<<
>>

В.А.ПЕТРАШЕНКО ВОЛЫНЦЕВСКАЯ КУЛЬТУРА НА ПРАВОБЕРЕЖНОМ ПОДНЕПРОВЬЕ

Анализируется пестрая картина сосуществования различных по культурной принадлежности групп памятников Среднего Поднепровья в последней четверти I тыс. н.э., которые невозможно свести к какой-нибудь одной из общепринятых сегодня археологических культур.

Все археолого-этнические типы или локальные группы в той или иной степени приняли участие в становлении культуры Киев­ской Руси. В этом процессе существенным, если не решающим, был вклад сахновско-волынцевских древностей.

Открытие памятников волынцевской культуры на Правобережном Подаепровье поста­вило перед исследователями целый ряд интересных задач о взаимоотношениях этих древностей с культурой типа Луки-Райковецкой, их происхождении, путях развития, а также месте в формировании древнерусской культуры Правобережья.

Впервые волыицевекие памятники на Правобережье открыты около 20 лет назад в Киевском Поднепровье. Сегодня, кроме хорошо известных — Ходосовки и Обухова Ц, к этой культуре относят нижние слои Монастырька, некоторые комплексы Киева, по­селения около сел Григоровки и Бучаки, где выявлена керамика волынцевского типа. На большинстве этих памятников волыицевекие древности непосредственно связаны с древнерусскими. Причем происходит это без каких-либо следов военного столкнове­ния. Заметим, что этот процесс характерен не только для Правобережья, ной для Лево­бережья, точнее его прибрежной Поднепровской территории. Об этом свидетельствуют материалы славянского поселения вблизи Переяслава-Хмельницкого (уроч. Горелое), которое по материальной культу ре аналогично Монастырьку, расположенному напротив.

Среднее Поднепровье последней трети I тыс. н.э. представляет в археологическом плане довольно пеструю картину. Здесь бытует Пеньковская культура (ее поздний этап), волынцевская, роменская, типа Луки-Райковецкой, сахновские древнос , вы­деленные в отдельный этап, отношение которых к названным археологическим культу­рам до конца не разработано.

Чтобы выяснить взаимозависимость этих культур, мы провели сравнительно-типологический анализ наиболее массового материала — керами- ки. Цель анализа археологическая интерпретация каждого исследуемого памятника, соотношение его с конкретной археологической культурой и конкретным этническим образованием (подразумеваются летописные ’’племена”).

Сравнительному анализу подверглись керамические комплексы 13 славянских по­селений VIII—IX вв. из Среднего Поднепровья, относящиеся к следующим археологи­ческим культурам: типа Луки-Райковецкой — Тетеревка, Шумск, Буки, Лука-Райковен- кая; волынцевской — Ходосовка, Волынцевское поселение; Пеньковской — Луг 1, Ма­каров Остров; роменской — Новотроицкое; поднепровско-поросским - Монастырей, Сахнов к а, Каневское поселение.

Методика заключалась в анализе на уровне вычисления абсолютного коэффициента © В.А.Петрашенко, 1990

ISBN 5-12-002523-4 Проблемы археологии Южной Руси. Киев, 1990

сходства по отдельным признакам, отражающим форму сосуда, орнаментацию^ техно­логию, а затем вычислялся среднеарифметический показатель по сравниваемым парам з целом. Упорядоченная таблица парных коэффициентов сходства исследованных кера­мических комплексов позволила выделить дде группы памятников с высокой степенью сходства. Первая состоит из трех поселений: Монастырей, Каневское и группа поселе­ний из Киева, коэффициент сходства которых 78—84 % (см. табл.). Вторая включает Сахновку, Ходосовку, Волынцево — 77—91 %. Каждая из групп объединяет памятники одного культурно-хронологического этапа. Не вошедшие в эти группы поселения следу­ет рассматривать самостоятельно, а их интерпретация зависит от сравнительного анализа по отдельным совокупностям признаков.

