ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ НОЗДНЕТРИНОЛЬСКИХ ПОГРЕБЕНИЙ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Одним из наиболее характерных признаков погребально обряда поздних трипольцев Северного Причерноморья являет ориентировка покойника, которая придавалась ему при з ах _роненин. К примеру, усатовские племена Черноморского поб режья и степной части Дунай-Днестровского междуречья орие "тировали покойников преимущественно на северо-восток и восток *; усатовцы, насыпавшие Тираспольские курганы, выб рали для умерших сородичей в основном меридиональн
32
направления ориентировки2; разнообразием направлений отличается ориентировка погребений Выхватинского могильника3"
До сих пор ориентировка погребенных служила исследователям главным образом показателем специфики похоронной обрядности отдельных групп позднетрипольского населения Так, различия в погребальном ритуале, в частности в ориентировке захоронений, Усатовских и Нижнеднестровских некрополей Е.
Ф. Лагодовская и В. Г. Збенович объясняли локальцыми этнографическими особенностями их создателей4. Однако в литературе практически не предпринимались попытки изучить причины выбора того или иного направления ориентирования умерших, объяснить наблюдаемую при обобщенных статистических оценках устойчивость или неустойчивость ориентировки погребенных по сторонам света. Частично эти вопросы решены лишь для Выхватинского могильника, где В. А. Дергачев обнаружил зависимость между полом и ориентировкой захоронений 5. В данной статье автор намерен продолжить начатый В. А. Дергачевым поиск закономерностей ориентировки поздне- ірипольских погребений и, по возможности, предложить их интерпретацию.По публикационным и архивным источникам * в работе использованы сведения об ориентировке 153 захоронений следующих курганных и грунтовых могильников: Болград, Брэилица, Буторы, Выхватинцы, Данку 1 и 2, Нерушай, Огородное, Са- рата, Суворово, Тираспольские курганы, Тудорово, Усатово, Утконосовка.
Ориентировка погребенных учитывалась нами, по 16 направлениям (север, север — северо-восток,... север — северо-запад), а если быть точным, приняв во внимание непрерывность признака6 «ориентировка умершего», то по 16 секторам окружности горизонта, каждый из которых охватывает дугу в 22,5°. Для скелетов, лежащих на спине (скорченно или вытянуто), ориентировка устанавливалась по общему направлению позвоночника в сторону черепа, для скорченных на боку —по оси таз — череп.
Позднетрипольский погребальный обряд исследователи рассматривают как комплекс взаимосвязанных признаков, характеризующих состояние и положение останков умершего, устройство погребального сооружения, состав и размещение инвентаря7. В то же время погребальный обряд —это ритуал, °нределенная последовательность действий. Так, путем выбора места захоронения в пределах курганного или грунтового кладбища и ориентированием умершего древние постепенно создавали общую (случайную или преднамеренную) планигра- фию могильника. Следовательно, ориентировка как признак
* Выражаю благодарность Э. Ф. Патоковоп за разрешение ознакомиться с чертежами раскопок и учесть ориентировку погребений могильнч-
Усатово
2- 294.
33
похоронного ритуала прежде всего указывает на особенное?! пространственной направленности покойника. В целом простран ственную организацию некрополя характеризуют и ориентн ровка, и планировка погребенных. Поэтому имеет смысл pad смотреть ориентировку погребений в связи с планировкоі могил. Обратимся сначала к курганам в Усатово. 1
ких рядов в каждой насыпи можно выделить от одного до трех. Двух- и трехрядное расположение грунтовых ям наблюдаете! в курганах 1-7, 11, 12, II-1, 2. При этом ряд, включающиі центральное (основное) захоронение, состоит из трех, а другие (правый или левый) — из двух могил и культовых ям (рис. 2’ 1,2). В кургане 1-10 погребений вообще не оказалось, а ряд вытянутый с юго-запада на северо-восток, образовал дві кенотафа. J
В курганах 1-5, 9, 13, 14 обнаружено по одной центральной могиле, а в кургане П-З9 центральная закладка перекрывал! кроме могильной еще и культовую яму.
