<<
>>

  О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ 

 

Впрочем, чтобы и на деле убедиться, как вышесказанное способно углубить наше понимание, применим его к разысканию о божественном провидении.

Поскольку, как очевидно из предыдущего, в боге свернуто все, даже противоположности, ничто не может избежать его провидения: сделаем мы что-нибудь, сделаем противоположное тому или ничего не сделаем — все уже было заключено в провидении бога.

Поэтому ничто не случится иначе как согласно божьему провидению.

68 Потом, хотя бог мог предусмотреть в своем провидении многое, чего не предусмотрел и не предусмотрит, а также предусмотрел многое, чего мог не предусматривать, однако ничего ни добавить к божественному провидению, ни убавить от него нельзя. Возьмем

в сравпении. Человеческая природа проста п едина. Если даже родится человек, рождение которого никогда не ожидалось, к человеческой природе ничего не прибавится, как ничего от пее не убавится, если он пе родится, и как ничего не убавляется, когда умирают родившиеся; причина в том, что человеческая природа свернуто заключает как людей, которые существуют, так и людей, которые не существуют и пе будут существовать, хотя могли бы. Точно так же, хоть бы случилось то, что никогда пе случится, все равно к божественному провидению ничего бы не прибавилось, потому что оно свернуто заключает как происходящее, так и не происходящее, но могущее произойти.

Теперь, как в материи многое, чего никогда не произойдет, заключено возможным образом, так, па- оборот, все, что пе произойдет, по может произойти, пребывая в божественном ировидепии, пребывает там пе потенциально, а актуально, причем отсюда пе следует, что оно существует в [материальной] действительности. Как мы говорим, что человеческая природа имилицирует и заключает в себе бесконечное число созданий — ведь она охватывает но только людей, которые были, есть и будут, но и которые могут быть, хотя иикогда не будут, и тем самым заключает изменчивое неизменным образом, подобно тому как бесконечное единство заключает в себо всякое число,— так божие провидение имплицирует и то, что произойдет, и то, что не произойдет, а только может произойти, в том числе противоположные события, подобно тому как род имплицитно соединяет в себе противоположные различия.

Наконец, все, что божие провидение знает, оно знает не по-разпому, не в зависимости от времени; ведь оно зпает будущее не как будущее и прошлое не как прошлое, но вечным образом, и измспчивое — неизменным образом. В силу этой непреложности и не- «• измешгости ничто не может от него ускользнуть; недаром все относящееся к провидению считается необходимостью, и справедливо, потому что все в боге есть бог, а оп — абсолютная необходимость.

Таким образом ясно, что события, которые никогда пе произойдут, пребывают в божественном провидении вышесказанным способом, хоть им не предусмотрено сбыться, и что бог необходимо предусмотрел в своем провиде- пии то, что предусмотрел, поскольку его провидение необходимо и неизменно, хоть он мог предусмотреть и противоположное тому, что предусмотрел. Ведь с полаганием свернутого единства еще не полагается свернутая в нем вещь, но с полаганием развертывания [этого единства] обязательно полагается и его свернутость; скажем, хоть завтра я могу читать или не читать, что я пи сделаю, я пе избегну провидения, охватывающего противоположности. Словом, что бы я ни сделал, все произойдет согласно божественному провидению.

Итак, вышеизложенное учение о том, что максимум предшествует всякому противоположению, поскольку так или иначе охватывает и свертывает все, позволило нам узнать нечто истинное о божественном провидении и других сходных вещах.

 

<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод/Общ. ред. и вступит, статья 3. А. Тажуризиной. — М.: Мысль,1979. — 488 е., 1 л. портр. — (Филос. наследие).— В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.. 1979

Еще по теме   О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ :

  1.   3. ИРИНЕЙ И ИППОЛИТ  
  2.   НИКОЛАЙ ИЗ КУЗЫ  
  3.   О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ 
  4. ГЛАВА 138 [О ЕДИНИЧНОСТИ И ЕДИНОМ]
  5. ГЛАВА 210 [О ФОРМЕ НОСИТЕЛЯ ДУШИ]
  6. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. Сократ, Тимей, Критий, Гермократ
  8. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. ЦИЦЕРОН КАК ФИЛОСОФ
  10. ДЕРЕВО СЕФИРОТ
  11. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  12. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  13. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  14. Глава семнадцатая. ОТЛИЧИЕ ХРИСТИАНСТВА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА.
  15. О числе и порядке страстей. Объяснение шести простых страстей
  16. Сократ, Тимей, Критий, Гермократ
  17. XXXIII. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