Обшиє парные коэффициенты сходства сосудов по всем признакам

Наимено- Киев Мо- Канев- Ново- Вое- Ходо- Сах- Волын- Луг I, Мака- Луг I,
заниє па­мятника нас­

ты-

рек

ское

поселе­

ние

троиц­

кое

точная

Волынь

сов­

ка

нов-

ка

цево VIII- IX вв. ров

Остров

VII- ' vm вв.
Киев - 83,7 69,1 65,7 73,9 67,7 64,1 64,5 64,7 61,6 54,6 729,9
Монастырек 83,7 - 78,1 63,1 72,3 64,1 64,8 63,1 . 67,5 71,3 52,6 740,8
Каневское

поселение

69,1 78,1 L, 68,2 70,9 65,6 65,1 59,7 65,2 70,5 59,7 736,8
Новотроиц­

кое

65,7 63,7 68,2 68,8 74,2 72,2 72,3 68,3 70,6 57,1 745,5
Восточная

Волынь

73,9 72,3 70,9 68,8 74,4 69,5 67,4 74,1 71,6 63,5 775,6
Ходосовка 67,7 64,1 65,6 74,2 74,4 - 76,6 78,8 71,7 67,6 68,8 779,2
Сахновка 64,1 64,8 65,1 72,2 69,5 76,0 - 80,6 72,5 68,0 74,5 786,8
Волынцево 64,5 63,1 59,1 72,3 67,4 78,8 80,6 - 67,0 65,6 65,‘5 757,0
Луг I, VIII— IX вв. 64,7 67,5 65,2 68,3 74,1 71,7 72,5 67,0 __ 70,1 71,2 759,6
Макаров

Остров

61,6 71,3 70,5 70,6 71,6 67,6 68,0 65,6 70,1 62,3 744,6
ЛугІ,

VII-VIII вв.

54,6 52,6 59,7 57,1 63,5 68,8 74,5 65,5 71,2 62,3 - 703,6
Всего 729,9 740,8 736,8 745,5 775,6 779,2 786,8 757,0 759,6 744,6 703,6 -

Для решения вопросов, связанных с генезисом археологических культур, важно выяснить степень сходства формы сосудов исследуемых памятников.

Высокий коэф­фициент сходства, более 80 % (при вариационном размахе 64—89%), по форме верхней части сосуда наблюдается между керамическими комплексами большинства памятни­ков, что лишь отчасти связано с общностью происхождения и в гораздо большей мере отражает тенденцию к объединению. Большая степень совпадения показателей формы сосуда (82—88 %) прослеживается между керамикой Монастырька, Каневского поселе­ния, Киева и Сахновки. Эти памятники близки по форме керамики и составляют обо­собленную группу по отношению к другим. Монастырей, Каневское поселение и Киев близки хронологически. Сахновка же по отношению к ним является более ранним комплексом. Подобный факт можно объяснить типологической преемственностью меж­ду Сахиовкой и данной группой комплексов. Исходя из распространенного в литерату­ре представления о генетической преемственности между волынцевской и роменской культурами, можно было бы ожидать такую же высокую связь по форме керамических комплексов Новотроицкого и Волынцевского поселений. Однако степень сходства их небольшая — около 70 %. По керамике Волынцевское поселение оказалось гораздо бли­же к правобережным памятникам, чем к Новотроицкому.

Относительно Ходо совки исследователи полагают, что ее материалы близки волын- цевским и относятся к одной культуре. Полученные данные подтверждают это по­ложение. ”

На основе анализа керамических комплексов поселения Сахновка, Ходосовка и Волынцево можно отнести к одной археологической культуре, чему не противоречат и другие категории археологического материала, во многом совпадают также топография, устройство жилищ и отопительных сооружений, культурно-хозяйственный комплекс в целом. Единственным отличием поселений типа Сахновки от волынцевских памятников является отсутствие в керамических комплексах Сахновки гончарюй керамики волын- 48

невского типа. Это отличие, с нашей точки зрения, не является существенным, тем более единственным признаком в решении вопроса о культурной принадлежности конкретно­го памятника.

Совершенно очевидно, что керамика подобного облика не могла произво­диться на каждом поселении, отнесенном к волынцевской культуре, так как ее коли­чество по отношению к лепной на большинстве правобережных поселений примерно рав­но привозным амфорами составляет 3—4 %. Сказанное позволяет рассматривать гончар­ную керамику волынцевского типа на поселениях Правобережья как привозную. Цент­ром ее производства, по-видимому, были некоторые поселения Левобережья, где она многочисленна. Территория распространения известных памятников волынцевского ти­па в общих чертах совпадает с племенными землями полян и северян, а сама культура связывается с эпизодом недатированной части ’’Повести временных лет” о выплате дани хозарам в середине VIII в. Есть неопровержимые доказательства связи волынцев­ской культуры с Хазарией, но ни в коем случае нельзя рассматривать возникновение волынцевской культуры как результат хозарского влияния.Допустима, наверное,лишь мысль о появлении и частичном оседании алано-болгарского населения на территории Лесостепного Левобережья. Этот процесс характерен и для Правобережья, где на рубеже VII—VIII вв. алано-болгарское население проникает в Южное Поднепровье (подразуме­ваются памятники типа Канцырки и Пастырского).

