и начала позднего этапов Тр иполья.Таким образом, анализ данной группы керамики позволяет заметить некоторую эволюцию, характеризующую переход °т этапа В/П к более позднему. Это засвидетельствовано появ' лением элементов орнамента, характерных для более поздний
98
Рис. 3. Фрагменты мисок усеченно-конической формы;
13, 15 — роспись нанесена черной краской; 14 — роспись нанесена черной н красной красками.
этапов Тр иполья. Орнамент на мисках с ребром находит много, численные аналогии на памятниках этапа Кукутени В21, xOv торые рядом исследователей синхронизируются с этапом Qt Триполья 22.
1 Passek Т. S. La ceramique Tripolienne. М.; L. 1935; Пассек Т. С. Перио. дизация трипольских поселений.— МИА, 1949, № 10.
2 Штерн Э. Р. Предварительное сообщение о раскопках в имении Пек рены.— ЗООИД, 1904, № 25, с. 69—72; Штерн Э. Р. Доисторическая гре. ческая культура иа юге России.—В кн.: Тр. ХШ АС, 1906, т. 1, с. 37—95
3 Burrows R. М. The discoveries in Crete. London, 1907, p. 184—(202.
4 Штерн Э. P. Доисторическая греческая культура.., с. 49—51.
5 Пассек Т. С. Археологические разведки в Молдавии.— КСИИМК, 1949 26, с. 57—62.
6 Passek Г. S. La ceramique..., р. 129.
7 Passek Т. S. Relation entre ГЕигоре occidental et l’Europe oriental a Vepoque neolithique.— In: VI Congr. Intern. Sci. Prehist, et Protohisf. Moskou 1962, p. 15.
8 Виноградова H. M. Памятники переходного этапа Триполья B/l— В/Ц в Поднестровье.— СА, 1972, № 1, с. 39.
9 Мовша Т. Г. Періодизація середнього та пізнього Трипілля.— Археоло- гія, 1972,, № 5, с. 16.
10 Маркевич В. И. Памятники эпох неолита и энеолита.— Археологиче* ская карта Молдавской ССР. Кишинев, 1973, т. 2, с. 93.
11 Виноградова И. М. Памятники переходного этапа.., с. 40.
12 Пассек Т. С. Спостереження мотивів орнаментації посуду з Петрен (тези доповіді).— ВОКК, 1925, 2/3, с. 3.
13 Виноградова П. М. Памятники переходного этапа.., (приложение), с. 55.
14 Passek Т. S. La ceramique.., р. 51, tabl. VII, 1—3.
15 Пассек Т. С. Периодизация трипольских поселений.., рис. 62; Пассек Т. С. La ceramique..., tabl. XXXII.
16 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита.— СА, 1965, № % с. 13—33.
17 Passek Т. S. La ceramique.., tabl. XXXIII, 1.
18 Там же, табл. XXXI11, 10—12.
19 Виноградова И. М., Бейлекчи В. С., Бырня П. П. Раскопки трипольского поселения в Старом Орхее.— АИМ, Кишинев, 1974, с. 72, рис. 4, 13.
20 Археологія УРСР. К., 1971, т. 1, с. 182, рис. 48, 12.
21 Dinu М. Santietul arheoloqie Valea Lupului.— MCA, 1957, 3, p. 167, L 4, 1—2; Matasa C. Asezarea eneolitica Cucuteni В de la Tirgu Ocna-Podei.— AM, 1964, 2-3, p. 34—35, f. 19—20.
22 Виноградова И. M. Памятники переходного этапа.., с. 39—40.
Л. В. Субботин