О планировке эти! насыпей на первый взгляд ничего определенного сказать нель’ зя; однако рассмотрим их подробнее. Особенностью курганов 1-5, 9, 14, П-З являются крупные (высотой до 2, 7 м) плиты, вертикально стоящие в юго-западных секторах кромлехов 10 и расположенные на одной оси с погребальными камерами. По мнению исследователей, вертикальные плиты стояли в нога? покойников и служили умершим оберегами и. Назначение эти^ плит нам представляется более широким. іОбращает внимание тот факт, что кроме плит в юго-запад-
Просмотр планов курганов 1-7, 10, II8, 12, П-1, 2 показывает, что погребальные ямы и кенотафы в них размещены рядами, ориентированными с юго-запада на северо-восток. Таных секторах кромлехов найдены и другие экстраординарные объекты: плиты с чашевидными углублениями (курганы 1-12 П-2), фрагмент монументальной антропоморфной скульптурь (курган І-132)12, местоположение которых в курганах 1-12 и П-2 совпадает с направлением центрального ряда погребальч ных и культовых ям, а в кургане 1-13 — с ориентировкой центральной могилы. При аналогичных условиях в курганах 1-3 и 1-11 обнаружены вертикально поставленные плиты. Интересно, что на одной линии с погребениями расположены не только плиты, но и некоторые иные элементы архитектоники кромлехов. Так, двойной кромлех кургана 1-4 имел на юго-западе небольшой (2 м) интервал из одиночной цепочки камней. По обеим сторонам интервала, симметричного относительно оси юго-запад — северо-восток, концентрические кромлехи замыкались дуговидными известняковыми выкладками Б и В (рис. 1)1 Здесь же под ними, за пределами древней насыпи, подчеркивая интервал, размещались погребение на древней поверхности (кладка В), яма с двумя детскими черепами (кладка Б) и спе| циальиые оградки А и Д с сосудами.
34
В центре кургана вскрыты два захоронения: одно в мат^Ри' ковой яме, второе — на древнем уровне, соориентированн^е с
интервалом в кромлехе по направлению юго-запад_____________________________________ севеР°'
восток.
Также расположены сходная конструктивная деТаль кромлеха и основное погребение кургана 1-2. В этом кур^ане с юго-западной стороны к кромлеху изнутри примыкали две выкладки правильной округлой формы. Под одной из них ^казалось погребение, под другой — культовая яма. По такому же принципу в кургане I-1513 расположены относительно основ**ого захоронения могила и кенотаф.
Рис. 1. План кургана 1-4 в Усатово (центральная закладка не показана): а — сосуд, б — череп человека.
Местонахождение вертикальных плит только в юго-запз ^ных секторах кромлехов, как уже говорилось, исследователи о^ъяс' няют тем, что плиты, будучи оберегами, стояли в ногах умеР' ніих. Чем же объяснить аналогичное расположение других ^Рхи' тектурных элементов кромлехов? Размещение вердика^ьнЫ? Плит, скульптур и плит с чашевидными углублениями на е?дноИ оси с центральными могилами правомерно, на наш в^гля^’ сравнить с планировкой грунтовых ям рядами. Оси, образован’ ные перечисленными объектами в совокупности с одино^нымН Могилами, и ряды погребальных и культовых ям ориентире?83*15* в одинаковом, северо-восточном, направлении. Вероятнее ^сег0> названные архитектурные детали, как и конструкции кром Jiex°B в курганах 1-2 и 1-4, вместе с основными погребениями и митИ~ Р°вали ориентировку юго-запад — северо-восток, характ^Р11}10
для рядов из могил и'кенотафов. Недаром' в большинстве (пять из шести) курганов е вертикальными плитами содержалось всего по одной погребальной камере, в курганах с расположением могил и культовых ям рядами всегда отмечать северо-восточное направление, видимо-/ не требовалось или не полагалось. О том, что плиты дополняли ориентировку одиночных центральных могил, свидетельствуют наблюдения над последователь- ностью ’ создания кургана 1-11.
Сначала здесь было совершено основное погребение, перекрытое впоследствии куполообразной закладкой, и воздвигнуты плиты, сориентированные с могильной ямой по направлению юго-запад — северо-восток. Затем усатовцы выкопали кенотафы и соорудили кромлех 14. Еще одно захоронение, найденное на линии юго-запад — северо-восток между плитами и центральной могилой, произведено позднее и впущено уже через насыпь 15.Надо сказать, что плиты и скульптурные произведения в древности были прекрасно видны: благодаря своим размерам поставленные на ребро плиты даже возвышались над курганами, а кромлехи первоначально не перекрывались насыпями и лишь постепенно заплывали грунтом 16. Итак, есть основания полагать, что и плиты, и прочие указанные объекты как бы дублировали, символически воспроизводили скрытую насыпями ориентировку отдельных погребений и центральных рядов грунтовых ям. В связи с этим необходимо упомянуть о наличии в. некоторых кромлехах таких деталей с функциями указателей, направлений, как разрывы, ориентированные по сторонам света (север, юг, запад, восток) 17. Можно сделать вывод, что apxn-j тектоника кромлеха ориентировала в пространстве и курган, п его захоронения. В этом смысле весьма показателен курган] 1-9, к рассмотрению которого мы вернемся в ходе дальнейшего изложения.
Исходя из четкого расположения на общей оси вертикальных плит, скульптур и центральных погребений и по аналогии с геометрически выразительным размещением рядами грунтовых ям, планировку’курганбв 1-2, 3, 4, 5, 9, 13, 14, П-З допустимо* назвать рядной. Таким образом, стабильность ориентировки рядов, составленных из могил, культовых ям и специальных архитектурных элементов кромлехов, разрешает говорить о неслучайности планировки курганов и о ее соответствии основному, северо-восточному, направлению ориентирования умерших. Устойчивое количественное соотношение погребальных и куль-j товых ям (5 или 7); в курганах с двух -или трехрядной планид ровкой (рис.
2, 2) позволяет считать курганы 1-3, 5, 9, 13, 14насыпями с незавершенной планировочной структурой, при! том незавершенной преднамеренно, что подтверждается налиі чием в их кромлёхах большинства (80%) специальных указа! телей направления юго-запад — северо-восток в виде плит я скульптур. Вариантом размещения могильных и культовых
36
по оси юго-запад — северо-восток является планировка курганов 1-2, 4, 15.
Особо следует остановиться на фактах нарушения планировки курганов. Они связаны с захоронениями на древней поверхности и наблюдаются в курганах 1-3 и П-2. Так, в кургане 1-3 ось, ориентированную с юго-запада на северо-восток, образовали плиты и основное погребение в яме. Неподалеку от него в разных местах насыпи на древнем уровне обнаружены два сильно скорченных, безынвентарных костяка. В кургане 11-2 захоронение на древнем черноземе располагалось правее центрального ряда могильных и культовых ям (рис. 2, 7). В позднетрипольском кургане у с. Тудорово аналогичное погребение также размещалось без видимой системы по отношению к ряду из двух погребальных и одной культовой ямы ї8. Иными словами, захоронениям, которые совершались вне грунтовой ямы, не всегда находилось место в общей планировке курганного, кладбища. Исключение составляет погребение на древней поверхности в центре кургана 1-4 (рис. 1). Однако от перечисленных оно отличается существенной особенностью, а именно обильным инвентарем, в составе которого имеются изделия из металла и янтаря.
Причины наличия в курганах бессистемных и безынвентарных захоронений, возможно, коренятся в специфике общественных отношений поздних трипольцев. По-видимому, при жизни на лнц, погребенных без инвентаря, могилы и «не участвующих» в планировке курганного некрополя, распространялись какие-то правовые ограничения. Установление в будущем характера этих ограничений позволит более определенно утверждать, лишено ли оснований, как считают отдельные исследователи 19> мнение Е. Ф. Лагодовской о том, что на древнем горизонте насыпей хоронили патриархальных рабов или слуг20.
Необходимо отметить важный, на наш взгляд, факт, что в курганах Усатово центральное и боковые погребения залетают обычно в одинаковой позиции21. Только в кургане П-2 основное скорченное на спине захоронение сопровождалось погребениями на боку: сильно скорченным костяком на древней поверхности и погребением в яме, расположенной под камнями внешнего кольца двойного кромлеха, то есть практически вынесенной за пределы насыпи (рис. 2, /). Обратного порядка в позициях центральных и боковых погребений не обнаруживается. Особенно отчетливо обрядовая несовместимость покойников, захороненных в разных позициях, прослеживается в кургане 1-38. В северо- западном секторе этого кургана, у самого края насыпи находилась грунтовая яма и в ней — скорченный на спине костяк. К северо-востоку от насыпи, уже за ее границами, расчищен кромлех, внутри которого располагались три скорченных ня ле- в°м боку захоронения и одна культовая яма. В данном случае очевидно преднамеренное, вопреки обычной планировке, рязме-
37
Рис. 2.7 — 3 — планы курганов 1-12, ІІ-2, 1-9 в Усатово. а — Погребение на древнем уровне; 4 — распределение по сторонам горизонта азимутов точек восходов и заходов Солнца и Луны при минимальных и максимальных склонениях, б — Лупа, в — Солнце; 5, 6— ориентировка погребенных по сторонам света, г — Выхватинцы, д — могильники усатовского типа.
щение погребений с иным типом трупоположения вне насыпи кургана. Все сказанное приобретает значительный интерес в связи с наблюдениями над ориентировкой покойников, захороненных в различных позициях. Так, из восьми скорченных на спине скелетов лишь три ориентированы на северо-восток, остальные имеют восточное направление, и наоборот, из 22 костяков, скорченных на левом или правом боку, только два ориентированы
38
на восток. К этому нужно добавить, что вертикальные плиты сопровождают, как правило, основные погребения, скорченные на боку, то есть покойников, ориентированных на северо-восток, и это понятно, ведь плиты могли образовать единую ось (юго- запад— северо-восток) только с погребениями, ориентированными в северо-восточном направлении.
Данное положение, а также неслучайность описанного соотношения ориентировки и позиции скелетов ярко иллюстрируют курган 1-9 (рис. 2, 3). Кромлех кургана был сооружен на насыпи и содержал в юго-западном секторе две вертикальные плиты22. С восточной и западной сторон кладка кромлеха имела интервалы. Захоронение усатовцы совершили в центре кургана в яме, ориентированной с юго-запада на северо-восток и расположенной, как обычно, на одной линии с плитами. Костяк в яме лежал скорченно на спине и за счет неестественного изгиба позвоночника имел восточную ориентировку. В восточном интервале кромлеха найдено скульптурное изображение головы быка. Это единственное каменное изваяние, обнаруженное не в юго-западной, а в восточной части кромлеха. В то же время это и единственный курган с вертикальными плитами, в котором покойник похоронен скорченно на спине. Можно предположить, что могильная яма в кургане 1-9 предназначалась для захоронения на боку, но по каким-то причинам в ней был погребен умерший, которого полагалось хоронить скорченно на спине с ориентировкой на восток. Последнее было достигнуто при помощи искусственного изгиба позвоночника. Восточная, а не северо-восточная, как предполагалось до захоронения, ориентировка покойника отмечена в кромлехе скульптурным изображением головы быка.
Таким образом, в курганах выделяются две обрядовые группы погребений: покойники, захороненные скорченно на спине с восточной ориентировкой, и погребения, скорченные на боку, ориентированные на северо-восток.
Чем все-таки объяснить, что некоторые скорченные на спине костяки ориентированы на северо-восток, а отдельные скелеты, лежащие скорченно на боку, имеют восточное направление ориентировки? Указанные несоответствия ориентировки позициям погребенных дают курганы 1-1, 1-8. В них обнаружено по четыре погребения в одной культовой яме. Причем в каждой насыпи на восток, северо-восток ориентировано по два костяка. Последнее обстоятельство представляется небезынтересным. Дело в том, что ряд курганов Усатово также содержит по два погребения, отличающихся от остальных своей ориентировкой. Например, в кургане 11-1 один костяк ориентирован на восток, Два имеют юго-восточную ориентировку; в кургане 1-4 один скелет ориентирован на восток, два на северо-восток. Такая же картина наблюдается в ориентировке погребенных малых групп (термин В. А. Дергачева) бескурганных могильников Выхва-
39
тинцы, Данку, Усатово. Поэтому причины наличия в курганах разнонаправленных захоронений целесообразнее рассмотреть параллельно с ориентировкой погребений малых групп грунтовых некрополей.
Завершая обзор курганов Усатово, следует отметить, что из- за отсутствия публикаций о закономерностях ориентировки и планировки массовых погребений других позднетрипольских насыпей (за исключением Тудорово) ничего конкретного сказать нельзя. В расположении захоронений немногочисленных Тираспольских курганов23 единой системы пока не обнаруживается.