Для выяснения вопроса об истоках сахновскотволынцевских древностей обратимся к памятникам VI-VII вв. Среднего Поднепровья, в первую очередь, к древностям Пень­ковской культуры. В литературе высказана мысль о генетической преемственности пеньковской культуры и древностей типа Сахновки, последние рассматриваются как самостоятельный этап1. Представляется, что поселение около с.Сахновка не имеет пря­мых генетических корней в пеньковской культуре. Некоторые отличия между этими памятниками наблюдаются как в топографии поселений, так и в конструкции жилищ. Пеньковские жилища на позднем этапе почти все без исключения имели печи-каменки, тогда как население Сахновки строило, главным образом, глиняные или каменно-глиня­ные печи. Но наиболее существенные отличия можно наблюдать в массовом материа­ле — керамике.

Памятники сахновско-волынцевского этапа совсем не имеют ребристых (биконических) горшков. Этот факт можно объяснить хронологической разнил,ей, по­скольку биконическая посуда в VIII в. повсеместно исчезает, кроме памятников, свя­занных непосредственно с пеньковской культурой, где подражания этой посуде имеют место в комплексах VIII—IX вв. (Макаров Остров). Исходя из этого, мы вправе искать биконическую посуду на Сахковском поселении.

Памятники, близкие сахновским, открыты в Киевском Поднепровье на поселении Обухов II, где они датируются VIII в.2 Как отмечает исследовательница, они имеют местные традиции и связаны с локальной северо-среднеднепровскбй группой славян­ских древностей VI-VII БВ.

Итак, на Правобережном Поднепровье волынцевская культура, как по хронологии, так и по основным археологическим характеристикам, соответствует сахновским древ­ностям, составляя с ними один этап, в формировании которого главное место принад­лежит местному населению. Специфику волынцевских памятников составляет присут­ствие в керамических комплексах гончарной керамики, которой нет на поселениях ти- • па Сахновки, что отражает лишь отсутствие прямых контактов с левобережным населе­нием, которое ее производило.

Волынцевская культура в целом имеет более тесные связи с памятниками VIII— IX вв. Среднего Поднепровья, чем с роменскими, что ставит под сомнение генетичес­кую последовательность волынцевских и роменских древностей, к тому же они на зна­чительном отрезке времени совпадают. Однако при некотором совпадении ранних слоев роменской культуры с волынцевской пока неизвестны памятники, где бы фиксирова­лась их стратиграфическая преемственность3. В то же время такая последовательность прослежена на Правобережье, например на городище Монастырек, где ранние, жилища VIII в. с глиняными печами волынцевского облика перекрываются жилищами с печа­ми-каменками IX—X вв.

Четкое определение, к какому этническому образованию следует отнести каждый из рассмотренных памятников, подразумевает их соотнесение с летописными ’’племена­ми”.

Волынцевская культура, признанная как северянская на Левобережье, распростра­нена в VIII— IX вв. на Правобережном Приднепровье, заселенном, по летописным дан- 49

тым. поляками. Археологическая идентификация полян вое еще остается одной из за­гадочных проблем славянской археологии, несмотря на предпринятые усилия исследо­вателей найти ее решение. Распространение памятников волынцевского типа на Правобе­режном Поднепровье только усилило ее остротуп Предпринятые нами попытки на кера­мических комплексах подойти к ее решению — лишь один из необходимых этапов в ис­следовании проблемы.

