<<
>>

НЕСКОЛЬКО ФРАГМЕНТОВ КРАСНОФИГУРНОЙ КЕРАМИКИ ИЗ НИКОНИЯ

В результате многолетних археологических раскопок в за­падной части Никония накопилась значительная коллекция аттической краснофигурной керамики, насчитывающая около 400 экземпляров, в том числе 9 фрагментированных сосудов.

До настоящего времени она не подвергалась специальному ис­следованию, и лишь отдельные предметы упоминались в лите­ратуре Вся эта керамика найдена в культурном слое и по формам и сюжетам росписи близка известным образцам импорта из Аттики в различные центры Северного и Северо- Западного Причерноморья2. В основном аттическая краснофи­гурная керамика, найденная в Никонии, хронологически почти полностью укладывается в рамки середины — второй полови­ны V—IV в. до н. э. Среди этой продукции выделяются от­дельные образцы с высококачественной росписью, которые заслуживают индивидуального рассмотрения. Настоящая за­метка посвящена публикации четырех фрагментов, отличаю­щихся высоким мастерством росписи.

Небольшой обломок вазы (5,6X3,б см)—инв. № 72 346 — найден в заполнении хозяйственной ямы среди материала V—IV вв. до н. э. Скорее всего обломок принадлежит не­большому сосуду ойнохое или гидрии (рис. 1). На сохранив­шейся части горлышка при переходе к плечикам оставлена полоса в цвете глины, орнаментированная овами. Несмотря на незначительные размеры фрагмента, можно заметить, что ор­намент опоясывал не весь сосуд, а только ту его часть, где художник расположил рисунок- От росписи дошла до нас только верхняя половина фигуры юноши в спокойной позе, повернутая вправо. Через его левое плечо переброшен плащ. Слева от фигуры — верхняя часть тирса, который юноша, по- видимому, держит в левой руке. Сохранившиеся правое плечо и почти до локтя правая рука позволяют заключить, что эта рука была приподнята и протянута вперед. Голова его увен­чана лавровым венком. Короткие вьющиеся волосы падают на лоб, виски и шею. Голова отделена от фона узкой полоской в цвете глины.

Профиль лица классически правильный с пря­мой линией лба и носа, с маленьким ртом и нежно, но твердо очерченным подбородком. Глаз большой с крупным зрачком и укороченным нижним веком. Контуры лица и фигуры испол­нены тонкой линией. Складки плаща переданы скупо и сдер* жанно штрихами. Рисунок легкий, изящный без тщательного выписывания деталей. Лак черный, блестящий, превосходного качества. Пурпур и разбавленный лак отсутствуют, белая краска использована для рисунка лаврового венка.

136

При изучении рисунка встает вопрос о сюжете, а также о качестве роспи­си и о возможности отож­дествить ее с работами уже известных рисоваль­щиков.

Рис. 1. Фрагмент ойнохон.

О сюжете судить труд­но из-за небольших раз­меров сохранившейся росписи. Наличие тирса позволяет предположить, что перед нами изобра­жение Диониса.

Близкие никонийскому изображения фигур, стоящие или сидящие в спокойно-торжест­венных позах, не единичны и встречаются на кувшинах3 и ам­форах 4 второй половины V в. до н. э. Стройные фигуры соот­ветствуют удлиненным пропорциям сосудов, в них ощущается чисто внешняя красивость. Головы изображенных персонажей, слегка закинутые назад или чуть склоненные вниз, одинаково красивы и бесстрастны5. Наиболее близкие аналогии можно отметить при сравнении рисунка публикуемого фрагмента с маленькой амфорой из коллекции Эрмитажа[10], расписанной «мастером Шуваловской амфоры», представителем миниатюр­ного направления в вазописи. Рисунок головы на маленькой амфоре совершенно идентичен рисунку на никонийском фраг­менте. Как и на никонийском обломке, на этой вазе при испол­нении контуров фигуры юноши в плаще с фиалой в руке мас­тер отказывается от рельефной линии. У этого же мастера мы находим позы фигур на ойнохоях7, аналогичные никоннйской, орнамент в виде пояска нз ов или меандра опоясывает у него не весь сосуд, а только ту его часть, где художник располагает рисунок.

На всех работах «мастера Шуваловской амфоры» почти не­изменно повторяется тип чернокудрого юноши с красивым профилем и большими глазами. Одежда крайне проста — ко­роткий плащ, наброшенный на плечо или перекинутый через руку. Скупо и сдержанно трактованы складки одежды в виде коротких штрихов разной длины.

Тщательное сравнение нашего фрагмента с работами «ма­стера Шуваловской амфоры» убеждают в том, что фрагмент сосуда из Никония относится к произведениям этого аттиче­ского вазописца и может быть датирован временем, близким 440 г. до н. э., как и другие работы этого мастера 8. Отличен никонийский фрагмент от известных работ этого мастера по сюжету. Излюбленным героем «мастера Шуваловской амфоры» был Аполлон, на вазе из Никония, судя по тирсу, изображен

137

н. э., связанный с наиболее известным вазописцем этого времена Мидием и его школой, прослеживается в позе сидящего Эрота,, в трактовке женской фигуры, в типе красивого, но маловырази­тельного холодного лица с мелкими чертами, в передаче складок тонкой женской одежды 14. Но несмотря на тонко исполненный рисунок, образы, созданные мастером чаши из Никония, сви­детельствуют об известной ограниченности кругозора мастера,, его несамостоятельности, об отсутствии у него творческой фан­тазии, что отделяет наши фрагменты от росписи Мидия и era ближайших учеников. Ближе всего никонийские фрагменты со­судам, которые А. А. Передольская отнесла к изделиям «масте­ра керченских фрагментов с горы Митридат» 15, его работам. 400—390 гг. до н. э., выделенным А. А. Передольской во вто­рую группу чаш «мастера керченских фрагментов». Хотя на на­ших обломках не обычное для чаш второй группы построение из трех фигур: «атлет — Ника — атлет», а сюжет связанный с Дионисом. «Мастер керченских фрагментов» создает своеоб­разный тип красивого женского лица и оригинальную трак­товку складок нарядных пеплосов, которые хорошо прослежи­ваются на фрагментах чаши из Никония.

Рассмотренные фрагменты краснофигурных аттических ваз из Никония, как нам представляется, увеличивают список со­судов, расписанных «мастером Шуваловской амфоры» и «ма­стером керченских фрагментов с горы Митридат».

1 Андрунина И. М. Раскопки Никония в 1970 г.— АО 1970 г. М., 1971,. с. 258; Андрунина И. М. Чернофігурна пеліка з Нікоиія. —АДУ 1969 р., 1972, вип. 4, с. 193—195.

2 Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953,. с. 256—283; Лосева И, М. Аттическая красиофигурная керамика Паптика- пея из раскопок 1945—1958 гг.— МИА, 1962, № 103, с. 166—179; Зедге- нидзе А. А. Аттическая красиофигурная керамика из Херсоиеса. — КСИА АН СССР, 1978, № 69—78; Al^xandrescu Р. La ceramique d'epoque archaique et classique. —Histria, Bucuresti, 1978, 4.

3 Beasley J. D. Attic red-figure vasc-paintcrs. Oxford, 1942, p. 775r pi. 41; Beasley J, D. Attische Vasenmaler des rot-figured stils. Tubingen^ 1925, p. 438.

4 Simon E, Opferude Gotter. Berlin. 1953, p. 36, 37, 43, 46, N 53, 88..

5 Cook R. M. Greek painted pottery. London, 1960, p. 181, pi. 46, 48.

6 Передольская А. А. Красиофигурпые аттические вазы в Эрмитаже. «Л., 1967, с. 188, табл. 154, 2.

7 Там же.

8 Там же, с. 186—188.

9 Цветаева Г. А. К вопросу о торговых связях Пантикапея.— МИАГ 1967, № 56, с. 190, рис. 4, 5; 5, 5; Лосева И. М. Краснофигурная керамика Фанагории из раскопок 1938—1962 гг. ■—СГМИИ, 1968, № 4, с. 86—87г рис. 4, 1.

10 Cook R. М. Greek painted pottery..., р. 188.

11 Там же, р. 187.

12 Лосева И. М. Аттическая краснофигурная керамика Пантикапея..., с. 166—179.

13 Лосева И. М. Краснофигурная керамика Фанагории..., с. 86—87.

140

14 Hoppin J. С, A handbook of atticred-figured vases. 2, p. 19Q, pi. 38.

15 Передольская А. А. Мастер керченских фрагментов, найденных на горе Митридат — Archeologia, 1963, t. 14, гус. 41—48. 17.

Т. Л. Самойлова, С. В. Строкин

<< | >>
Источник: В.П. Ванчугов и др.. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ КИЕВ НАУКОВА ДУМКА. 1982

Еще по теме НЕСКОЛЬКО ФРАГМЕНТОВ КРАСНОФИГУРНОЙ КЕРАМИКИ ИЗ НИКОНИЯ:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -