<<
>>

  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ[41]  

Альфред Фулье в своем сочинении «L'avenir de la meta- physique» говорит: «При обсуждении всякой проблемы нравственности дело идет о внутренней природе воли и сущности добра, о нашем отношении к ближним и вселенной.
Каждый раз, когда пред нашею совестью возникает какая- либо альтернатива и разрешается в отдельном действии, это действие воплощает в себе наше верование о нашей связи с ближними и целым миром». Другими словами, мы не можем что-нибудь считать безусловно должным для себя, если не видим к тому оснований; а таких оснований не в состоянии дать частные соображения о соответственности отдельных явлений нашим желаниям, потому что всякие правила, этим путем полученные, будут неизбежно относительны; вдея безусловных обязанностей может бьпъ обоснована только из законченного представления о всем смысле нашей жизни. Между тем, если откинем мысль о высшем нравственном долге, от нашею понятия о добре в его обычном значении не останется ничего. Тогда придется или предоставить нравственную жизнь случайной игре страстей в их безграничной противоречивости, невольно давая при этом каждому побуждению оценку эгоистическую, по их пользе или удовольствию для нас, или ожидать того счастливого времени, о котором мечтает Герберт Спенсер, когда зло в людях исчезнет бесследно, когда они будут от рождения святы, когда они станут творить добро не потому, чтобы видели его идеальную цену, а по той же физической неизбежности, с какою они дышат. Когда наступит это время, и наступит ли когда-нибудь?

Что же нужно предположить в себе и в мире, чтобы наш нравственный долг не был призрачным и пустым словом?

  1. I как теоретически оправдать наши предположения в этой lt; власти (потому что неоправданное для ума не может явиться источником сериозных убеждений, а понятие о нравственных обязанностях прежде всего должно быть серйозні»! м)? Уже в первой моей статье я указывал на трудное положение современной этики в этом отношении: в тех философских верованиях, которые наиболее распространены теперь, все, что настоятельно нужно признать для де йствительного обоснования нравственных задач жизни, (к-спощадно отрицается. Эти верования создались и крепни веками, они возникли не по чьей-нибудь злонамеренной прихоти, — в их образовании сказалась логическая необходимость внутреннего роста воззрений, может быть, односторонних, но во всяком случае содержавших весьма важную долю истины.
    Бороться с ними дело нелегкое.
  2. а деяться рассеять эти верования, у кого они есть, в короткой журнальной статье было бы странно, чтобы не сказан, больше. Цель моя менее притязательна: я, во-первых, постараюсь показать, что положение нравственной про- инемы не до такой степени роковое, — что отрицание, нередко возводимое в догмат, само логически обосновано недостаточно и во многих отношениях не подымается над уровнем субъективных мнений. Во-вторых, я изложу мои і lt; gt;(gt;ственные взгляды по тем коренным вопросам знания, с ко трыми этика неизбежно соприкасается.

 

<< | >>
Источник: Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: "Российская политическая энциклопедия",1996. - 560 с.. 1996

Еще по теме   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ[41]  :