Как нам представляется, сахновские и волынцевские древности Правобережья мож­но рассматривать как один культурно-хронологический тип, который, вероятно, и сле­дует связывать с летописными полянами. При этом нельзя отрицать возможности пере­селения какой-то части левобережного населения — носителей волынцевской культуры в район Киевского Поднепровья4. Ведь на VIII в. приходится распространение хазар­ских даней на восточных славян. Усиление давления Хазарского каганата на восточно- славянские земли не могло не вызвать оттока какой-то части населения Левобережья в более безопасные районы. К тому же Киев с момента возникновения роси развивался за счет притока населения различных восточнославянских племен и уже в те времена имел межплеменный характер.

Главный вывод, полученный нами, сводится к тому, что Среднее Поднепровье в последней четверти I тыс.н.э. представляло собой в археологическом плане сложное явле­ние. В этой маргенальной зоне сосуществовали различные по культурной принадлежнос­ти группы памятников, которые невозможно свести к какой-нибудь одной из общепри­нятых сегодня археологических культур. Все археолого-этнические типы или локальные группы в той или иной степени приняли участие в становлении культуры ранней Киев­ской Руси, а в конечном счете древнерусской культуры. В этом процессе существенным., если не решающим, был вклад сахновско-волынцевских древностей. Их перерастание в древнерусскую культуру на таких памятниках, как Киев, Монастырек, Каневское посе­ление, яркое тому подтверждение.

В Среднем Поднепровье до середины IX в. не только в городах, но и на поселениях собственно древнерусская культура выступает достаточно ощутимо. Именно на этот период приходится образование первого государственного образования ’’Русская зем­ля", центром которого стало население рассмотренных поселений.

1 Приходнюк О.М. Археологічні пам’ятки Середнього Придніпров’я VI-EX ст. - К., 1980. - С126.

2 Кравченко Н.М. Исследование славянских памятников на Сгугне // Славяне н Русь. - Киев,

1979. - С. 89.

3 Щеглова О.А. Салтовские вещи на памятниках волынцевского типа // Археологические памят­ники эпохи железа Восточноевропейской лесостепи. - Воронеж, 1987. - С.82-83. .

4 Су ха боков О.В. До питання про пам'ятки волинцевськоготипу //Археологія. -1977 -Вип. 21. -

С.67.

А.В.ГРИГОРЬЕВ

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ УКРАШЕНИЙ РОМЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Многочисленные вещи провинциально-византийского, западно-славянского и позднеаварского типов появляются на Левобережье Днепра одновременно с появлением роменских древностей. Поразитель­ное разнообразие этих предметов и их относительная синхронность указывают на то, что проникнове­ние указанных типов украшений носило характер кратковременного мощного импульса, а не дли­тельного воздействия., В то же время сильное и продолжительное влияние со стороны салтовской культуры привело к появлению местных украшений, по стилю близких к степным, а на последнем этапе существования роменской культуры - отдельных вещей с различных территорий Древней Руси.

Украшения, несомненно, одна из наиболее ярких категорий находок на памятниках Ле­вобережья Днепра конца I тыс. н.э. В настоящее время известно значительное количест­во изделий из серебра, бронзы, реже из золота и железа, большая часть которых уже вве­дена в научный оборот. При публикации многих памятников роменской культуры укра тения неоднократно использовались для определения хронологии, а также при описа­нии ремесел и торговых связей того или иного поселения. В ряде обобщающих работ этот материал послужил для датировки культуры в целом и для решения вопросов ре-

© А.Б.Григоръев, 1990 ISBN 5-12-002523-4 -Проблемы археологии Южной Руси. Киев, 1990

месла и торговли летописных северян1. Некоторые категории вешей стали объектом специальных исследований2. В то же время еще не рассмотрены проблемы происхожде­ния и развития всего комплекса роменских украшений, его соотношения с комплекса­ми синхронных и последующих культур. Объем предлагаемой работы не позволяет рас­смотреть все возникающие в связи с этим вопросы, поэтому постараемся лишь наметить основные тенденции в развитии северянского ювелирного ремесла.

Характерной чертой рассматриваемого набора украшений является большое разно­образие типов вещей, многие из которых представлены единичными экземплярами. С одной стороны, это затрудняет создазме достаточно надежной типологии находок, с другой — делает возможным и даже необходимым провести дифференциацию материа­ла, прежде всего по культурной принадлежности, дабы вычленить вещи, относящиеся собственно к роменской культуре.

Из-за сложных этнических и культурных процессов, происходивших в Восточной Европе в последней четверти I тыс. н.э., порой невозможно однозначно определить роди­ну того или иного предмета. Однако в составе находок с памятников роменского типа выделяются более или менее значительные группы, этническая принадлежность которых в целом не вызывает сомнений.

