НОВАЯ АТТИЧЕСКАЯ ТЕРРАКОТА ИЗ ТИРЫ
В V—IV вв. до н. э., в период наибольшего притока аттического импорта в города, а через них и в поселения Днестровского лимана, сюда наряду с чернолаковой и краснофигурной посудой1 поступали также изделия аттических коропластов.
Как отмечают исследователи, в близко расположенной Ольвии и удаленном Боспоре в это время, особенно во второй его половине, в привозной терракоте преобладают изделия из Аттики, и в частности Афин, а местное производство находится под сильным аттическим влиянием2. Это явление, судя по находкам последних лет, по-видимому, было характерно также и для античных поселений района Днестровского лимана, хотя о характере местного производства коропластов в этом районе нам известно чрезвычайно мало. При общем небольшом в сравнении с Ольвией и Боспором количестве найденных терракот, что объясняется небольшой площадью раскрытых напластований соответствующего времени, изделия аттических мастеров составляют значительный процент. Они имеются среди находок этого рода из Никония3, Тиры4, укрепленного поселения Надлимаиское5.К раннему времени, то есть к V в. до н. э., относятся единичные экземпляры 6, большая часть аттических терракот, найденных на Северо-Западном Причерноморье, датируется первой половиной IV в. до н. э. -Я
Новая статуэтка из Тиры (рис. 1) представляет большой интерес не только как еще одно свидетельство активных тортовых связей греческих поселенцев Днестровского лимана с Аттикой, экономического и культурного влияния Афин на античный мир Северо-Западного Причерноморья, но также своим конкретным сюжетом, связанным с древнейшими земледельческими культами плодородия. Это четвертая находка на поселениях Днестровского лимана аттических терракот одного и того же тематического содержания. В последнем случае изображена глубоко присевшая на корточки, обнаженная, тучная, пожилая женщина, левой рукой прижимающая к себе глубокий сосуд, правой подносящая к груди продолговатый предмет (фалл?).
Грудь поддерживает опоясывающая повязка — лента. Головной убор, напоминающий платок, завершается на темени четырехугольным выступом, имеющим сквозное боковое отверстие для подвешивания, возможно, на шее фигурки, высота которой не привышает 5 см, как амулета. лСтатуэтка обработана со всех сторон при помощи стеки, детально переданы тяжелые черты улыбающегося лица, склад* ки живота, пальцы; она пустотелая, без отверстия в полость, ■следы швов не видны, в складках сохранились слабые остатки
132
Аттическая терракота из Тиры (фас, профиль, сзади).
светлой облицовки под окраску. Глина оранжево-розового оттенка, сильно обожженная, плотная, с мелкими блестками слюды, темными включениями пироксена и светлыми — известняка. Утрачена левая ступня, имеются небольшие трещины разрывы при обжиге. Статуэтка была найдена, по сообщению
133
В. П. Гриньковского, в 1978 г. на берегу Днестровского лимана в г. Белгороде-Днестровском и находится в частной коллекции в г. Одессе.
Ряд факторов указывает на аттическое происхождение терракоты: при визуальном сравнении глина ее тождественна одному из видов, несомненно, аттической керамики, стилистические и сюжетные аналогии7 признаны безоговорочно изделиями коропластов Аттики. Статуэтке присущи наиболее характерные черты, в том числе и технические особенности, типичные для целого раздела аттических терракот конца V— IV вв. до н. э.— интерес к гротеску и театрализации сюжета, стремление передать мельчайшие детали при миниатюрности формы, скульптурность изображения.
В Северном Причерноморье аттические терракоты с аналогичным сюжетом впервые стали известны из кургана Большая Близница на Тамани8 и Пантикапея9; они были истолкованы А. А. Передольской 10, а вслед за ней и другими авторами 11 как изображение действующего лица элевсинских мистерий в, честь Деметры •— Ямбы — Баубо.
Позднее опубликованы упомянутые находки терракот явно этого же содержания, хотя и в. другой трактовке, найденные на о-ве Березань 12, в Никонии 13, Надлиманском 14. Они получили такое же истолкование и повторяют в различных вариантах гротескное изображение обнаженной или обнажающейся толстой немолодой женщины,, присевшей на корточки (Пантикапей, Березань) или сидящей на корзине, сосуде или возвышении (Большая Близница, Надлиманское). К этому же сюжету следует отнести также статуэтки с изображением стоящей женщины, поднявшей одежду и оголившей нижнюю часть живота (Надлиманское, Нп- коний).Наиболее близкой аналогией публикуемой статуэтки из Тиры является фигурка — амулет из сине-зеленой египетской пасты, найденный в Варне 15. В свою очередь к этому изображению примыкают находки в мавзолее Неаполя Скифского пастовой и костяной женских фигурок, по определению автора, передающих образ богини сирийско-египетского круга 16 в виде обнаженной полногрудой женщины, также сидящей на корточках.
Независимо от различий истолкования сюжета 17, все исследователи единодушно связывают этот образ с культом плодородия, а в рассматриваемую эпоху прежде всего — плодородия земли. Мысль М. М. Кобылиной о том, что доминирующие типы терракот с изображением богинь плодородия образно выражали значение земледелия как основы экономики в начальный период существования северопричерноморских полисов, справедлива не только для VI—V вв. до н. э., но также- для последующего времени 18. Аттические терракоты, найденные на поселениях Днестровского лимана, вероятно, большей
134
частью соответствовали верованиям греческого и эллинизированного земледельческого населения этого района и получили распространение здесь в период значительного интереса Афин к хлебным источникам Северного Причерноморья. Потому-то не случайной и не единственной является новая находка из Тиры. Что касается ее датировки, то приведенные аналогии ■отнесены к V—IV или первой половине IV в.
до н. э., а ластовые амулеты — к эллинистическому времени. Наличие некоторых архаических элементов в чертах лица (массивных с ямкой на подбородке) позволяют отнести публикуемую статуэтку к концу V — началу IV в. до н. э.1 Андруніна Н. М. Чорнофігурна пеліка з Ніконія.— АДУ 1969 р., 1972,
4, с. 193—195: Секерская Н. М. Аттическая чернолаковая керамика V— IV вв. до н. э. нз Тиры.— В кн.; Исследования по античной археологии Юго-Запада Украинской ССР. К., 1980, Секерская Н. М. Несколько фрагментов краснофигурной керамики из Никония (в настоящем сборнике).
2 Кобылина М. М. Терракоты Северного Причерноморья.— САИ, 1970, Г1-11, с. 10, 13.
3 Клейман И. Б. Терракоты Роксоланского городища.— МАСП, 1966,
5, с. 95, № 8, рис. 2, 2; Клейман И. Б. Новые находки терракот в Никонии.— В кн.: Художественная культура и археология античного мира. М., 1976, с. 118—123.
4 Клейман И. Б. Терракоты из раскопок Тиры 1970—1977 гг.— В кн.: Исследования по античной археологии..., с. 96—103.
5 Клейман И. Б. Три фрагментированные терракотовые статуэтки нз городища Надлиманское.— КС ОАМ за 1962 г. Одесса, 1964*, с. 137—138.
6 Клейман И. Б. Новые находки терракот в Никонии, с. 118—119, рис. 1.
7 Ср., иапр., Силантьева Л. №. Терракоты Пантикапея.— САИ, 1974, Г1-11, ч. 3, с. 19, № 39, 40, табл. 9, 2, 3; Грач Н. Л. Терракотовые статуэтки из кургаиа Большая Близница.— САИ, 1974, П-,11, ч. 4, с. 39, № 25,
табл. 44, 9; Кобылина М. М. Терракоты Северного Причерноморья, с. 12.
8 Грач Н. Л. Терракотовые статуэтки из кургана Большая Близница, с. 36—39, № 25, табл. 44, 9.
9 Силантьева П. Ф. Терракоты Пантикапея, с. 19, № 39, табл. 9, 2, № 40, табл. 9, 3.
10 Передольская А. А. О сюжетах трех терракотовых статуэток.— СА, 1950, № 13, с. 257, рис. 3.
11 Тончева Г. Един амулет на Баубо.— Известия иа археологическото дружество на гр. Варна, 1953, 9, с. 117—119, фиг. 139.
12 Скуднова В. М. Статуэтки с о. Березань.— САИ, 1970, Г1-11, ч. 1, с. 32, № 11, табл. 9, 2.
13 Клейман И. Б. Статуэтки из Роксолан (Никоння).— САИ, Г-1-11, М., 1970, ч. 1, с. 28, № 7, табл. 5, 7.
14 Клейман И. Б. Терракоты из укрепленного поселения у с. Надлиманское.— САИ, 1970, Г1-11, ч. 1, с. 30, табл. 7, 3.
15 Тончева Г. Един амулет... фиг. 139.
16 Погребова Н. Н. Мавзолей Неаполя Скифского.— КСИИМК, 1947, 21, с. 30—31, рис. 12, 2.
17 Напр., истолкование Алексаидреску (Alexandrescu Р. Le Simbolism fundraire dans une tombe de la peninsule de Taman.— Studie Clasica. Bucuresti, 1966, 8, p. 75 ) об этом Грач H. Л. Терракотовые статуэтки из кургана Большая Близница, с. 36 или Schefold К- Zwei Tonstatuetien von kreissenden in Privatbesitz.— JAI, 1954, 69, t. 1—2, s. 218—223.
18 Кобылина M. M. Терракоты..., c. 9.
135
Н. М. Секерская