В настоящее время специалисты уделяют много внимания планировке бескурганных некрополей. Так, В. А. Дергачев установил, что погребения Выхватинского могильника расположены группами: малыми (семь или пять могил) и большой (несколько десятков могил) 24. Известны и отдельные грунтовые некрополи . (Данку I и 2), своего рода микромогильники, по количеству захоронений сходные с малыми группами погребений Выхва- тинцев25. Ориентировка покойников, погребенных небольшими группами и на микромогильниках проявляет некоторые особенности. В свое время В. А. Дергачев попытался показать, что погребения Выхватинского могильника ориентированы в зависимости от их пола26. Однако по нашим данным эта закономерность справедлива лишь для погребений большой группы. В каждой малой группе своей ориентировкой отличаются два захоронения27. Прочие погребения независимо от их пола ориентированы одинаково на северо-восток (восток — северо-восток).
Особый интерес, на наш взгляд, представляет ориентировка погребений могильника Данку 1 28. Некрополь состоял всего из пяти погребальных ям. Четыре погребения (№ 1, 2, 4, 5) расположены попарно четкими рядами по обеим сторонам и немного позади захоронения № 3 29. В каждом ряду один по- койннк ориентирован на северо-восток, один — на юго-восток. Причем погребения размещены так, что разные направления их ориентировки чередуются. Напротив погребения с юго-восточной ориентировкой постоянно оказывается погребение направленное на северо-восток и наоборот. Получается, что по своей ориентировке захоронения как бы попарно противопоставлены друг другу.
Наблюдения над прочими деталями некрополя дают все основания признать неслучайной описанную картину ориентировки погребенных. К примеру, умершие, захороненные в одном ряду, имеют одинаковый в типологическом отношении набор заупокойного инвентаря, но иной, чем у погребенных в противоположном ряду30. Попарно противопоставлены, видимо, и позиции покойников. Все умершие были погребены скорченно на левом боку, но если у захоронений № 4, 5 положение рук менялось (левая перед лицом, правая на груди, затем правая на
40
груди, левая вытянута), то у погребенных, расположенных в ряду напротив, наблюдается обратная картина3l. Вероятно и пол покойников погребенных в разных рядах был противоположным. Захоронения взрослых мужчин располагались напротив погребения взрослой женщины и ребенка (пол не установлен). Более того, все пять погребений могильника также обнаруживают противоположные качества погребального обряда. Так, если обходить погребения по часовой стрелке и против часовой стрелки, то можно заметить, что по мере приближения к захоронению № 3 количество сосудов в могилах постепенно увеличивается, в погребении № 3 достигает максимума, затем вновь уменьшается.
В погребениях одного ряда увеличивается количество сосудов одного типа (горшков), в погребениях противоположного ряда — другого (мисок). Таким образом, можно говорить о том что могильник Данку 1 организован высокоспецифическнм способом и является системой знакового, семиотического класса, созданной самими усатовцами. Основа ее структуры — парные или бинарные оппозиции32. Все сказанное о Данку 1 позволяет предположить, что погребения в малых группах и курганах, имеющие разную ориентировку, а порой различные позиции и набор инвентаря противопоставлялись друг другу.
Следует отметить, что имеются н другие могильники, проявляющие подобно Данку 1 системные особенности. Это ряд курганов Усатово и могильник Данку 2, хотя погребения последнего и ориентированы в одинаковом (северо-восточном) направлении33. Нами проведена дешифровка этих знаковых систем, о которой мы расскажем в другой работе. Здесь важно подчеркнуть, что ключом к раскрытию этих систем является предложенная ниже интерпретация ориентировки позднетрипольских погребений.
Исследователи часто пытаются увязать ориентировку погребенных то с особенностями рельефа местности, то с направлением течения реки. Для ориентировки трипольских погребений такая увязка едва ли правомерна. Действительно, как уже отмечалось в литературе, позднетрипольские племена Северного Причерноморья ориентировали покойников в основном на восток или северо-восток 34. Вряд ли на столь обширной территории все наиболее привлекательные, с точки зрения древнего населения, детали ландшафта постоянно оказывались к северо-востоку или востоку от мест захоронений. Чем же пользовались трипольцы для визирования направлений ориентировки умерших? Позднетрипольские погребения расположены в могилах в горизонтальном положении. Это обстоятельство означает, что визирование направлений ориентирования умерших осуществлялось в горизонтальной плоскости, а сами ориентиры, п-о-видимому, размещались на уровне горизонта. Следовательно, нам предстоит выбрать такой сектор горизонта, на который, -.ориентировано
41
статистически наиболее значимое количество погребений. Вообще окружность горизонта можно разбить на бесчисленное количество секторов самой разной величины, но из составленных нами диаграмм видно, что направления ориентировки по существу сосредоточены в секторе горизонта северо-восток- — юго-восток (рис. 2, 5, 6). На этот сектор ориентировано от 62 до 87% погребенных. Чем вызвано очевидное преобладание ориентировки на восточный сектор горизонта?
Как неоднократно засвидетельствовано этнографами, такая ориентировка захоронений наблюдается на некрополях, где умершие ориентированы в зависимости от восходов Солнца или | Луны. Рассмотрим характер и границы распределения точек^ восходов и заходов этих светил по окружности горизонта. В те-* чение года восходы и заходы Солнца перемещаются к северу летом и к югу — зимой. Для Луны справедливо обратное, но ее движение сложнее. Луиа с периодом в 18,6 лет меняет свои крайние точки восходов и заходов в северном и южном участках горизонта и оказывается то впереди, то позади Солнца. Таким образом, на одно крайнее положение Солнца в году приходятся два крайних положения Луиы. В середине — конце III тысячелетия до н. э. Солнце и Луна были всего на 0,5° выше, чем в наше время35, так что восходы и заходы этих планет сейчас видны почти там же, где и во времена позднего Триполья. На широтах трипольских памятников все точки заходов и восходов Солнца и Луны распределены по секторам горизонта юго-запад — северо-запад и северо-восток — юго-восток (рис. 2, 4), Большинство позднетрипольских погребений ориентировано на сектор северо-восток — юго-восток, то есть на сектор восходов Солнца и Луны.
Обряд захоронения покойников в направлении восходов небесных светил возник, видимо, еще в эпоху палеолита в связи с развитием у древних людей систематических наблюдений за астрономическими явлениями с целью ориентировки во времени и пространстве. Для своих практических потребностей человек с древнейших времен пользовался фазами Луны и ритмами Солнца. Элементы рациональных знаний, особенно о явлениях Космоса, у древних людей, как известно, всегда переплетались с религиозными верованиями, присутствовали в той или иной форме в различных обрядах, в частности в погребальном ритуале. Исходя из этого можно полагать, что преобладание ориентировки погребенных на восточный сектор горизонта объясняется связью похоронной обрядности поздних трипольцев и идеи «возрождения» умерших сородичей с культом рождающихся (воскресающих) небесных светил. Поэтому позднетрипольское население хоронило покойников в основном в направлении восходов Солнца или Луны.
Анализ древнейших обсерваторий мира показал, что древний человек обладал огромным опытом визуальных астрономических
42
наблюдений, важнейшей целью которых было определение моментов максимальных приближений точек восхода Солнца и Луны к северу36. На широтах обитания позднетрипольских племен эти явления примерно приходились на северо-восточное направление (рис. 2, 4} . Неслучайным поэтому выглядит высокий процент северо-восточной ориентировки (до 61%) (рис. 2, 5, 6), Очевидно, северо-восточное направление ориентировки играло главенствующую роль в погребальном ритуале. Это подтверждается и планировкой могил в курганах рядами, вытянутыми с юго-запада на северо-восток. По линиям, ориентированным с юго-запада на северо-восток, размещена значительная часть насыпей первого курганного могильника в Усатово.
Ответить на вопрос о том, какому светилу, Солнцу или Луне, принадлежал приоритет в религиозных представлениях, связанных с ориентированием умерших, сейчас не представляется возможным. Для его решения, вероятно, необходимы серия замеров азимутов ориентировки костяков и последующая статистическая ее обработка. В то же время преобладание в ориентировке северо-восточного направления говорит о том, что точка восхода Солнца или Луны не служила ориентиром для покойника непосредственно в день захоронения. Ведь крайние, северо-восточные положения каждое светило занимает по одному разу в год. Скорее всего погребения ориентировались приблизительно, с использованием особенностей рельефа местности (холмов, курганов). Показательна в этом смысле топография второго курганного могильника в Усатово, где восточным и северо-восточным ориентирами вполне могли служить склоны Жеваховой горы.
В статье рассмотрен, естественно, далеко не полный круг вопросов, касающихся ориентирования умерших. Еще требует, например, объяснения меридиональное направление покойников в Выхватиицах и курганах Тираспольщины [1]. Бесспорно, однако, что в решении целого ряда проблем, связанных с мировоззрением и социальной структурой иозднетрипольского населения, ориентировка погребенных является полноправным историческим источником.
1 Патокова Э. Ф. Обряд погребений Усатовских курганных могильников— ЗОАО, 1967, 2, с. 18.
2 Дергачев В. А. Позднетрнпольскне курганы Тираспольщины.— АИМ — 1973. Кишинев, 1974, с. 262.
3 Дергачев В. А. Выхватинский могильник. Кишинев, 1978, с. 27.
4 Лагодовська О. Ф. Пам’ятки усатівського типу.— Археологія, 1953, № 8, с. 99; Збенович В. Г. Позднетрипольские племена Северного Причерноморья К., 1974, с. 133—134.
5 Дергачев В. А. Выхватинский могильник, с. 28.
6 Каменецкий И. С., Маршак Б. И., Шер Я. А. Анализ археологических источников. М., 1975, с. 22—23.
7 Авилова Л, И. К изучению позднетрипольского погребального обряда.— С А, 1978, № 3, с. 61; Дергачев В. А. Указ, соч., с. 40—42.
8 План кургана 1-11 утрачен. Реконструирован нами графическими методами по профилям п описанию автора раскопок (Лагодовська О. Ф. Розкопки Усатівського кургану 1-11). — НЗНА, 1946, ки. 2.
9 Патокова Э. Ф. Указ, соч., с. 16, рис. 3.
■'Патокова Э. Ф. Усатовский курган 1-12.— КСОАМ 1962 г. Одесса, 1964, с. 113.
11 Патокова Э. Ф. Обряд погребений..., с. 14; Збенович В. Г. Указ, соч., с. 123.
. 12 Патокова Э. Ф. Усатовский курган 1-12, с. 114; Патокова 3. Ф. Раскопки Усатовского кургана 1-13 в 1961 году.— КСОАМ 1961 г. Одесса, 1963, .с. 14.
ї3 Патокова Э. Ф. Раскопки Усатовского кургана 1-15 в 1962 году.— КСОАМ* А 963 г. Одесса, 1965.
- 14 Лагодовська О. Ф. Вказ. праця, с. 44.
15 Там же, с. 53.
16 Патокова Э. Ф. Обряд погребений..., с. 14—15.
17 Там же, с. 13.
18 Мелюкова А. И, Курган усатовского типа у с. Тудорово.— КСИА АН СССР, 1962, вып. 88, с. 75, рис. 20.
19 Дергачов В. А. ПІзньотрппільські могильники Данку в Молдавії.— Археологія, 1978, № 28, с. 64.
20 Лагодовська О. Ф. Проблеми усатівської культури.— НЭПА, Уфа, 1943, кп. 1, с. 60.
21 В отчете Е. Ф. Лагодовской о раскопках кургана П-З положение кос
тяка в яме 2а «на спине..» указано ошибочно. По чертежу (архив OAMj № 59524) видно, что в данном случае имел место неполный разворот трупа с левого бока па спину при забутовке могилы камнями. *
23 Патокова Э. Ф. Обряд погребений..., с. 14.
.... 23 Дергачев В. А. Позднетрипольские курганы....
24 Дергачев В. А. Выхватипский могильник, с. 54.
25 Дергачев В. А. Указ, соч., с. 63.
26 Дергачев В. А. Выхватипский могильник, с. 27—28. ” }
27 Там же, с. 9—14, 57, рис. 2. ' с
■ 28 Дергачов В, О. Пізпьотрипільські могильники..,, с. 56—58. t .-
29 Там же, с. 57, рис. 1.
( 30 Там же, с. 56—58.
31 Там же. s -1
32 Иванов В. В. Бинарные структуры в семиотических системах.— В кн.а
Системные исследования. Ежегодник, М„ 1972. 1
33 Дергачов В. О. Вказ. праця, с. 58—59. J
34 Патокова Э. !Ф. Указ, соч., с. 18. Збенович В. Г, Указ, соч., с. 47.
35 Хоккинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977>> с. 280, табл. 1.
36 Хоккинс Дж. Указ, соч.
ПОЯВЛЕНИИ КОРЧАГ
У В ПАМЯТНИКАХ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