Наибольшее внимание исследователей традиционно привлекает группа вещей, отно­сящихся к салтовскому кругу древностей. Большое количество салтовских украшений, вероятно, объясняется как территориальной близостью Хазарского каганата, так и по­литической зависимостью северян от последнего, вплоть до конца IX в. На раннем этапе салтовский элемент, представленный на изучаемой территории древностями волынцев-. ского типа, в большой мере повлиял на весь облик роменской культуры. Украшения этого периода наряду с другими категориями находок того жв происхождения доста­точно полно рассмотрены в специальной статье О. А .Щегловой3. Там же аргументирован­но определено время появления салтовских вещей на славянских памятниках региона — середина VIII в Л Во второй половине VIII — первой половине IX в. эта группа являлась ведущей во всем комплексе украшений роменской культуры. Однако на протяжении IX в. наблюдается значительное падение доли салтовских вещей в наборе украшений отдельных.памятников. Так, если в материалах Опошни практически все ювелирные из­делия происходят из степных районов5, то на городище Новотроицком они составляют менее одной пятой числа всех находок6. В X в. на территории Днепровского Левобе­режья встречаются лишь отдельные Вещи, связанные с салтово-маяцкой культурой. В несколько большем, но также незначительном количестве известны они на славян­ских памятниках Среднего Дона'. Литые серьги салтовского типа известны в X в. и на памятниках Верхней Оки®, но следует учитывать, что производство подобных украше­ний освоено и на части финно-угорской территории9, откуда, вероятно, они и попадали в земли вятичей.

Вещи, которые можно с уверенностью связать с финно-уграми, на Левобережье Днепра немногочисленны. Наиболее характерные из них — подвески в виде ’’утиных ла­пок” из роменского слоя Новгорода-Северского и с Большого Горнальского городи­ща — относятся к X в. Первой половиной X в. можно датировать шумящую подвеску из жилища 7 поселения у сТорбово. К более раннему времени относится фрагмент ’’бляш­ки чудского типа” из состава Ивахниккого клада10. На протяжении существования куль­туры встречаются спиралевидные пронизки и трапециевидные привески. Невыразитель­ность этих находок не позволяет определить, являются ли они также финно-угорскими или же представляют собой один из пережитков культурных традиций более раннего автохтонного населения, в основе своей, вероятно, балтского.

Исключив, таким образом, из комплекса украшений элементы соседних, явно не славянских культур, обратимся к группе вещей, принадлежащих собственно носителям роменской культуры. Уже на наиболее ранних памятниках, кроме изделий салтовского типа, были встречены, правда, в небольшом количестве, вещи совершенно иного облика. Так, на поселении Вовки найдена бронзовая бляшка, аналоги которой автор пубпик-япии находит в славяно-аварских древностях VIII — началах IX в.11 Широко известные серьга с Битицкого городища и браслеты из Волынцевского могильника обычно связывают с аналогичными вещами Фативижского клада12. Если связь этого клада с районами Сред­него Дуная не вызывает разногласий13, то его датировка входит.в явное противоречие с датами указанных памятников, определенными по салтовским аналогам. Автор публи- 51 кадии клада на основании принятых в то время датировок определил время зарытая зешей V—VI вв.14 Для датировки из состава клада были привлечены поясной набор и бубенчики15. На основе того же поясного набора О.В.Сухобоков отнес клади, соответ­ственно, аналогичные вещи из Бигицы и Волынцева к VII в.16 Необходимо вновь обра­титься к составу упомянутого клада. Поясной набор, состоящий из семи литых прорез­ных накладок, такой же пряжки и застежки, действительно находит массу аналогов в аварских древностях17. Причем литые украшения подобного типа относятся к III перио­ду развития указанных древностей. Сторонники широкой датировки этого периода от­носят его начало ко времени после 680 г. и считают, что он включает в себя весь VIII в. А.К.Амброз сузил дату. По его мнению, вещи данного типа появляются с 720—730-х го­дов и существуют до конца VIII в. Следовательно, появление их на территории Черни­говщины произошло не ранее середины VIII ст. Бубенчики из Фативижского клада, а также Волынцевского могильника, по аргументированному мнению А.К.Амброза, пред­ставляют собой ’’важный признак VIII в.(и позже) в Восточной Европе вообще”18"19.Две серьги, идентичные битицкой, имеют прямой аналоге находках с Гнездовского городи­ща*, которое датируется более поздним временем. Таким образом, есть все основания для включения Фативижского клада в круг роменских древностей второй полови­ны VIII в.

Кроме перечисленных вещей, к материалам волынцевского типа традиционно отно­сится Харьевский клад. Д.Т.Березовец датировал его VII—VIII вв.и находил ближайшие аналоги вешам в материалах Пастырского городища20. О.В.Сухобоков также использо­вал материалы клада для характеристики ’’волынцевской культуры”, что вызвало возражения О.А.Щегловой. С одной стороны, она отмечала, что сосуд, в котором нахо­дился клад, несколько более позднее подражание волынцевским сосудам, с другой — на основе связи с древностями пастырского типа предложила датировать клад временем до середины VIII в.21"22

Чтобы объяснить эти противоречия, еще раз обратимся к датировке клада и воз­можному месту его формирования. В последнее время многие исследователи склонны датировать клад в пределах VIII в.23 Так, по мнению В.Б.Ковалевской, литая серебря­ная пряжка из состава клада ”не составляет определенного типа, сна несет на себе ряд типичных черт VIII—IX вв.”24 Отметим, что близкая этой пряжка происходит из Мора­вии, где она датируется VIII в. 25 Фрагмент полой гривны также имеет аналоги в зіапад- нославянских землях26. Как считает Б.Свобода, подобные вещи производились визан­тийскими мастерами и бытовали на территории Моравии в конце VII — первой полови­не VIII в.27 К VIII в. А.К.Амброз относит и харьевские антропоморфные фибулы28.

Основываясь на близости Харьевского клада к находкам с Пастырского городища, О.В.Сухобоков пришел к выводу о местном производстве украшений, входящих в его состав29. Однако, если часть вещей Харьевского клада имеет относительно широкий аре­ал распространения, то некоторые указывают весьма точно на возможное место его фор­мирования. Так, паяные звездообразные серьги относятся, по А.И.Айбабину, к приду- найскому типу30. В отличие от сережек пастырского типа они выполнены в сложной тех­нике, вероятно, византийским мастером. Также к провинциально-византийским отно­сятся отмеченные фрагменты гривны и браслета с полыми концами. Дунайского проис­хождения и антропоморфные фибулы31. Поскольку состав клада подразумевает относи­тельно широкое одновременное бытование входящих в него вещей, местом формирова­ния Харьевского клада можно считать придунайские территории как единственные, где встречаются все типы найденных вещей. На Левобережье Днепра клад, очевидно, попал уже в готовом виде.

Как отмечалось, вещи придунайского происхождения встречаются на памятниках указанного времени, поэтому нет никаких противоречий во включении Харьевского клада в круг исследуемых древностей. Если подходить к волынцевским материалам не как к самостоятельной культуре, а лишь как к своеобразному пласту древностей, нало­жившемуся на раннем этапе на культуру роменского типа32, то вполне объяснимо сосу­ществование двух совершенно разных традиций.

Вещи, изготовленные в Придунавье, продолжают существовать и в IX в., причем аре­ал их распространения значительно увеличивается. Примером могут служить серебряная

Серьга хранится в музее пои ка&ецре археологии МГУ. Выражаю благодарность Т.А-.Пушкиной за ознакомление с неопубликованным материалом.

лунницевидная подвеска с зерневым орнаментом с Кузнецовского городишз на Дону33 и фрагмент золотой полой с зернью серьга из кургана 2 у дер. Лебедна на Верхней Оке3

<< | >>
Источник: Проблемы археологии Южной Руси: Материалы ист.-археолог. семинара ’’Чернигов и его округа в 1Х-ХІП вв.”. Чернигов, 26-28 сенг. 1988 г. / АН УССР.Ин-т археологии и др.; Редко л.: П.П. Толочко •отв. ред.) и др. - Киев : Наук, думка,1990. - 140 с.. 1990

Еще по теме В.А.ПЕТРАШЕНКО ВОЛЫНЦЕВСКАЯ КУЛЬТУРА НА ПРАВОБЕРЕЖНОМ ПОДНЕПРОВЬЕ:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -